Году педагога и наставника посвящается…
«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников. Здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
К.Д. Ушинский
Средняя школа №58 в поселке Семендер города Махачкалы была сдана в эксплуатацию в сентябре 2015 года, рассчитана она на 1296 учащихся. Сегодня в ней обучаются более четырех тысяч человек.
С января этого года школу возглавил новый директор Шамиль Алиев, который имеет свое видение образовательного и воспитательного процесса и намерен внедрить современные учебные технологии, главная из которых – здоровьеразвивающая методика обучения по системе профессора В.Ф. Базарного.
Что удалось сделать за эти полгода и каковы планы на следующий учебный год? Об этом наш разговор.
Наша справка. Шамиль Алиев окончил исторический факультет Дагестанского государственного университета и юридический факультет Московской академии экономики и права, а также Кадровый центр при Правительстве РД по направлению «Государственно-муниципальное управление».
Преподавал в школе историю и правоведение, работал в системе МЧС –начальником Северо-Кавказского филиала Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Федеральный центр науки и высоких технологий), заместителем начальника Главного Управления МЧС России по РД. Имеет звание подполковника. Осуществлял деятельность в должности заместителя главы г. Дербента по общественной безопасности, директора Муниципального центра образования «Школа №15» в Каспийске. Награжден медалями, почетными грамотами и благодарностями.
– Я из семьи потомственных педагогов – отец Габибула Сиражудинович Алиев, заслуженный учитель Дагестана, около 50 лет посвятил педагогике, работая учителем истории и директором школы № 6 г. Каспийска, мама Асмар Раджабовна – учительницей начальных классов, дед мой Сиражудин Абдулаевич был известным просветителем в Табасаране, вырастившим 9 сыновей, пополнивших профессорско-вузовскую педагогику страны, один из которых стал академиком, – рассказывает Шамиль Габибулаевич. –Поэтому склонность к педагогике заложена во мне генетически.
Так получилось, что, сделав большой жизненный и профессиональный круг, я решил вернуться к своей родовой профессии и к своему, как я считаю, призванию. На разных участках работы мне довелось познать много нового и полезного, что хотелось бы внедрить в образовательный процесс, в школу и привить детям. Все, что я делаю – делается мною в интересах детей и соответственно нашей республики, т.к. они и есть ее и наше будущее.
ШКОЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЛИ ШКОЛА ВЫРОЖДЕНИЯ?!
Сегодня основополагающим вопросом в системе образования является сохранение здоровья ребенка. Я часто сравниваю образование с земледелием, в котором мало бросить качественные семена в почву, необходимо позаботиться и о ее плодородии, чтобы получить хороший урожай. Дети ведь не роботы, чтобы просто запихивать в них знания, нужно помнить и понимать, что состояние здоровья школьников удручающее и у нас практически не осталось здоровых выпускников. Мало того, что дети сегодня до предела перегружены, так плюс ко всему у них практически не осталось здоровья.
Начиная с конца 70-х годов XX века, в СССР, а ныне в России руководство и специалисты отмечают тенденцию ухудшения здоровья детского населения страны. В.В. Путин 27 мая 2014 года на Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей констатировал, что «большинство наших детей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, имеет проблемы со здоровьем». А ведущий педиатр России А.А. Баранов отметил, что «несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья детей подросткового возраста, уровень их заболеваемости увеличивается». И приводит тревожные данные исследований: «В 2013 г. при первоначальной постановке на воинский учет заболевания выявлены у 59% освидетельствованных. Около 30% юношей признаны негодными к военной службе». И это при том, что перечень болезней, с которыми стали брать на военную службу, постоянно расширяется.
Этот вопрос часто поднимается на всех уровнях, но сдвига пока нет. Школьный стресс – научно доказанный факт. С первого класса происходит нарушение осанки, мышечные дисбалансы, плоскостопие, проблемы со зрением и возникают многие другие патологические и хронические заболевания. 80% болезней взрослых родом из детства.
ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ ПРОФЕССОРА В.Ф. БАЗАРНОГО
В Советском Союзе еще в 80-х года прошлого века после многолетних научных исследований по изучению и раскрытию механизмов возникновения школьных форм патологии (руководитель – д.м.н., профессор В.Ф. Базарный) решение проблемы здорового развития ребенка в процессе учебной деятельности предложил Красноярский НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР.
17 апреля 1986 года Научным Советом № 37 АМН СССР данное научное направление было признано научным открытием. А практические предложения, обеспечивающие в процессе обучения повышение функционального потенциала детей и подростков в 2,5-3 раза, рекомендованы Министерствам просвещения и здравоохранения СССР для широкого внедрения в практику отечественной системы образования.
Разработанные здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) образовательные технологии в конце 90-х годов прошлого века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако из-за последующих социальных катаклизмов перестройки не были по настоящему реализованы на практике.
Вместе с тем следует особо подчеркнуть доминирующую роль влияния образа жизни как совокупности поведенческих привычек (динамических и психических стереотипов), сформированных социальной средой и обеспечивающих жизнедеятельность человека, в т.ч. развитие и поддержание его здоровья. Эти привычки закладываются, прежде всего, в семье, но образовательные учреждения, детский сад и особенно школа влияют на качество развития и здоровья новых поколений. И если раньше наши сверстники хоть как-то двигались во второй половине дня, играя в активные игры, то сегодня школьники или за столами, перегруженные школьной программой и домашними заданиями, или в телефонах и гаджетах, что еще более ухудшает ситуацию.
MOTUS VITA EST (ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ)
– Шамиль Габибулаевич, что-то уже удалось внедрить из методов профессора Базарного?
– Эти методы объединяются целой системой изобретений, насчитывающих более 40 патентов. В Москве, Подмосковье, Белгородской области, в Республике Коми, Красноярском крае более 1000 школ успешно применяют методики профессора Базарного и получают ощутимые практические результаты. Некоторые школы используют эти методики уже более 30 лет.
Мной эта работа была начата в 2021 году на базе Каспийского центра образования «Школа №15», где за счет меценатов мы оборудовали первые в Дагестане пять кабинетов начальной школы по методикам Базарного и начали обучение учителей. За неполный год мы увидели ощутимую разницу в поведении детей, усвоении ими материала и существенного снижения их утомляемости в рамках образовательного процесса. Наши инициативы были отмечены благодарственным письмом от Минпросвещения России на имя министра образования и науки РД. Однако по независящим от нас обстоятельствам эту работу нам пришлось свернуть.
В нашей школе №58 мы запустили пока лишь один пилотный кабинет с использованием некоторых методик ученого, в котором учатся ученики 1, 2 и 3-го классов. Мы провели ремонт в классе, изменив цветовую гамму стен в успокаивающие тона, сделали обстановку более домашней и уютной, заменили освещение и закупили новую мебель, где ключевым внедренческим элементом являются конторки Базарного, за которыми ученик работает стоя. Данные конторки регулируются по росту ребенка и имеют столешницу под углом 45 градусов, что позволяет ученику не склоняться за партой и держать голову прямо, что принципиально важно для правильной работы мозга, полного дыхания и насыщения организма кислородом, не говоря уже об осанке. Конторки Базарного позволят нам вести урок в режиме динамических поз, т.е. дети во время урока, в определенном режиме работают то сидя, то стоя.
Еще одним важным элементом, который мы внедрили, является энергоактивирующий зрительно-вестибулярный тренажер на основе интегральной «Схемы универсальных символов» (СУС). Данный тренажер предназначен для снятия зрительного и психогенного утомления, а также стрессов у учеников, занятых длительным зрительным трудом в режиме ближнего зрения, а также профилактирует застойность крови, отечность и спазмы шейно-воротниковой зоны и рук. В этой связи я хотел бы поблагодарить тех своих заместителей и педагогов, которые откликнулись на данную инициативу и искренне активно включились в процесс.
Следующим нашим внедрением будет покрытие пола ковролином для обеспечения возможности работы учеников без обуви, стоя на массажном коврике. Ведь известным фактом является то, что на наших ступнях сосредоточены десятки нервных точек, отвечающих за правильную работу практически всех наших органов, а обувь за полдня, особенно если она стеснена, приводит к ограничению движения кровотока, лимфы и к переутомлению ребенка.
Кроме того, мы выстелили в фойе школы резиновые маты с массажными ковриками, поставили шведские стенки. Дети во время перемены могут здесь снять обувь, играть, висеть, кувыркаться, ибо чем многообразнее формы их двигательной активности, тем живее их мозг и тело. Мозг человека создан для того, чтобы работать в движении. Научно доказано, что мозг изменяет свою структуру и функциональность в зависимости от окружающей обстановки и условий, в которых человек живет. Человеческий мозг развивается вместе с развитием моторных навыков. Ограничение и однообразие двигательной активности в детстве останавливает развитие мозга и психики. Гиподинамия – бич современного общества, она пагубно сказывается на детском организме. Рекомендую всем педагогам и родителям просмотреть в Ютубе фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации», чтобы понять угрожающие масштабы этой проблемы.
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
– А что нового вы предусмотрели для ребят постарше?
– Для ребят постарше мы организовали учебно-тренировочный полигон «Школа безопасности» с целью обучения спасательному делу, спортивному туризму, что в целом прививает молодежи социально ответственное мышление, чувство сопереживания и стремления к оказанию помощи нуждающимся в ней. Для реализации этой идеи мы в рамках Договора о сотрудничестве с Дагестанской региональной общественной организацией «Союз молодежи Южного Дагестана» привлекли специализированное оборудование, в состав которого входят два мобильных скалодрома, альпинистское снаряжение, палаточный городок, тренировочные манекены для оказания первой помощи, автомобиль «УАЗ патриот». С помощью данного оборудования мы планируем развивать и популяризировать Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности», которое направлено на воспитание культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, подготовку детей и подростков в области защиты от чрезвычайных ситуаций, приобщение их к вопросам личной и комплексной безопасности, оказанию само- и взаимопомощи, грамотным действиям в любой экстремальной или опасной ситуации. При сегодняшних вызовах и угрозах такая подготовленность молодых людей представляет собой особую актуальность.
