Первая персональная выставка ее художественных работ случилась еще когда она была в детском саду. Ажа Магомедова, преподаватель изобразительного искусства в махачкалинской школе №31, вспоминает:
я всегда любила рисовать. Мне было 6 лет, когда наши педагоги в детском саду №39 отобрали мои рисунки и прикрепили на специальные доски на стене, чтобы все, и мои родители в том числе, могли ими любоваться.
Да, тогда же я сочинила свое первое стихотворение. Я была творческим ребенком…
ОТЕЦ
Да и как не стать ей творческой личностью, если в семье только и разговоров было о гастролях, танцах, выступлениях? И все потому, что отец – Магомед Максудович был в свое время солистом первого состава легендарного ансамбля «Лезгинка»!
Может, кто-то помнит его коронный номер под названием «санки»: это когда выскакиваешь на сцену, кидаясь с разгона на колени и проезжаешь таким образом метра два.
Так сложилась судьба, что жизнь, проведя человека по извилистым путям испытаний, все же преподносит иногда какие-то подарки.
Ведь вначале жизненный путь не был легким и приветливым. Родители Магомеда Максудовича, жившие в Буйнакске, развелись, и ребенок оказался никому не нужным – у мамы и папы новые семьи и новые дети.
Скитался, жил на улице, пока мальчика не заметил участковый, который определил его в детский дом. Там-то и раскрылись его таланты: кружки, танцы, учеба. Был он невысокий, стройный, очень гибкий, все удавалось с первого раза, все успевал.
Как-то побывал в буйнакском детском доме представитель «Лезгинки», наверно, подыскивал будущих артистов. Заметил Магомеда Максудовича, пригласил в ансамбль.
Тому уже было 16 лет и думал он тогда о серьезной профессии. Поступил в Дагестанский механический техникум в Махачкале, переехал в столицу. Но… танцы не отпускали. Стал ходить на репетиции ансамбля, а вскоре и вообще к ним перебрался.
Как-то приехал в родной Буйнакск на свадьбу к другу. Увидел девушку, звали ее Дания Рагибовна, татарка по национальности. От любви, как говорится не уйдешь… Молодые люди поженились. Жили в Махачкале на съемной квартире.
Первый ребенок – Ажа Магомедовна – родилась уже в столице.
МАХАЧКАЛА
Город у моря в начале 70-х годов прошлого столетия был совсем другим, тихий, уютный. Не было нагромождения новостроек, столпотворения одичавших машин в пробках.
Детские воспоминания самые сильные. Ажа Магомедовна рассказывает.
– Я помню, как мы с мамой гуляли по центральной площади, территория которой была выложена скользкой брусчаткой. На мне были сандалики, я боялась поскользнуться и упасть, потому крепко держалась за мамину юбку.
Там же, на площади, как-то расположился приехавший на гастроли московский цирк с клоуном Олегом Поповым. Мы всей семьей отправились на представление.
Олег Попов увидел меня, вывел на арену и предложил закинуть мячик в сетку, которую он держал в руках. Я закинула мячик, и все почему-то обрадовались, захлопали. Помню, мяч такой был – красный с зелеными полосками, который мне и подарили.
Я была такая счастливая: как же, с таким человеком общалась!
Мама окончила еще в Буйнакске педагогическое училище, в Махачкале работала сначала в школе Красноармейска, потом перешла в школу №5.
Район, напротив пединститута, был очень своеобразным. Почерневшие от времени двухэтажные деревянные дома, неприглядные мелкие сарайчики, где держали скотину.
Мама, уходя на работу, брала меня с собой и оставляла у какой-то бабушки в одном из этих домиков. А та держала живность – свиней. Я так их боялась, думала, меня съедят!
МОИ ДРУЗЬЯ – КНИГИ
За несколько лет в семье Магомедовых произошли большие перемены. Магомед Максудович на гастролях «Лезгинки» в Москве повредил колено, танцевать больше не мог. Работал по полученной в техникуме специальности – электриком.
Получили квартиру в доме на улице Гагарина. Ажа Магомедовна училась в школе №38, где уже работала ее мама.
Училась хорошо, только не ладилось с такими предметами, как русский язык и литература. Не нравился ребятам предметник, не любила педагог детей.
– Я поняла, как много в учебе зависит от учителя, – говорит Ажа Магомедовна, – когда нам поменяли филолога, все пошло по-другому.
К нам пришла Елена Павловна Нюхова. Мы называли ее «лучом света в темном царстве». Стало интересно на уроках, мы оживились, пристрастились к чтению.
Помню, брала книги Льва Толстого и переписывала их от руки. Мне было интересно и мой русский язык тоже обогащался и совершенствовался.
Узнала новых авторов, увлеклась чтением – О.Генри, Куприн, Пришвин, Пушкин. Моими друзьями стали книги.
ТВОРЧЕСТВО
Отец работал в то время электриком в Институте истории, археологии и этнографии. И вот как-то объявили там конкурс художественных произведений для детей сотрудников.
– Занималась конкурсом Татьяна Гейбатова, – вспоминает Ажа Магомедовна, – это мама известного скульптора Сабира Гейбатова. Кстати, с ним я училась в школе и даже сидела за одной партой.
Мои работы заняли 2-е место. А Татьяна Гейбатова подошла к моему отцу и сказала, что у меня талант, который нужно развивать.
И прежде всего необходимо обучение в художественной школе. И вот она, папа и я отправились в художественную школу, которая тогда находилась в районе завода «Эльтав» в Первой Махачкале. Так я училась в двух школах – в 38-й и художественной, которую окончила с красным аттестатом.
Мои работы выставлялись не только в Дагестане, но и в Москве и всегда им сопутствовал успех.
В те годы я разработала собственную технику рисования: беру сухой кистью акварель и наношу на шершавую бумагу. Получалось интересно.
Потом опять учеба: Ажа Магомедовна поступает в Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала. Комсорг, староста группы – очень активная студентка! Все мероприятия – праздники, капустники проходят через нее.
В школе №31 Ажа Магомедовна работает с 1989 года, уже 34 года. За спиной не только художественная школа и училище, но и художественно-графический факультет Дагестанского педуниверситета.
Когда потребовалась подработка, трудилась в Детской школе искусств в поселке Новый Хушет. Об этом времени вспоминает с удовольствием. Там, специально для нее, открыли театральное отделение.
Ажа Магомедовна изучала специальную литературу, вникала в суть сценического движения, изучала постановку речи.
– Мы ставили спектакли, сами шили костюмы к ним, – рассказывает она, – у меня была старая швейная машинка «Подольск», так мы на ней шили, строчили…
В школе, где я работаю, главным методом преподавания считаю способность пробудить интерес к предмету. Мы на уроках рисуем сказочные сюжеты, говорим о сказках. Брали и изучали такие темы, как Япония, Мифы Древней Греции.
С детьми нужно разговаривать, выслушивать их мнение. Дети – маленькие люди со своим характером, своими мыслями и чувствами.
Они привыкают, что со мной можно говорить на любые темы. Я забочусь о них, они видят, что я своя. Педагог – профессия творческая.
Наталья БУЧЕНКО