Таинственное звучание древнего тара

В рамках нашего нового проекта «Культурная Махачкала» мы побывали в гостях у Диляры Исмаиловой – преподавателя по классу тара Детских школ искусств №5 и №6 Махачкалы.

– Хотелось бы спросить, что за инструмент у вас в руках под названием «тар», откуда он вообще берет свою историю?

– Тар – это на самом деле интересный и очень древний инструмент, берет он свое начало в Азербайджане, а также распространен на побережье Востока, Северо-Востока. Игрой на таре владели в Армении, Таджикистане, в Баку. Но многие люди в свое время не знали об этом инструменте. Это струнный щипковый инструмент, изначально он был шестиструнным. Позже его стали усложнять, при игре людям нравилось, когда было больше струн, хотелось показать богатство звучания этого инструмента.

Кардинально тар был обновлен азербайджанским музыкантом-конструктором Садыхджаном, жившим в XIX веке и получившим в Азербайджане прозвище «отец тара». Он реконструировал и усовершенствовал щипковый тар: к слабо звучащему пятиструнному инструменту прибавил шесть струн и количество парде (в пределах октавы) довел до семнадцати. Для увеличения резонанса Садыхджаном были добавлены хоры (резонирующие струны) в верхнем регистре. Само название инструмента происходит от персидского слова тар – струна, нить.

Почему из множества других музыкальных инструментов вы выбрали тар? Как возник интерес?

– Все началось в моем детстве, когда друзья подарили этот инструмент моему отцу. Он часто играл на нем, разные мелодии на слух подбирал, и мне было интересно слушать его звучание. Я и сама пыталась что-то наигрывать, папа, понаблюдав за мной, привел меня учиться игре на таре в музыкальную школу №5.

Где вы сегодня и преподаете?

– Да. Моя музыкальная деятельность началась в этой школе. Встретила меня нынешняя директор Асия Ахмедовна с искренней теплотой, и это чувство я передаю на сегодняшний день каждому ребенку – своему ученику.

Инструмент очень интересный. И прежде всего тем, что, помимо полутонов, есть еще и четвертьтона – получается, что, если на гитаре все идет по тонам, на таре есть еще возможность извлекать новые звуки, более тонкие, по четвертьтонам. Всего на таре одиннадцать струн. Изготавливается он из тутового дерева или вишни, поверх которого натянута кожа бычьего сердца. Играют на нем горизонтально, прикладывают правую руку к себе, пользуемся мы вот таким медиатором – он обязательно должен быть эбонитовым – и ударяем по струнам.

Кстати, у нас струны самые тонкие. Ни на одном инструменте таких тонких струн нет. Диаметр – 0,5 мм.

Сколько уходит времени, допустим, у достаточно одаренного ребенка, чтобы освоить игру на таре?

– В школах – пять лет. Ну, смотря во сколько лет к тебе пришел ребенок. Раньше принимали с десяти, с двенадцати лет, пока ручки не окрепнут, ребенок не окрепнет, чтобы можно было держать этот инструмент. Инструмент сам по себе нелегкий – как в обучении, так и при игре – весит полтора-два килограмма. Ребенку тяжело будет держать, поэтому мы стараемся как-то с мастерами договариваться для того, чтобы инструмент был немножечко поменьше, чтобы детям было удобно. Раньше мы как-то на пять лет ориентировались, но в последнее время мы пересмотрели и увеличили. Если ребенок пришел к тебе в семь-восемь лет, то он учится еще дополнительно пару лет, но, если он постарше, соответственно, он только пять лет будет учиться. Оканчивает и поступает в вуз – по желанию.

Много учеников у вас?

– Да, причем многие – лауреаты всероссийских, республиканских, городских конкурсов. Недавно мы подавали заявку на городской конкурс «Юные звезды», который будет проходить в скором времени, в мае. Сейчас мы к нему готовимся. До этого намечается республиканский конкурс в городе Дербенте – мы поедем туда. Спасибо за неизменную поддержку Управлению культуры города и лично Фариду Велихановичу Абалаеву, который в преддверии Дня работника культуры отметил и мой труд.

Сегодня у нас есть этническая эстрада, если можно это так назвать. А вот насколько востребована подобная «классическая» этническая музыка?

– Есть определенная публика, которая интересуется именно такой музыкой; они готовы заплатить за то, чтобы послушать мелодии на таре или даже просто взять и научиться играть. К примеру, когда мы ездили в Сочи, в Москву с выступлением, были в Геленджике, многие люди подходили – им просто было интересно потрогать, а когда ты рассказываешь, что это еще и кожа сердца быка, они изумляются, как можно кожу натянуть сюда, чтобы еще и звук был.

А как послушать? Вы организовываете концерты помимо конкурсных выступлений?

– В данный момент я занята преподавательской деятельностью, но в перспективе планирую. У нас есть свой ансамбль «Голос Востока» в школе №6 и «Звуки гор» – в школе №5. Помимо конкурсов, мы планируем выступления на концертных мероприятиях и в частном порядке.

– Об этих ансамблях расскажите чуть подробнее.

– Изначально я и не думала, что мы сможем собрать ансамбль такого плана, потому что, когда дети к тебе приходят, они вообще не знают, как держать инструмент, есть и такие, которые говорят: «У меня нет слуха», хотя смотришь на ребенка, даешь ему инструмент, занимаешься с ним, а у него есть и слух, и талант, и плюс еще у него появляется желание.

Мелодии откуда берутся – такие все сложные, интересные, загадочные?

– Из народа. Но мы играем и классические произведения. У нас и композиторы свои есть – Узаир Гаджибеков, Тофик Кулиев, есть обработки, переложения. Мой педагог, ныне покойный, Зафар Бубаевич в пятой школе, который мне преподавал тар, обрабатывал немало произведений, которые впоследствии я играла. У нас инструмент более солирующий, поэтому нам приходится все больше переложения делать. Есть такие произведения как «Жаворонок», «Экспромт». Есть много произведений, которые мы в принципе не можем использовать в школе, потому что детки маленькие – мы ждем, пока они окрепнут, чтобы мы могли уже более серьезные произведения с ними изучать. В основном такие сложные произведения осваивают в вузах, где ученики постарше – студенты – у них и времени больше, и школа не отвлекает. Они могут и заниматься, и показывать свои навыки и умения.

Спасибо за интересную беседу, спасибо, что познакомили нас и наших читателей с таким инструментом, как тар. Уверен, не каждый с ним был знаком до сегодняшнего дня. Вам дальнейших успехов, творческой удачи!

Тамерлан МАГОМЕДОВ

 

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале: https://www.youtube.com/watch?v=BKp4F_HeGV4

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам