ОТРАЖЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В МУЗЫКЕ ДАГЕСТАНА

привычном к высокоинтеллектуальным формулировкам зале Дагестанского научного центра РАН зазвучала народная песня. Соединение теории с практикой проявилось, как ожидалось, новым опытом. Впервые за 80 лет существования Институт языка, литературы и искусства решил рассмотреть один из аспектов фольклористики с привлечением ярких примеров исследуемого материала непосредственно на рабочее место. Региональная научная конференция «Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа», завершившая свою работу, предполагала широкое освещение этой темы. Задуманные первоначально многоплановость и географию удалось соблюсти благодаря заочной форме участия заявленных в программе фольклористов из республик Северного Кавказа. Интерес к фольклору и желание сделать свои наблюдения и умения достоянием коллег настолько сильны, что для участия в научном форуме поступили заявки даже из отдельных сел. