Воскресение Христово – это главный христианский Праздник. Великую пасхальную ночь оглашает гимн: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это песнопение раскрывает смысл празднуемого события. Чтобы понять его, нам необходимо обратиться к началу человеческой истории. Первые люди, будучи обольщены падшим ангелом – дьяволом, предали Божью любовь. И завистью дьявола грех вошел в мир, а с грехом — и смерть. И смерть вошла во всех потомков Адама, потому что в нем мы все согрешили (Рим.5:12). Смерть не только разлучила душу с телом, она внесла тление и болезнь в кратковременную человеческую жизнь, и все без исключения люди были обречены на пребывание в аду после смерти. Поэтому все ветхозаветные люди, начиная с Адама и Евы, ждали, когда исполнится обетование Бога и придет долгожданный Спаситель.
И вот, чуть более 2000 лет назад, исполнилось древнее пророчество пророка Исаии: Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14). И Бог воплотился и стал человеком, чтобы как человеку умереть и, сойдя духом в ад, сокрушив адские врата, вывести из него всех праведников.
А совершив все это, Он Сам воскрес в своем теле. Христиане веруют, что в Таинстве Крещения мы облекаемся во Христа, вкушая Его Тело и Кровь в Таинстве Причастия, становимся сотелесными и сокровными Христу, и если Христос воскрес, то и мы воскреснем в своих телах.
В Символе Веры мы исповедуем, что ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Пасха – Воскресение Христово – есть подтверждение и твердое обетование того, что все мы воскреснем. Потому что, если Христос не воскрес, то тщетна вера наша (1Кор. 15:14). Своей смертью Христос победил саму смерть. Теперь, за трагедией смерти следует триумф жизни и у каждого человека появилась реальная возможность спастись и наследовать блаженную жизнь с Богом.
Почему освящают куличи и яйца?
Освящение продуктов к пасхальному столу является благочестивой традицией, которой мы выражаем Богу благодарность за Его дары и заботу о нас. Крашеные яйца, творожная пасха, пасхальный кулич — все имеет свою символику.
Яйцо – это символ жизни, выходящей из уз смерти. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного Воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал. Обычай дарить друг другу в праздник Пасхи яйца идет от самой древности. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она после Вознесения Господа пришла в Рим для проповеди Евангелия и, представ перед императором Тиверием, поднесла ему яйцо и сказала, начиная свою проповедь: «Христос воскресе!» Император удивился этим словам и заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике.
Артос – хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Артос – символ Господа нашего Иисуса Христа. Артос печется из дрожжевого теста. Закваска в нем символизирует Жизнь вечную, которую дает Господь верующим в Него.
Пасхальный кулич, главное блюдо на пасхальной трапезе, – это артос, перенесенный на праздничный стол. В куличе присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Такое дополнение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни.
Творожная пасха – это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности «новым небом и новой землей». А форма, в которую укладывается пасха, – это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима – города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Откр. 21, 22). А еще творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня.
Но при всей красоте пасхальных традиций мы не должны забывать, что главная забота Господа о нас – это спасение наших душ. «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8). Для этого Бог и стал Человеком во всем подобном нам, кроме греха, чтобы дать нам победу над грехом и соделать нас наследниками непреходящей радости блаженной вечной жизни, начало которой открывается человеку уже здесь – в земном странствовании.
Вот как об этом писал священномученик Онуфрий (Гагалюк):
«Христос Спаситель явился на землю не для того, чтобы устроить людям здесь, на земле счастливую, спокойную, богатую жизнь: рай на земле. Он не ставил себе задачей уничтожить нищету мирскую. Сам Он не имел, где главы приклонить (Лк. 9:58)…
Своих почитателей Спаситель не освободил ни от скорбей, ни от болезней, ни от гонений, ни от насильственной смерти (Ин. 16:33; Лк. 21:12–17). Зачем же сходил на землю Бог Слово? Для спасения душ человеческих, для того, чтобы переродить человека из греховного, страстного в сына Божия и дщерь Божию по благодати: дать чрез это внутреннюю радость человеку, которая, начинаясь здесь, будет продолжаться вечно (Ин. 16:22).
Христос основал Церковь, которая будучи таинственным Телом Его (Еф.1: 23), продолжает дело спасения людей. И поэтому с Богом может примириться только тот, кто стал членом Его Церкви, основанной две тысячи лет назад. Священник в Таинстве Рукоположения (посвящения в сан) получает от Бога власть прощать и удерживать грехи людей (Ин.20:23)».
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.