Экономическое развитие невозможно без привлечения инвестиций. Какими ресурсами обладает столица республики для создания благоприятного инвестиционного климата и что может предложить потенциальным финансовым партнерам, «МИ» рассказала начальник Управления экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Заира Абдурахмановна Ибрагимова.
ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
– Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей является ответственным структурным подразделением за оказание содействия в реализации инвестиционных проектов на территории Махачкалы и привлечении новых инвесторов. Скажите, пожалуйста, какая работа проводится Управлением в этом направлении?
– Управление инвестиционными проектами — это процесс планирования, координации и контроля инвестиционных проектов с целью достижения заданных результатов. Основными этапами управления инвестиционными проектами являются инициирование проекта, определение бизнес-целей проекта, предварительная оценка проекта, разработка предварительного плана проекта, разработка стратегии реализации проекта, определение необходимых ресурсов, оценка рисков.
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей администрации города Махачкалы независимо от того, какой это проект – небольшой или крупный – оказывает полное содействие в реализации. Это оказание содействия в получении разрешительных документов, необходимых для реализации проекта на территории города; ходатайство в исполнительный орган власти или ресурсоснабжающие организации об оказании поддержки в подключении необходимой инфраструктуры; ходатайство в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан о включении проекта в Республиканский реестр, что позволит инвестиционному проекту получить государственную или федеральную поддержку.
Надо отметить, что в целях улучшения инвестиционного климата, а также привлечения дополнительных инвестиций, администрацией города Махачкалы внедряется Муниципальный инвестиционный стандарт.
Муниципальный инвестиционный стандарт — это система качества работы с инвесторами на территории Махачкалы, включающая структурированный набор документов, регламентирующих процедуры сопровождения планирования и реализации инвестиционных проектов.
Целью внедрения стандарта является формирование единого подхода к сопровождению инвестиционных проектов, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
В рамках внедрения стандарта, в целях поддержки предпринимательства и перевода взаимодействия государства и бизнеса в цифровое пространство, создан Инвестиционный портал Махачкалы. На данном портале предусмотрено размещение необходимой и актуальной информации для предпринимателей/инвесторов – действующие нормативно-правовые акты, меры поддержки, свободные земельные участки и недвижимое имущество, инвестиционные предложения Махачкалы и др.
Хочу отметить уникальность портала – благодаря порталу потенциальный инвестор может направить инвестиционное предложение с необходимым комплектом документов на первичное рассмотрение из любой точки страны. Таким образом, портал станет путеводителем для предпринимателей, онлайн-площадкой для эффективного взаимодействия бизнеса и власти.
Стоит сказать, что Махачкала является первопроходцем среди муниципалитетов республики по внедрению стандарта.
– Какие обязательства готов нести муниципалитет перед инвесторами, что может предложить потенциальным инвесторам в рамках взаимовыгодного партнерства? Какие условия?
– Основной ресурс – это предоставление муниципалитетом земли или помещения. В настоящее время администрацией города формируются земельные участки под инвестиционные площадки. Они будут сформированы с разрешенным видом использования под определенные инвестиционные проекты.
На территории города также действует имущественная поддержка, где помещения муниципалитета предоставляются предпринимателям/инвесторам на льготных условиях. В настоящее время ведется работа по дополнению перечня имущества для предоставления предпринимателям.
Помимо предоставления земельных участков и помещений, город берет на себя обязательства по сопровождению инвестиционных проектов, оказанию полного содействия – это те же виды поддержки, что были ранее перечислены (получение разрешительных документов, ходатайство в исполнительной орган власти или ресурсоснабжающие организации).
Также взаимодействие города и инвестора можно рассмотреть в рамках муниципально-частного партнерства или заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, где будут указаны гарантии и обязательства муниципалитета.
Один из потенциальных проектов на сегодняшний день – это благоустройство общественных остановок.
– Кто сегодня является потенциальным инвестором в рамках города?
– Потенциальным инвестором является абсолютно каждый предприниматель, планирующий инвестировать в город – начиная от реконструкции объекта, строительства предпринимательского объекта до полной реализации предлагаемого проекта, основной целью которого будет получение прибыли, создание рабочих мест, уплата налогов.
РИСКИ, ПЛОЩАДКИ, ЛЬГОТЫ
– Какими инструментами могут воспользоваться инвесторы на территории города? С какими рисками им приходится сталкиваться? С чем это связано?
– Основные инструменты для инвесторов на территории города Махачкалы – это инвестиционные площадки, налоговые льготы, предоставление имущества города в аренду на льготных условиях, предоставление бюджетных инвестиций, заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве, заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Во всех перечисленных выше инструментах риском может послужить изъятие муниципалитетом ранее предоставленного муниципального имущества (земли, помещений) из-за несоблюдения инвестором договора аренды земли, уплаты налогов, нецелевого использования имущества.
– За счет чего город наращивает свою инвестиционную привлекательность? Сказывается ли на этом дефицит земельных участков в муниципалитете?
– Город наращивает свою инвестиционную привлекательность за счет формируемых инвестиционных площадок, предоставления имущества города на льготных условиях, налоговых преференций.
В части вопроса земельных участков, администрацией города ведется колоссальная работа по возврату неэффективно используемых земельных участков, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий. Высвобожденные земельные участки будут определены под реализацию проектов, планируемых в рамках комплексного развития Махачкалы до 2030 года. Это такие проекты, как строительство «Сухого порта», торгово-логистических центров, заводов по переработке молока, переработке мяса и мяса птиц, строительство вертикальных ферм по выращиванию овощей, производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, создание индустриальных парков и многое другое.
– Как общественность участвует в обсуждении намеченных инвестиционных проектов?
– Через общественные обсуждения. Последние обсуждения прошли в конце прошлого года по разработанному Комплексному плану первоочередных мероприятий развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на период 2024 и 2025 годов и на период до 2030 года.
Комплексный план развития, как уже само название говорит, это развитие всех сфер комплексно по всем направлениям – ЖКХ, дорожной сети, социальной сферы, транспорта, реального сектора экономики и др.
В данном комплексном плане находятся также инвестиционные проекты – проекты реального сектора экономики.
И… НАЛОГИ
– Инвестиции – это вклад предпринимателей в экономику Дагестана, Махачкалы. Благодаря инвестициям должны появляться новые рабочие места, объекты предпринимательства. И тут возникает вопрос о налогах. Будет ли Управление контролировать в рамках своих полномочий своевременность уплаты инвесторами налогов? Есть ли примерные оценки того, какие суммы налоговых отчислений останутся в бюджете Махачкалы?
– Да, Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей является ответственным структурным подразделением Администрации города Махачкалы по работе с налогоплательщиками в части своевременной уплаты налогов, погашения налоговых платежей.
Инвестор, заявляясь с инвестиционным проектом, предварительно должен рассчитать планируемое количество рабочих мест, планируемые объемы налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан.
Исходя из таких данных, мы можем прогнозировать налоговые поступления как в бюджет республики, так и муниципалитета.
– Какова, в целом, ситуация по налоговой дисциплине предпринимателей в городе? Какая работа с ними проводится?
– Ситуация по налоговой дисциплине предпринимателей в городе, скажем так, оставляет желать лучшего…
Исходя из аналитических и сравнительных данных по аналогичным городам иных регионов, количество зарегистрированных и легально осуществляющих свою предпринимательскую деятельность, а также, регистрацию трудовых отношений между работодателем и работником в два и более раза выше, чем в Махачкале.
Например, в Ставрополе численность населения на конец 2023 г. ниже на 150 тысяч человек, чем в Махачкале, при этом количество субъектов МСП на 11 тысяч больше, а среднесписочная численность работников на 140 тысяч больше.
Таким образом, первоочередными проблемами являются – незаконная предпринимательская деятельность (без соответствующей регистрации в налоговых органах) и неформальная занятость.
Стоит отметить, что без регистрации в налоговых органах как предприниматель, невозможно зарегистрировать контрольно-кассовую технику и контролировать ее применение в предпринимательской деятельности, а также заключать трудовые договора с работниками, за счет которых и формируется налогооблагаемая база для исчисления налогов по УСН и НДФЛ, которые за истекший 2023 г. составили 66% из общих налоговых доходов местного бюджета.
Также, одним из основных проблемных вопросов остается вопрос по налоговой ответственности в части полноты и своевременности уплаты налогов каждым жителем города, за счет которых и пополняется местный бюджет для благоустройства и формирования благоприятной городской среды.
Администрацией г. Махачкалы ежедневно проводятся мероприятия по инвентаризации предпринимательской деятельности, также, информационно-разъяснительная работа по побуждению к легализации своей предпринимательской деятельности и оказанию содействия в этом, а по лицам, осуществляющим незаконную предпринимательскую деятельность, которые были ранее предупреждены, будут формироваться соответствующие материалы и направлены в правоохранительные органы для принятия мер по пресечению незаконной предпринимательской деятельности и применения санкций вплоть до привлечения к уголовной и административной ответственности с предварительным ограничением ведения незаконной деятельности.
Лариса ДИБИРОВА