5 октября – Международный день учителя, профессиональный праздник работников сферы образования. Почему он так важен для всех нас? Все мы учились в школе, сидели за партой, а педагог дарил нам тепло своей души, понимание, терпение и любовь.
Олимпийский чемпион, великий художник и ученый – у каждого был свой учитель, сумевший разглядеть скрытые таланты и давший возможность им развиться.
Как приходят в эту профессию, как рождается понимание того, что эта работа и есть призвание, цель и смысл жизни?
ХУДОЖНИК
Иногда это понимание приходит не сразу. Много дорог приходится пройти, пережить потери и испытания, чтобы, наконец, понять: да, судьба приготовила подарок – призвание педагога.
Так и случилось в жизни Разитты Гаджихановой. Это сегодня она заместитель директора по науке Физико-математического лицея-интерната, преподаватель технологии, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России.
А ведь было время, когда в будущем видела себя только художником, даже ездила в Москву поступать в Суриковское училищен. Но… столица не понравилась – слишком много людей, машин, суета какая-то.
В тот год, 1971-й, открылся художественно-графический факультет в Дагестанском пединституте, поступила, училась, окончила. В дипломе запись «Преподаватель. Рисование, черчение, труд».
И началась нелегкая дорога в профессию.
ИРКУТСК
Многое удивляет в этой женщине – ее энергия, ее интересы, умение шить, рисовать, чертить выкройки, общаться с людьми.
Но первое, на что все обращают внимание при знакомстве – это необычное имя – Разитта, что-испанское, как отзвук кастаньет в танце фламенко. – Так назвал меня мой дед – Шахрудин Магомедович, – улыбается Разитта Гаджиевна, – почему? Никто не знает.
Танцевал он хорошо, но только кавказские танцы, много читал. Вообще был мастером на все руки: в родном селении Рахата, что в Ботлихском районе, шил папахи, обувь. Даже в хадже успел побывать.
Так получилось, что из-за какой- то несправедливости, которую не смог стерпеть, замахнулся кинжалом на царского офицера. Свободолюбивая горская кровь дала о себе знать.
И все. Ссылка в холодный город Иркутск, работа на золотых приисках.
Когда закончился срок наказания, сумел открыть в Иркутске собственную мастерскую. После революции отдал свое дело властям, правда, его оставили руководить мастерской.
К этому времени дед успел жениться на русской девушке Аграфене, там же, в Иркутске, родились мама – Рабият и тетя – Зайнаб. Дядя Руслан родился уже в Дагестане, куда семья перебралась перед самой войной.
ВЕДЕНО
Не жизнь, а целый роман. Раньше как-то легко люди перемещались по стране, Родина необъятная, не было перегородок, везде свои.
Судьбе было угодно, чтобы на долгие годы Магомаевы поселились в Ведено, где во время войны Аграфена работала в госпитале поваром, а ее супруг там же снабженцем.
Когда в 1943 году открылся в Махачкале пединститут, тогда он назывался Дагестанский женский учительский институт, мама Разитты Гаджиевны, Рабият Шахрудиновна, поступила на филфак, стала первым педагогом в семье.
И еще одна цифра. Именно ее выпуск был первым в этом вузе. Зайнаб Шахрудиновна окончила мединститут, работала врачом в Ботлихе, некоторое время была депутатом Верховного Совета ДАССР.
И снова Ведено. Гаджи Хизроев, военный летчик, отец Разитты Гаджиевны, приехал в отпуск, сам-то служил в Гомеле, женился на Рабият Шахрудиновне. Тогда и мама Разитты Гаджиевны переехала жить в Гомель.
ПЕРВЫЙ УРОК
– Учитель – это ученик, который вышел к доске, да так возле нее и остался, – шутит Разитта Гаджиевна. – Я тоже, как и мама, была в первом выпуске худграфа.
У нас преподавали такие асы – Скугарев, Мушаилов, Кошак… Тогда не было, как сейчас, отделений по специализации, было одно, где мы изучали каждый предмет по полгода. Это были резьба по дереву, керамика, живопись.
Наш педагог, Райганат Шигабудиновна, возила нас в Балхар, Кубачи, где мы на месте постигали премудрости наших мастеров. Я увлекалась прикладным искусством: ювелирным делом, ковроткачеством.
Хоть училась в пединституте, но будущее, как педагога, себе не представляла.
Практику, конечно, в школе проходили, но с настоящим уроком это не сравнить. Когда училась на 5-м курсе, тогда и произошло событие, которое запомнилось надолго.
В школе №13 заболела учительница рисования, и меня отправили туда.
Честно скажу: боялась. Проработала там недолго, месяца 3-4. Так вот. Вошла в класс и чувствую: ничего не знаю! Но постаралась взять себя в руки, прошлась по рядам, познакомилась с детьми.
Старалась, чтобы им было интересно, мы выходили на пленэр, на природу, собирали гербарий…
ПЕДАГОГ
Меж тем на худграфе Разитта Гаджиевна встретила свою судьбу, вышла замуж за однокурсника Заирбека Гаджиханова. По распределению попали в Избербашское педучилище, где директором был в то время Магомед Дугричилов.
Супруг тогда заявил, что педагогика – это не его дело и устроился в Академию наук художником. Вскоре в отдел искусств Академии перешла и Разитта Гаджиевна.
Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Так складывалась жизнь, что пригласили ее преподавать на худграф пединститута, и она согласилась, чтобы не терять навыки рисования.
Потом был Инженерно-педагогический институт при педуниверситете и, наконец, главное: Физико-математический лицей-интернат. Тогда, правда, он назывался по-другому – Профлицей №9.
Преподавала технологию, ИЗО, вела такой предмет, как «индивидуальный проект». Поняла, что работа с детьми – это и есть призвание, к которому ее подвела сама жизнь.
– Я считаю, – говорит она, – что педагог обязан делиться своими знаниями с молодежью. Он видит перспективу тех, кого обучает.
Учитель – человек, который стремится, чтобы общество, где он работает, было развито и стояло на высоком уровне развития.
А где высокая культура, там и развита экономика. Все взаимосвязано в этом мире.
Наталья БУЧЕНКО