Для современного человека поэзия – это всегда как будто бы немного «ретро» – немного про «вчера» или еще глубже в прошлое. В нашей памяти возникают ассоциативные ряды с дуэлянтом Александром Пушкиным, с хулиганами и бунтарями Сергеем Есениным или Владимиром Маяковским, с космополитом и гуманистом Расулом Гамзатовым или с диссидентом Иосифом Бродским. В общем, так или иначе поэзия будто отбрасывает нас немного назад, потому что она романтичная, немного из эпохи классицизма и слишком традиционная либо даже ретроградная как вид искусства. Но много ли мы знаем про современную поэзию? Неужто в нашем современном мире, где все преисполняется принципом мещанства и вещизма, не осталось места для творческого порыва, для высокого слога, для глагола, способного «жечь сердца»? Кажется, речь слишком патетичная, однако она хорошо транслирует героев нашей сегодняшней публикации.
В Театре поэзии Махачкалы создан целый клуб по интересам – это объединение преимущественно молодежного характера, где юные «пробователи пера» могут не только поделиться своими творческими результатами, но и получить качественные профессиональные советы, рекомендации, а также независимые оценки от братьев по цеху. Сегодня объединением руководит Магомед Мусаев – молодой, но уже сложившийся и признанный поэт, творческий общественный деятель, а также педагог и наставник для подрастающего поколения. Он согласился встретиться с нами и рассказать о том, как и где возникла идея поэтического объединения, а также поделился, что такой «клуб по интересам» может дать молодым начинающим авторам.
– Добрый день, Магомед Яшарович! В вашем Театре поэзии семинар успел укрепиться и стать традиционным сообществом, практически целым подразделением, однако до сих пор оно остается несколько «камерным» и будто закрытым от посторонних. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Семинар поэзии возник в 2017 году как совместный проект Союза писателей Дагестана в лице Магомеда Ахмедовича Ахмедовым и Театра поэзии.
Собственно, Магомед Ахмедович и был руководителем Семинара до февраля этого года. Он всегда находил время, чтобы послушать нас, молодых поэтов. Всячески поддерживал каждого, выдвигал на стипендии и всероссийские литературные форумы, фестивали, и семинары.
Благодаря ему мы получили свои первые публикации в «Литературной газете» (советское и российское еженедельное литературное и общественно-политическое издание; газета впервые вышла 22 апреля 1929 года по инициативе Максима Горького). На встречах в Театре поэзии Магомед Ахмедович разбирал наши работы, говорил о стихотворчестве, рассуждал о литературе – национальной, русской и мировой.
– Как часто и активно проводились эти занятия?
– На протяжении всего времени работы семинара ни одна встреча не была отменена. Даже если ему случалось быть в отъезде, он заботился о том, чтобы мероприятие состоялось. Раз в месяц мы подытоживали результаты начинающих поэтов. Последнее занятие Магомед Ахмедович провел в сентябре.
Когда в прошлом году я позвонил ему насчет октябрьской встречи, он сказал, что чувствует себя неважно, и попросил меня, чтобы эту встречу я провел за него. Это было первое занятие, которое мне пришлось вести абсолютно самостоятельно. Это и стало моим «педагогическим дебютом». Первое собрание, которое мне пришлось вести лично, набрало восемь или девять человек; пятеро из участников впервые посетили мероприятие.
– Касаемо количества молодых талантов – много ли их?
– Скажем так: кто-то приходит, кто-то уходит. Кто-то поступает в университеты, в литературные вузы страны и тоже покидает нас. Но, в общем, у нас сложился свой костяк из семинаристов, которые сегодня постоянно посещают занятия, а также выступают и стабильно пишут новые работы.
Дело Магомеда Ахмедовича действительно в своем роде беспрецедентно и достойно наследия как проект, способный не только замотивировать на творческий результат, но и вывести перспективного поэта на сцену. Это про преемственность. Семинар по-прежнему действует, по-прежнему встречи проходят в Театре поэзии раз в месяц, по-прежнему он ориентирован на обучение молодых поэтов посредством разбора их стихов, мастер-классов, лекций и изучения законов стихосложения на примере классических образцов русских поэтов. Более того, участники семинара уже выступают со своими стихами в Театре поэзии, Союзе писателей Дагестана, библиотеках, музеях и высших учебных заведениях.
– Как определяются лучшие из лучших? Есть ли определенные условия отбора участников?
– Вот тут я бы сразу хотел уточнить, что мы открыты для всех. Это бесплатный проект; любой желающий может прийти и стать постоянным участником. Нет и возрастной категории, ограничивающей в праве членства. Но все же привлекает проект в основном молодых творческих махачкалинцев.
По итогам семинара в июле-августе Театр поэзии на своей сцене организует открытый турнир молодых поэтов и совместный творческий вечер всех участников семинара.
– Понятно, что молодежь учится, повышает профессионализм и квалификацию, но есть ли у вас лично какие-то собственные проекты, планы или мечты на будущее? Каким видите развитие Семинара и собственных учеников?
– В планах на будущее много литературных проектов; для этого я начал собирать отдельную команду, чтобы заняться грантовой деятельностью. Из относительно легко реализуемых – это альманах. Все участники поддержали эту идею, они хотят быть не только опубликованными, но и отметиться в собственном сборнике.
Возвращаясь к самому проекту поэтического Семинара имени Магомеда Ахмедова, хочу отметить, что он действительно несет в себе не только творческий потенциал, но и важную общественную миссию: мы собираем в своем объединении людей, готовых к творческому диалогу, помогаем найти друзей, а также обзавестись полезными связями для писательского будущего. Приходите к нам на поэтический Семинар, и мы обязательно подружимся! Наши занятия проходят в Театре поэзии, по адресу: пр. Расула Гамзатова, 12 «б», каждую последнюю среду месяца, в 15:00. За уточняющей информацией вы можете обратиться по телефонам (8722) 68-15-51, 51-88-62.
Публикация посвящается памяти Магомеда Ахмедова – аварского и русского поэта-прозаика, общественного творческого деятеля, председателя Союза писателей Дагестана (2004-2023 гг.), народного поэта, лауреата Большой литературной премии России (2006 г.) и Литературной премии Дельвига (2012 г.). 21 февраля текущего года Магомед Ахмедович ушел из жизни, но оставил после себя не только богатое творческое наследие, но и проект – поэтический Семинар – тот самый памятник нерукотворный, способный открывать новые молодые таланты Махачкалы и Дагестана.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА
Здравствуйте! Встречи проходят в последний вторник каждого месяца