Генетически предопределено, что зрелость мужчины оформляется только в развитии воли, преодолении опасностей, страхов, сопровождающихся интенсивной двигательной активностью за пределами зоны комфорта. Со временем эти навыки перерастают в способности защитить семью, общество, государство. В то же время, ввиду отсутствия инфраструктуры и достаточного количества секций и направлений, у молодежи возникает переизбыток свободного времени, которое они проводят в соцсетях, где эту генетическую предопределенность юношей перехватывают деструктивные силы. Ключевым педагогическим приемом является не фактор запретов и угроз, а увлечение детей здоровой альтернативой.
В рамках данного направления мы планируем развивать курсы юных спасателей и пожарных; курсы скалолазания; спортивный туризм; организовывать полевые лагеря; формировать отряды добровольцев-спасателей и кадетские классы МЧС.
Наши девизы: «Спасателем ты можешь и не быть, но быть готов помочь в беде обязан!»; «Сила нужна, чтобы выдерживать вес носилок!»
В рамках движения «Школа безопасности» ежегодно на муниципальном, региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях проводятся соревнования «Школа безопасности» и полевые лагеря «Юный спасатель», которые охватывают широкие слои учащихся из разных городов и субъектов. Махачкала не является активным участником данных соревнований. Мы планируем занять эту нишу и показать пример. Одновременно, в рамках данного направления, мы планируем активно задействовать спасателей и пожарных в образовательно-воспитательном процессе в качестве наставников, в том числе компенсируя ими недостаток мужчин в школе.
ФОНДЫ
– Но для внедрения всего этого нужны средства, специалисты. Как вы собираетесь решать эту проблему?
– Государство выполняет свои обязанности перед обществом, строит школы, содержит их и эти затраты исчисляются миллиардами. Но если мы хотим особенного развития и прорыва, то должны объединять и привлекать в школу всевозможные ресурсы цивилизованными и правовыми способами.
Речь не идет о поборах с родителей, но можно аккумулировать средства с привлечением благотворительных фондов с прозрачной отчетностью, с попечительскими советами, куда будут входить родители другие авторитетные представители. В данном взаимодействии школа не будет касаться финансов, а будет получать материально-технические ресурсы на основе защищенных проектов и обоснованных заявок. Вообще я считаю, что усиление возможностей школы должно происходить за счет объединения вокруг школы родительского сообщества, бизнеса, общественных организаций и всех слоев общества. Я убежден, в сегодняшних условиях ментальных войн, когда объявлена охота за умами и душами наших детей, система образования становится самой горячей линией обороны страны, где мы обязаны встать на защиту единым фронтом.
И мы не одиноки в этом понимании. Мы уже активно сотрудничаем с благотворительным фондом «Наши дети», который направлен именно на поддержку образования. Основателями фонда являются Тимур Гаджижараев и Мурад Керимов, бизнесмены с социально ответственным мышлением и активные общественники, которые сегодня проводят большую работу по аккумуляции различных сил и ресурсов вокруг системы образования и не только. Призываем все бизнес-сообщество Махачкалы, да и в целом Дагестана повернуться лицом к своим школам или к школам, где учатся их дети, если вы действительно хотите, чтобы жизнь их в школе стала действительно увлекательной и интересной.
ОТЦЫ И ДЕТИ
– А как вы работаете с родителями?
– В образовательной системе нашей страны сложилось ситуация, когда в системе работают в основном женщины. Воспитанием в семье занимаются тоже они. Отцы заняты добыванием средств к существованию. Даже если проблем в семье с финансами нет, то воспитательный процесс со стороны мужчин, как правило, заканчивается на том, чтобы записать ребенка в спортивную школу, в медресе, купить велосипед, гаджет и дать подзатыльника, когда потребуется. А как идет процесс воспитания за этими стенами, как правило, их мало интересует. В школах отцы практически не появляются. А ведь именно авторитет отца является основополагающим в вопросах воспитания детей, и в особенности это касается мальчиков.
Дети очень наблюдательны, и, когда они не видят достаточного внимания к образовательному процессу со стороны отца, к их поведению в школе, к их успехам – то и для них все это становится вторичным.
На прошлой неделе я пригласил в школу отцов наших учащихся. Нам удалось собрать историческое количество отцов, более 400 человек. Такого количества отцов одновременно стены нашей школы не видели со дня ее создания. Мы обстоятельно поговорили об их роли в воспитании детей, затронули все вышеупомянутые факторы и проблемы, поделились нашими планами по их решению и развитию школы, и вы знаете, получили полное их одобрение, поддержку и готовность к взаимодействию. На момент моего прихода в школу, согласно приказу Совет отцов состоял из трех человек, активным из которых был лишь председатель. Сегодня только лишь актив Совета отцов школы №58 составил около 50-ти человек. У нас серьезные планы и вместе мы сила. Этот пример лишний раз доказывает, что и руководителям образовательных учреждений необходимо правильно выстраивать отношения как с родителями, так и с иными слоями общества, расширяя и совершенствуя свои навыки и компетенции менеджеров, администраторов, переговорщиков, развивая правовую и финансовую грамотность.
Наталья БУЧЕНКО