В 2023 году Россия впервые официально празднует День психолога. Несмотря на то, что до сих пор у этой профессии достаточно скептиков, наука прочно вошла в жизнь современного общества, обрела популярность и получила свое узкопрофильное развитие в сотрудничестве с иными, смежными профессиями. Сегодня клинические психологи работают в наркодиспансерах, в реабилитационных центрах, психиатриях, наряду с психиатрами, врачами-наркологами или в тесном тандеме с иными специалистами сугубо медицинских профессий. Но что мы знаем о психологии? Где та тонкая грань между психологом, врачом-психиатром и мотиватором из интернета? Как выбрать для себя специалиста, который действительно поможет, мы разбирались в сегодняшнем материале.
УЖЕ ЭКСПЕРТ, НО НЕ ВРАЧ
По-хорошему будет неправильно обесценивать профессию психолога, противопоставляя его «настоящему доктору». Да, действительно, специалисты с психологическим образованием получают подготовку в иных вузах, на гуманитарных дисциплинарных факультетах, вразрез психиатрам или невропатологам, которые предварительно получают сугубо медицинское образование. Но сама постановка вопроса, где проводится параллель между двумя специальностями, неверна.
Скажем, еще лет двадцать назад, когда клинических психологов не было в штатном расписании наркологий, пациентами занимались только врачи-психиатры и наркологи. В их обязательства входили курсы по детоксикации организма больного, снятие острых приступов передозировки и отравления, а также купирование состояния видений, галлюцинаций. На более поздних этапах лечения пациент получал транквилизаторы или иные препараты по типу антидепрессантов для более мягкого снятия признаков зависимости. Но наркоманы всегда возвращались обратно. По крайней мере, бОльшая часть наркозависимых людей после недолгой ремиссии продолжала употреблять. В задачу современного же клинического психолога входит та часть работы с наркоманом, которая призвана не только найти источник проблем, но и устранить его без вреда для пациента. По словам психологов, зачастую употребление – это и вовсе форма медленного суицида; иногда устойчивой наркозависимости или алкоголизму предшествует длительная депрессия. Опять-таки нездоровая психологическая атмосфера в семье, социальная дезадаптация, проблемы со здоровьем оказываются для человека непосильным бременем. Сегодня, помимо детокс-терапии и симптоматического лечения антидепрессантами, психологи в государственных наркологических диспансерах проводят консультации для преодоления проблемы, спровоцировавшей зависимость.
«Я НЕ ЗНАЮ, КАК ЖИТЬ ЭТУ ЖИЗНЬ»
С тем, что психолог – это не врач, мы уже разобрались. С какими же запросами и проблемами к нему обращаются? Во-первых, такой эксперт как лицо независимое помогает взглянуть на привычные ситуации с новой стороны. Во-вторых, он обладает инструментами для социализации и адаптации – истинный специалист не дает прямых советов, однако четко формулирует вопросы и принимает любые ваши ответы. После нескольких часов терапии такой эксперт может вынести если не диагноз, то определенный «вердикт» вашей проблеме. С какими жалобами можно обратиться? Это могут быть, например, психосоматические боли, панические атаки, тревога, бессонница, проблемы с социализацией, синдром самозванца или отличницы, и даже ожирение – вот тот очень часто встречающийся, хотя и неполный перечень, с которым можно работать со специалистом-психологом.
Родоначальником профессиональной психологии был не Зигмунд Фрейд – он относится к смежной школе, давшей миру еще и психиатров – школе психоанализа. Первым же общепризнанным психологом стал немец Вильгельм Вундт. В 1879 он году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
А вообще, люди всегда обращались к «околопсихологическим» экспериментам – маги, гадалки, ворожеи, религиозные деятели – все оккультные учения так или иначе с помощью манипулятивных инструментов и экспериментов на протяжении всей истории цивилизации помогали преодолевать Человеку свои внутренние противоречия. Сегодня психология как наука призывает все-таки к открытому диалогу с собой, со своими близкими и с миром, вразрез тем экспериментам, когда колдуны и маги вводили «клиента» в состояния убеждения или даже гипнотического транса.
ТЕРАПИЯ: ПАРНАЯ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ?
Скажем, после нескольких лет неудачного брака вы в полном смысле слова потеряли вкус к жизни. «Потеря вкуса к жизни» часто имеет самое прямое значение – вы перестаете испытывать чувство голода, различать вкус принимаемой пищи. Часто на фоне затяжной депрессии человек настолько теряет связь с внешним миром, что его тело перестает отзываться на раздражители – боль ощущается притупленно, а тело практически не различает ни холод, ни жару. Организм страдает от переохлаждения или перегрева (вы наверняка встречали «чудаковатых людей», которые носят теплые куртки летом или гуляют в тонкой майке зимой), но его хозяин сталкивается только с тяжелыми последствиями и болезнями. По этому же принципу развиваются анорексия, булимия или иные обсессивно-компульсивные состояния. Такие сложные и порой опасные для здоровья расстройства нуждаются в глубокой индивидуальной проработке.
Парная терапия чаще всего применяется для людей семейных, желающих сохранить свой брак. Реже к ней приходят родственники – братья и сестры, отцы и дети. Тем не менее такая семейная консультация часто полезна и выводит отношения на более продуктивный и безопасный уровень.
КОГДА ПСИХОЛОГ БЕССИЛЕН
Если вы сталкиваетесь с домашним насилием, регулярными побоями, боитесь своего мужа или отца, то никакая консультация не в силах вам помочь. По словам психологов, часто в Дагестане на прием обращаются молодые женщины, которые надеются сохранить свой брак, но не могут сладить с агрессией мужа. В большинстве случаев речь идет о психопатологических состояниях, где требуется помощь иных специалистов, возможно с применением лекарственных препаратов.
Психолог – это специалист, ограниченный довольно жесткими профессиональными рамками этики, поэтому, учитывая слишком тесный контакт с клиентами, он зачастую вынужден облекать свои рекомендации в довольно сложные смысловые формы. Если эксперт так или иначе дает вам понять, что он не в силах помочь, не нужно торопиться осуждать его или обвинять в непрофессионализме. Возможно, лучше обратиться за помощью к специалистам иных сфер.
Шизофрения, тяжелые формы затяжной депрессии, биполярное или диссоциативное расстройство – масса диагнозов нуждается в комплексной медицинской помощи, поэтому консультация единственного эксперта-психолога бессильна.
ПРОМЕНАД ПО СПЕЦИАЛИСТАМ: КАК НАЙТИ «СВОЕГО»?
Психотерапевт из Лос-Анджелеса Гарольд Гринвальд (1910-1999гг) в своих научных работах описывал интересный случай: «Ко мне пришел один сутенер и начал обсуждать свой способ жизни. – Вы знаете, я стыжусь показать себя и тому подобное, но все-таки это довольно хороший способ заработать, и многие парни хотели бы так жить. Вы знаете, как живет сутенер? Это не так уж и плохо – вы заставляете девчонок суетиться для вас. Так почему бы вам этого не делать? Почему бы любому так не жить? Я ответил: – Ты сопляк. Он спросил, почему. Я объяснил: – Смотри, я живу на заработки проституток. Я пишу о них книгу; этим я добиваюсь уважения и приобретаю известность; по моей работе сняли фильм. Я заработал на проститутках гораздо больше денег, чем ты когда-нибудь заработаешь. И, кроме того, тебя, подонка, в любой день могут арестовать и посадить в тюрьму на десять лет, а я в это время пользуюсь уважением, восхищением и имею отличную репутацию. Это он смог понять. Парень увидел, что кому-то, кого он считал таким же, как он сам, известен лучший способ достижения тех же самых результатов».
Гринвальд продемонстрировал молодому человеку с патологическим отсутствием чувства стыда и совести позицию силы и превосходства. Очевидно, умение противостоять таким антисоциальным элементам базировалось на личных психопатологических свойствах личности эксперта. Он понимал и знал, как именно можно повлиять на неуправляемого социопата.
Сегодня становится очевидным, что эта схема работает всегда: в коррекции нарциссического расстройства лучше всего разбирается психолог с сильным нарциссическим радикалом личности, а при затяжной депрессии или на фоне суицидальных настроений – депрессированный. При обсессивно-компульсивных расстройствах, фобиях, пессимизме, апатиях – лучшим консультантом становится психолог с выраженным невротическим радикалом. Ясное дело, что сам «маэстро» должен быть проработанным и конструктивным.
Иными словами, за психокоррекцией лучше обращаться к человеку с подобными же признаками личности. Устанавливается доверительная атмосфера. В глазах специалиста вы находите соратника, сотоварища, способного понять и принять вас, но при этом хорошо разбирающегося в инструментах и способах адаптировать вас в социальной среде.
ПСИХОЛОГ И КОУЧ: НЕ ПУТАЕМ «ТЕПЛОЕ» С «МЯГКИМ»
Сегодня многие идут по пути наименьшего сопротивления: зачем искать «своего» эксперта, когда есть популярные, распиаренные звезды соцсетей, которые, подобно секте, втягивают людей массово на свои «приемы» и там учат быть «сильными и независимыми». Мотиваторы, коуч-тренеры, «энерготерапевты» обещают вам «распаковать личность» и «простимулировать на успех». Никакие марафоны желаний, транссерфинги реальности или массовые гипнозы не способны принести практическую помощь в вашу повседневность. Да, временный эффект от таких «прокачек» вызывает прилив сил и энергии; поначалу может показаться, что вы действительно готовы на преодоление любых препятствий. Но очень быстро такой «психологический перегрев» заканчивается выгоранием и неприятным откатом в апатию или и вовсе в депрессию.
Важно понимать, что обычно «за советом» человек обращается в самые кризисные моменты, когда организм и без того истощен, а психика нуждается в разгрузке. Истинно дипломированный психолог или психоаналитик определяет это из первых интервью и старается использовать момент восприимчивости на ваше благо. Мотивационные курсы в противовес – выкачивают из вас остатки сил, денег, энергии и оставляют совершенно разрушенным. Это вовсе не значит, что психотренинги – чистое воплощение зла, но не стоит путать любителей-ораторов, собирающих залы и стадионы, с истинным специалистом-консультантом по психологии, готовым оказать вам квалифицированную помощь в рамках личной сессии. Будьте осторожны в своих поисках – берегите себя от неквалифицированных самозванцев, спрашивайте у психолога о его образовании и прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям. Если вам комфортно рядом со специалистом, расслабьтесь и постарайтесь довериться. Своевременное обращение к эксперту может избавить от признаков надвигающейся депрессии и кризиса, и уберечь от тяжелых последствий и даже зависимостей.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА