Победить пробки легко. Главное себя победить для начала…

Ровно год назад, 20 апреля 2022 года, был опубликован мой материал «Пробки исчезнут, когда появятся парковки», в котором поделился с вами – дорогие читатели – мыслями о том, как наладить транспортное движение в Махачкале. Несмотря на то, что внедрявшая в нашем городе интеллектуальные транспортные системы компания «Урбантех» недавно была за эти самые системы награждена, эффект, полученный в результате их применения достаточно скромный. Судить об этом можно уже на основании того, что дорожные сети столицы республики все еще регулярно оказываются в пробках, самые массовые из которых наблюдаются именно там, где и внедряли так называемую «зеленую волну» светофоров – по проспекту Петра Великого.

Год назад дискуссия о том, как необходимо выстраивать транспортную политику в городе, обострялась фактом реконструкции центральной улицы Коркмасова, сужение которой не обсуждал и не осуждал только ленивый. Несмотря на то, что приписывали такое конструктивное решение одному лишь экс-мэру Салману Дадаеву, сам проект подобного рода транспортной трансформации принадлежит проектному бюро, которое ранее возглавлял Незир Гусейнов. Насколько это решение было согласовано с прежним руководством города сейчас судить сложно, но задуматься о том, как ускорить трафик, оно заставило всех.

 

ТАК ПОЧЕМУ ОБРАЗУЮТСЯ ПРОБКИ?

Для понимания того, как вообще формируется городской трафик, вновь приведу фотографию широкой (особенно по меркам тех лет) московской улицы, запруженной… телегами! На столичной улице мы видим не экипажи буржуа и кареты дворян, а вереницу груженных разнообразным товаром телег. А куда этот товар везут? Естественно, к неким коммерческим объектам: рынкам, гастрономам, скобяным лавкам, харчевням, гостиницам и так далее. Однако путешествие товара на этих пунктах не остановится. В харчевни, магазины, рынки и гостиницы придут покупатели, посетители и постояльцы, которые, соответственно, прибудут туда в большей своей части не пешком. И тут мы понимаем, что именно деловая активность и формирует людской трафик.

В году эдак 2015-м я, тогда еще в статусе блогера, пытался убеждать представителей городской администрации, что нельзя в черте города уничтожать продовольственные рынки, куда жители окрестных домов ходят за свежей петрушкой и кабачками с «авоськой», и застраивать городскую черту, как это видел Муса Мусаев, одними лишь гастрономами и супермаркетами. Уже тогда я говорил о том, что именно от супермаркетов главная беда с трафиком в городе, приводя в пример «Европейский» на Танкаева, состоятельные посетители которого парковали свои внедорожники в три ряда. Увы, тогда я еще не был столь методически подкован, чтобы научно обосновать свой тезис, ну а сейчас, тот же «Европейский», каким-то образом прихватив палисадники у соседних домостроений, уже вроде бы решил проблему отсутствия паркинга.

Сегодня ситуация в городе изменилась. Едва возглавив столицу, Ризван Газимагомедов сразу заявил о необходимости строительства многоуровневых паркингов, обещав «зеленый свет» предпринимателям, которые решатся их возвести на своих земельных участках. По инициативе градоначальника столичным Управлением архитектуры и градостроительства уже подыскан ряд земельных участков, где возведение таких паркингов технически реализуемо, однако уже сейчас понятно, что всю проблему переизбытка города автотранспортом этим путем тоже не решить. Мы уже писали недавно о том, как городской трафик удушает сам себя по причине отсутствия качественного общественного транспорта. Не имея возможности быстро, в точный срок и с достаточным комфортом передвигаться по городу общественным транспортом, люди все больше предпочитают пересаживаться на личные авто, что приводит к ухудшению ситуации.

Однако в этом тексте хотелось бы вернуться к первоистоку проблемы, которой является пресловутая деловитость дагестанцев. С одной стороны она не может не восхищать социологов и экономистов, но с другой стороны формирует поведенческую модель «выжженного поля», когда город начинает задыхаться от бездумной и безудержной эксплуатации своих пространств. За минувшие годы эта модель привела к тому, что застроенными оказались дворы многоэтажек, скверы, парки, зеленые зоны вдоль улиц, да и фактически любой клочок земли, куда смогла дотянуться рука фальсификаторов, годами «шлепавших» поддельные распоряжения о предоставлении земли под номерами постановлений о награждении почетными званиями заслуженных учителей города. И почти каждый такой клочок был застроен коммерческими постройками, которые… формируют людской трафик.

 

ЛЮДСКОЙ ИЛИ ТРАНСПОРТНЫЙ

В недавней беседе с пионером внедрения в Дагестане современных транспортных технологий Казиахмедом Гамзатовым убедился, что в 2015 году я был близок к правде. Подспудно понимая, что управлять нужно не потоками машин, а движением самих людей в городе, я и в 2020 году укрепился в мысли о том, что до принятия решения о сужении или расширении той или иной улицы (к примеру, Коркмасова) нужно оценить поток людей, который на этой улице живет, работает, отдыхает, предприняв первоначально шаги для исправления именно этих потоков (местами крайне сумбурных), и лишь потом, в их русле, выстраивая дорожное движение. Это как московские урбанисты, которые в новых кварталах столицы сперва дают местным жителям протоптать своими ногами удобные для себя дорожки, а затем приступают к обустройству этих дорожек и зеленых зон, которые благодаря такой умной политике гораздо меньше вытаптываются. А зайдите, к примеру, в махачкалинский сквер им. Фазу Алиевой и задайтесь вопросом, какой гений урбанистики создавал детскую игровую площадку с доступом к ней лишь с одной стороны, в результате чего вечно спешащая первыми занять качели детвора вытоптала все газоны с разных сторон? Не подумали о потоках людей? Получили изуродованную зеленую зону. Вот так же и с транспортом.

Кто-нибудь, например, делал оценку людских потоков, исторически сформировавшихся на улице Коркмасова? Давайте виртуально по ней пройдемся. В самом начале видим несколько элитных многоквартирных домов, вход в парк им. Ленкома, школу №4, далее юрфак ДГУ, и вновь многоэтажки с полностью отданными под коммерцию первыми этажами. Молчим уже про Второй рынок, далее вход в сквер, гимназия №13, и вновь разноэтажная коммерция, полностью вытесняющая уже постройки из разряда ИЖС. Все верно, мы в центре города и предприимчивость на каждый квадратный метр тут начинает просто зашкаливать. Причем настолько, что, проходя по некогда тихой улочке в сторону проспекта Ярагского, с ужасом понимаешь, что город развивается по принципу средневекового. Лет 70 назад это была окраина, застраиваемая по стандартам того времени одноэтажными домиками из самана, спустя 20 лет семьи множились, а земельные участки дробились под хозяйства детей первых владельцев, так и сформировались крохотные участки с фасадом по 7,5 метров, которые с 90-х годов начали застраивать трех-, четырех-, а местами и пятиэтажными домиками, которые по своему типу идентичны домикам в европейских городках с сохранившейся средневековой застройкой, хотя и не столь живописны.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Прогуливаясь по улицам города, мы привыкли твердить, что спасти хаотично застроенную Махачкалу уже не получится. Однако поводов для пессимизма на самом деле мало. Любая проблема решается с помощью Господа, особенно, когда сама его паства прикладывает для этого определенные усилия. А Господь о нас не забыл, вложив в головы городских прокуроров мысль о необходимости приведения в порядок основополагающих для обустройства жизни горожан документов. Именно по настоянию прокуратуры Махачкалы городское Собрание депутатов приняло Решение от 31 марта 2022 г. № 19-1д «О внесении изменений в решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 № 9-5 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала». Остался самый пустяк – взять и начать этим самым правилам неукоснительно и повсеместно следовать, жесточайше потребовав их исполнения на каждом хаотично застроенном пятачке. Напомню, что этот документ с длинным и сложным для понимания названием дополнили лаконичной статьей 33.1 «Требования к расчету парковочных мест». К данной статье приложена четкая таблица расчета количества парковочных мест исходя из функционала строения и его площади.

А теперь давайте взглянем на улицу Коркмасова, исходя из требований к количеству парковочных мест, заложенных в этой норме. Образовательные организации, реализующие программы высшего образования, к примеру, как Юридический институт ДГУ, должны иметь собственные (то есть на своей территории) парковочные места из расчета 1 машиноместо на 2-4 преподавателей и сотрудников, + 1 машиноместо на 10 студентов. Выдерживает ли альма-матер такие нормативы? Боюсь, что нет. Переустройство улицы Коркмасова и вовсе привело к ликвидации стихийной парковки на Университетской площади. Куда же делись вереницы ранее припаркованных здесь роскошных внедорожников? Естественно, на соседние улочки и в дворы. Как известно, если в одном месте убыло, значит в другом – прибыло. Людской трафик-то от реконструкции на этой площади не изменился.

Идем дальше, постоянные продовольственные рынки должны иметь 1 машиноместо на 40-50 кв. метров площади. Здесь можно было бы сослаться на многоуровневую парковку по соседству, но расположенный рядом с этой парковкой офисный центр тоже должен по нормативу иметь 1 место на 50-60 кв. метров площади. Предприятия общественного питания периодического спроса (рестораны, кафе) должны иметь 1 машиноместо на 4-5 посадочных мест. Достаточно заглянуть в тот же ресторан «Казан-Мангал», чтобы понять, что таких машиномест на собственной территории (!) у него должно быть не меньше десятка. А подобных общепитов, большей частью организованных на первых этажах многоквартирных домов, на Коркмасова я насчитал 30. Имеет ли хоть одно из них хотя бы одно машиноместо для парковки на собственной территории? Ни одно! Но каждое активно обслуживает посетителей. А кто, к примеру, посещает модные заведения? Состоятельная молодежь? Приходит ли она туда пешком, или приезжает на троллейбусе? Конечно же, нет. Вот мы и видим брошенные на тротуаре или в неположенном месте крутые иномарки с включенными аварийными огнями.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Предлагаемое мною решение предсказуемо назовут радикальным. Однако каждый, кто сегодня задыхается в пробке, должен сам для себя (а не только мэр или мэрия) принять решение. Либо город однажды просто встанет и всем действительно придется ходить пешком, либо придется начать воплощать это болезненное решение в жизнь. И я вовсе не предлагаю «ковровые бомбардировки» или тотальный снос зданий, о котором, с ненавистью глядя на транспортный коллапс, зачастую говорят мои собеседники. Я говорю лишь о неукоснительном исполнении закона. Нет парковочных мест? Сургуч на дверь. Да, это твое здание. Можешь владеть им в индивидуальном порядке хоть до бесконечности, однако ресторана, гастронома или офиса в нем не будет. Пока, к примеру, не перестроишь первый этаж, отдав его под парковку. Или не выкупишь постройку соседа, построив для себя парковку на его месте. Конечно, недешево. Но ведь в цивилизованных странах процент маржи именно в бизнесе и невысок ввиду необходимости соблюдения всех законных требований. А закон – это не прихоть мэра или автора этой статьи. Закон – это общественный договор, когда все жители города, к примеру, решают упорядочить вопрос парковки, чтобы потом наслаждаться нормальной ездой без пробок.

Но сумеем ли мы, махачкалинцы, договориться сами с собой? Здесь уже вопрос о том, насколько мы вообще являемся махачкалинцами. Да, заработав пару сотен миллионов рублей, можно выкупить сараюшки в центре города, возвести на их месте еще с десяток многоэтажных коммерческих строений и, величая себя меценатом, высадить несколько десятков деревьев в сквере, недобитом еще подобной застройкой. Однако станем ли мы автоматически от этого горожанами, если сразу за порогом принадлежащего нам ресторана или гастронома, в пробке стоят тысячи других жителей города, мысленно посылая проклятия всем, о ком только могут вспомнить? Данный феномен полностью объясним сложившейся в нашем обществе моделью социализации, когда прививаемое детям стремление к финансовому успеху не получает каких-либо моральных ограничений в части соблюдения «общественных договоров» и прав окружающих.

Мы учим детей, что надо хорошо учиться, чтобы много заработать и красиво жить в Москве или за границей. Парадоксально, но хорошее образование стало залогом плохого воспитания. Никто не говорит: «Отучись в Сорбонне и здесь внедряй свои знания», но все говорят: «Надо хорошо сдать ЕГЭ, чтобы потом уехать во Францию». Воспринимая успех лишь как возможность жить лучше, богаче и красивее тех, среди кого ты родился, мы мало думаем о том, как эти окружающие здесь живут, направляя все свои усилия лишь на то, чтобы самому жить лучше и по возможности там, где выше уровень жизни. Но потребительское отношение к окружающей действительности не делает нас успешнее там, куда мы все так стремимся уехать. К сожалению, Дагестан не может сегодня похвастаться всемирно известными учеными, пианистами или писателями. Да, мы все так же крепки в спорте, но стремимся в нем преуспеть зачастую тоже лишь для того, чтобы не соблюдать «общественные договоры», но нарушать их зачастую удается опять-таки лишь в самом Дагестане. К примеру, устроив потасовку с представителями власти, если они попытаются опечатать не имеющий парковочных мест твой ресторан. Даже по исламу самый сложный джихад – это борьба с самим собой. Но в этой борьбе мы по-прежнему среди аутсайдеров.

Тамерлан МАГОМЕДОВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам