«Тестировать» чиновника на культуру!

Гамзат Гусейнов, директор Мамедкалинской художественной школы, многие годы своей жизни посвятил делу эстетического воспитания детей, их приобщению к настоящему искусству. Его работы выставлялись на вернисажах многих стран мира, а его воспитанники неоднократно становились лауреатами многих конкурсов. У него есть моральное и профессиональное право говорить о насущных проблемах состояния культурной жизни республики.

ДУША ДОЛЖНА ТРУДИТЬСЯ…

– Гамзат, что ты вкладываешь в понятие «культура»?

В моем представлении культура – это в первую очередь ценности, моральные нормы, мифы, стереотипы. Проще говоря, это то, что исцеляет нас от таких недугов, как бездуховность, безнравственность, пренебрежение к родным истокам, к своим родникам. Одним словом, это наше телесное и духовное здоровье. Не зря древние люди изображали свои рисунки на скалах. Они хотели передать следующим поколениям информацию в виде криптограмм. Иногда мы, современные люди, к сожалению, забываем о том, что надо сохранять наше наследие. Возьмем для примера Дербент. Реставрация, которую здесь сегодня проводят, как говорится, ни в какие ворота не лезет. А ведь есть законы реставрации. Нельзя же современный камень класть рядом с древним. Через 10-15 лет здесь вообще не останется ничего от старины. Наша гордость – Дербент – становится обычным заштатным провинциальным городом.

– Может, это от того, что некоторые чиновники считают, что культура – это то, что остается в свободное время после экономики, социальных отношений, образования, здравоохранения и т.д.?

К сожалению, этот остаточный принцип по-прежнему живуч. Я бы предложил, прежде чем назначить чиновника на высокий пост, тестировать его на культуру. Речь идет в первую очередь о таких должностях, как мэр города, глава администрации района, села. Они должны, даже обязаны знать об историко-культурном наследии своего населенного пункта, чтить память знаменитых земляков, сохранять памятники федерального и республиканского значения.

– Твое отношение к такому понятию, как «престижность и привлекательность региона»?

Мы сможем этого добиться, если будем всерьез заботиться о преемственности наших традиций, передаче опыта старших младшим. Сегодня мы много говорим о культуре туризма. А ведь это не только рестораны и гостиницы. У нас много разнообразных проявлений самобытной культуры. К сожалению, многое теряется, разбазаривается, уходит безвозвратно. Это касается и народно-прикладного искусства, и фольклора, музыкальной и песенной культуры, и этической культуры, которую мы называем «горский этикет». Посмотрите, как мало дагестанцев посещают выставки наших художников, презентации книг писателей в Национальной библиотеке. У нас научились проводить мероприятия ради «галочки», различного рода майданы. Много напускного, много шума… А ведь миссия культуры и искусства заставить душу трудиться, сопереживать. В противном случае мы деградируем.

САМООКУПАЕМОСТЬ КУЛЬТУРЫ – ЭТО БЛЕФ

Более чем за 40 лет со времени создания Мамедкалинская художественная школа добилась зримых успехов, ваши воспитанники становились лауреатами многих международных, всероссийских и республиканских конкурсов. Твое мнение об уровне художественного образования в республике?

Кузницей кадров всегда были Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала, Дагестанское училище культуры и искусств. Их выпускники стали известными художниками, дизайнерами, модельерами, актерами дагестанских театров. Некоторые из них продолжили учебу на факультетах ДГПУ. Но слабым местом здесь остается подготовка педагогов для наших школ. В республике в последнее время появилось множество частных школ искусств, но они еще не на уровне. Пока еще количество не перешло в качество. Самоокупаемость культуры – это, образно говоря, самоокучиваемость картошки, это блеф. После передачи школ искусств и художественных школ из Минкультуры под патронаж муниципальных властей ситуация ухудшилась, особенно с финансированием этих учебных заведений. Одним словом, хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

И еще. Как воздух нужны квалифицированные искусствоведы. «Охлаждение» интереса молодежи к трудоемкой искусствоведческой науке, недостаток финансирования аспирантской учебы не позволяют активно использовать для этого творческие связи с крупными искусствоведческими центрами страны. На мой взгляд, Институт искусства, языка и литературы ДНЦ РАН мог бы стать центром и методологической базой для организации этой работы.

МУЗЕИ – ЭТО МОЯ «ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ»

– Гамзат, хочется перейти к любимой для тебя теме. Ты автор концепций и дизайнер десятков музеев республики. Доволен ли ты сегодняшним состоянием этой работы?

Главный вопрос, который мы ставим, когда создаем тот или иной музей, заключается в том, как соединить на одной площадке две линии – историческую и современную. Если в этом смысле рассматривать музейное дело, то сегодня с этим не совсем все в порядке. При создании музея мы должны уметь эффективно реализовать изначальную идею, замысел. Образно говоря, важно определить маршрут, по которому мы незримо будем вести посетителя. В этом заключатся мастерство дизайнера. Если это удается, то экспонаты, старые и современные, будут существовать гармонично. К созданию музея необходимо подходить образно. То есть, какие ассоциации возникают, когда ты обдумываешь концепцию музея.

Важно тектонически выгодно обыграть объемное пространство музея для его художественного обогащения. Необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении дизайнера средства для того, чтобы увлечь посетителя внимательно осматривать все экспозиции. Это схоже с тем, когда открываешь первую страницу хорошего романа, хочешь дочитать его до конца. Все важно: и свет, и контраст, а порой дисгармония. Надо добиться того, чтобы человеку, который пришел в музей, не было скучно. Это наша главная задача.

– Гамзат, а сколько у тебя музеев?

На моем счету 12 музеев – как республиканских, так и ведомственных. Вне зависимости от их статуса стараюсь подходить к работе с душой. Именно так, к примеру, я ощущал себя при создании музеев: рыбоконсервного комбината, министерств сельского хозяйства и внутренних дел, ФСБ и т.д.

– А какую работу ты мог бы выделить?

Это произошло четверть века назад, когда была выполнена одна из первых моих работ – музей Уллубия Буйнакского в Буйнакском районе. Мне искренне хотелось не только качественно выполнить заказ Правительства РД, но и отдать дань особого уважения этому мужественному и несгибаемому революционеру. Сегодня возникла необходимость пересмотреть концепцию этого музея, так как собрано много новых свидетельств Гражданской войны в Дагестане, в том числе в Темир-Хан-Шуре.

– А есть ли у музея свой язык, образ, особенности, а может, идеология?

Несомненно. Именно такой подход я исповедую. Если хотите, это мой стиль, мой почерк. Мне самому неинтересно, когда по дизайнерской инфраструктуре музеи похожи друг на друга. Я родом из легендарного села Кала-Корейш Дахадаевского района. Мне больно, что неоправданно затягивается создание здесь музея под открытым небом. А ведь этот музей мог бы реанимировать древнейший памятник мусульманской истории, архитектуры и прикладного искусства Дагестана. Думаю, власти все-таки осознают особенный характер этого памятника и окажут помощь.

– Ты ощущаешь поддержку со стороны жителей того или иного населенного пункта или руководства ведомства, когда начинаешь новый проект?

Без этого ни один музей невозможно было бы создать. В Хасавюрте был такой энтузиаст, учитель истории Драгобед. Он был влюблен в историю своего города, был истинным его патриотом. В работе над местным музеем он мне постоянно помогал, оставаясь вместе со мной до позднего вечера. Впоследствии он стал первым директором музея.

– Знаю тебя не один год, ты всегда был идеалистом. А много ли у тебя в этом смысле последователей?

Ты хочешь сказать, людей не от мира сего, бессребреников. Знаешь, к счастью, много. Они создают музеи на собственные средства, чтобы оставить в наследство память об истории своего села, города, известных земляках, событиях и фактах, с ними связанных. Эти подвижники не исповедуют «культ золотого тельца», они на самом деле идеалисты. Конкретный пример. В селе Башлыкент Каякентского района энтузиасты хотят на средства джамаата создать музей. К сведению, их земляком является академик Нариман Алиев. Особенно отличился девятиклассник из этого села, который собрал и систематизировал огромное количество артефактов. В Ахтах целая семья на протяжении нескольких поколений занята подобной деятельностью. Следует также признать, что сегодняшняя молодежь все чаще берет в качестве примера для подражания совсем других героев.

– Знаю, как ревностно ты относишься к тому, если кем-то меняется твоя изначальная концепция. В этом смысле чем тебя возмутила переделка Театрального музея в Махачкале?

– Этот музей был открыт 26 лет назад. За это время, как говорится, много воды утекло. Появились новые экспонаты, новые сюжеты. Никто с этим не спорит. Возмущает другое. Почему надо было делать все это так непрофессионально? Кстати говоря, я не одинок в этом мнении. На мой взгляд, этот музей надо создавать заново. И с этим предложением я хочу обратиться к министру культуры республики. Надо сказать, что в последние годы прослеживается тенденция агрессивного дилетантства, и это не только в музейном деле.

Мы живем в такое время, что все быстро меняется. Чтобы «перекодировать» людей, раньше уходили столетия, а сейчас – годы. Не стать манкуртами, не помнящими своих кодов, своих корней, нам поможет культура, и только культура…

 Эдуард ЭМИРОВ

Предыдущая статья«Проявление 05»
Следующая статьяБорьба, футбол и журналистика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане будут судить сотрудника колонии, из которой сбежали шестеро заключенных

Суд в Дагестане рассмотрит уголовное дело против сотрудника исправительной колонии №2 в поселке Шамхал, из которой в сентябре 2020...

В Дагестане к 1 сентября по двум нацпроектам откроют 12 школ и детсадов

Ввод в эксплуатацию 12 объектов образования, построенных в рамках национальных проектов «Демография» и «Образование», ожидается в Дагестане к 1...

Единороссы представят президенту кандидатуру Сергея Меликова на пост главы Дагестана

«Единая Россия» представит президенту России Владимиру Путину кандидатуру врио главы Дагестана Сергея Меликова для рассмотрения при назначении на должность...

Дагестанский борец-вольник Завур Угуев вышел в финал Олимпиады в Токио

Завур Угуев стал первым дагестанским борцом вольного стиля, обеспечившим себе медаль Олимпийских игр в Токио. Завтра, 5 августа, он...

Экс-чиновника МВД Дагестана задержали по делу о хищении 25 млн рублей

Уголовное дело об особо крупном мошенничестве возбудили в Дагестане против бывшего начальника центра хозяйственного и сервисного обеспечения МВД республики...

В Дагестане с середины мая число пациентов с COVID-19 выросло более чем в 8,5 раз

Количество пациентов с коронавирусом и пневмонией в стационарах Дагестана с середины мая увеличилось более чем в 8,5 раз. Об...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам