Урок географии может быть действительно интересным и запоминающимся, если его ведет Ильдар Хусаинов. Он финалист Всероссийского этапа конкурса «Учитель года–2019», победитель конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, обладатель гранта Всероссийского конкурса молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи. Летом этого года он участвовал в научно-просветительской программе для молодых ученых и общественных деятелей в Сербии. И вот уже шесть лет учит школьников СОШ №14 науке о земле.
А недавно страна вновь услышала о нем, но уже в качестве участника игры «Поле чудес», прошедшей ко Дню учителя. Ильдар Хусаинов поделился своими эмоциями, рассказал, как он стал учителем, в каком положении находятся уроки географии, о самом сложном в работе педагога и о многом другом.
– Приглашение на «Поле чудес» пришло из Министерства просвещения РФ, было очень неожиданно. Получил массу незабываемых эмоций. И такое волнение от того, что совсем скоро исполнится твоя детская мечта. Радость от причастности к съемкам любимой передачи и восторг от встречи с коллегами. Безусловно, хотелось достойно представить республику на федеральном канале. Важно менять мнение общественности о дагестанцах. Ведь у нас такая талантливая молодежь, у нас крепки традиции, нам всегда есть что показать и рассказать. А сама игра была очень интересной и непредсказуемой. Все решила удача. В любом случае – это огромный опыт для меня. Благодарю всех, кто помогал и поддерживал меня.
– Когда вы решили стать учителем? Кто повлиял на ваш выбор?
– Решение стать учителем я принял благодаря своей школьной учительнице географии. Этот человек стал для меня воплощением образа учителя. Каждый ее урок был необычным, он состоял из увлекательных путешествий и неожиданных открытий. Поэтому и мне хочется сделать свои уроки максимально продуктивными и интересными, чтобы дети ходили на занятия с удовольствием и запоминали каждое слово.
на плечи педагога ежедневно ложится колоссальный объем работы: огромное количество всевозможных отчетов, планов, программ, мероприятий классных и не совсем.
– На ваш взгляд, какой он – современный учитель, ученик?
– В моем понимании современный учитель помимо базовых качеств, таких, как доброта, отзывчивость, эмпатия, должен быть мобильным, гибким и способным адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. Но реальность немного отличается, потому что на плечи педагога ежедневно ложится колоссальный объем работы: огромное количество всевозможных отчетов, планов, программ, мероприятий классных и не совсем. Под таким «давлением» учителю гораздо сложнее соответствовать требованиям, предъявляемым к современному учителю. Ну, а современные ученики – они особенные, они другие. Разумеется, цифровой мир оказывает на них огромное влияние, давая новые знания и формируя новые навыки. Они более гибкие, могут обучаться легче и быстрее. И все вроде бы хорошо. За одним исключением, ученика все сложнее заинтересовать, развить учебную мотивацию. Для того чтобы решать актуальные педагогические задачи, учителю необходимо ежедневно совершенствовать свои профессиональные компетенции.
– Быть учителем тяжелый труд. А что самое сложное в профессии учителя географии?
– Проблематично определить самое сложное, ведь на плечах педагогов лежит огромный пласт важной работы. Как для учителя географии, одна из сложных, но разрешимых задач – это формирование целостной географической картины мира. Трудность заключается в том, что каждый блок программы является для ученика частью большого пазла и если один из них будет плохо усвоен либо попросту пропущен какой-либо материал – дальнейшее формирование картины мира достаточно усложнится.
– Интерес к предмету растет или снижается? С чем это связано?
– Интерес к предмету зависит от ряда условий. В первую очередь самому учителю должен быть интересен предмет. Важна комфортная образовательная среда: психологический комфорт всех участников образовательного процесса. Несмотря на внимание государства к развитию географического образования в России, ситуация остается достаточно непростой. Так как до сих пор география является непопулярным предметом среди сдающих ЕГЭ. Это объясняется ограниченным набором специальностей, требующих для поступления результаты ЕГЭ по географии.
– Каким-то образом восполняется нехватка часов?
–Да, прежде всего дополнительными уроками, а также внеурочной деятельностью, в рамках которой на базе нашей школы действует географический кружок «Исследователь», дети с удовольствием его посещают.
– Чтобы заинтересовать ребят, урок должен быть насыщен современными технологиями?
– Как говорил известный географ Н.Н. Баранский, карта есть альфа и омега географии. Иными словами, любое географическое исследование картой начинается и картой же заканчивается. Поэтому на уроке обязательно должны быть географическая карта, глобус, компас, наглядные материалы и др. Но при всем этом предметы не должны лежать без дела, их нужно активно использовать на уроке для достижения образовательных целей.
– Каким должен быть современный урок географии в школе и в университете?
– На мой взгляд, понятия современный урок и урок «деятельностный» являются почти синонимами, так как образовательные стандарты последнего поколения требуют развития универсальных учебных действий взамен усвоения знаний, умений и навыков. Важным элементом обучения являются игры и соревнования, география в этом плане не является исключением.
В нашей школе периодически проводятся викторины, брейн-ринги. Также ежегодно ученики принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников, а также в краеведческих конкурсах регионального и федерального масштаба.
– Спасибо, желаем вам и вашим ученикам дальнейших успехов!
Камила ГАСАНОВА