Гастроли АНО Театра драмы и комедии «Восток-Запад» в Дагестане
7 и 8 октября дагестанский зритель встретился с героями пьесы Шапи Казиева «Бестужев». С большим успехом спектакли прошли на сценах Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова в Махачкале и Лезгинского музыкально-драматического театра имени Сулеймана Стальского в Дербенте.
Пьеса Ш. Казиева посвящена последним годам жизни реальной исторической личности – декабриста Александра Бестужева (псевдоним Марлинский). Оказавшись в ссылке в Дербенте, он не только полюбил Кавказ и его жителей всем сердцем, но и смог своими произведениями, написанными здесь, изменить представление российского общества о Кавказе. «Я вижу Кавказ, – писал Марлинский, — совсем в другом виде, как воображают его себе власти наши». Произведения о Кавказе сделали Бестужева популярнейшим писателем. Его очерками «Письма к доктору Эрману», «Письма из Дагестана», «Кавказская стена», «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев», повестями «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур», «Шах Гусейн» зачитывалось как юное поколение России, так и сам император облачался в черкеску на фоне кавказских гор, позируя художникам.
Наблюдая за игрой Алексея Гиммельрейха в образе Александра Бестужева, не перестаешь ловить себя на мысли, что ты воспринимаешь его поступки и слова, как поступки и слова самого Бестужева. Та же дерзость, тот же порыв, тот же полет творческой мысли и бесшабашность, и влюбчивость – все сочетается в нем совершенно органично. Финальный монолог, в котором герой заявляет, что «не ищите земного рая на Евфрате, он здесь…», четко показывает, что Кавказ действительно изменил героя, а он изменил представление российского общества о Кавказе. Этот проникновенный монолог дает сильное и нужное чувство, после которого зал просто взрывается аплодисментами.
Ярок и весьма выразителен жандармский ротмистр Золотарев в исполнении Владимира Ильина-Королева, являющийся антиподом героя. Он вскрывает противоречия строя, порождающего таких героев, как Бестужев, и ничтожеств, пытающихся лизоблюдством и подлостью пристроиться к государственной кормушке.
Прелестна и воздушна грациозная Ольга, дочь военного врача, влюбленная в Бестужева, в исполнении Николины Калиберды. Именно ее всепоглощающая любовь приводит к трагедии. И хотя она утверждала, что роковой выстрел был случайным, мы понимаем, что это не так. Жизнь без любимого для нее не имела никакого смысла.
А как хороша в образе Марьи Петровны, жены полковника Васильева, наша землячка, знакомая дагестанскому зрителю по своим режиссерским работам в Русском, Лакском и Кумыкском театрах Пати Махачева. Ее Марья Петровна, уставшая от войны, постоянных проигрышей мужа, безденежья и тревоги, остается борцом за свое женское счастье. Своей работой Пати демонстрирует, что она не только талантливый режиссер, но и актриса.
Всё и все в спектакле подчинены основной задумке режиссера-постановщика, учредителя театра и его идейного вдохновителя заслуженного деятеля искусств РФ – показать «необходимость дружбы народов и важности их единства во все времена». Актеры, приглашенные для участия в спектакле из московских театров, наполнившись атмосферой, описанной в пьесе и трактовкой режиссера, а через нее воздухом Кавказа, филигранно исполняют свои роли.
Музыкальное оформление (компиляция самого постановщика), декорации (художник-постановщик – заслуженный работник культуры Республики Марий-Эл Борис Голодницкий), костюмы (мастерская сценического костюма «Скорцени» директор Наталья Овсянникова, художник-конструктор театрального костюма Татьяна Станишевская) создают художественную целостность спектакля.
Между тем, восторгаясь работой некоммерческого театра «Восток-Запад», мы не должны забывать о том, что его деятельность сегодня основывается только на энтузиазме и полном финансировании Мавлета Тулпарова, а как мы понимаем, любой энтузиазм без поддержки ( речь здесь ни в коей мере не идет о команде театра) может сойти на нет, что будет очень жаль, ведь появление данного театра – значительное явление в культурной жизни страны.
Наталья ГАЗИЕВА, театральный критик, Фото: Юлия Тимохина
Бесконечно рада появлению такого
исторически необходимого в данный момент спектакля как “Бестужев” по пьесе замечательного историка-литератора Шапи Казиева, с которым при его жизни в конце прошлого века мы были тесно связаны работой в Комитете общественных и межрегиональных связей Мэрии Москвы. В те времена Шапи Казиев издавал и редактировал журнал, освещавший жизнь Московских национально-культурных объединений. Его же стараниями был издан блестяще
иллюстрированный альбом о Шамиле. А после ухода в мир иной Расула Гамзатова именно Шапи написал книгу о нем, иданную в 2018 году в серии “ЖЗЛ”. Выражаю благодарность театроведу
Наталье Курбановне за ее пристальное внимание к премьере спектакля “Бестужев”, представленного 7 и 8 октября АНО Театра драмы и комедии «Восток-Запад” дагестанскому зрителю..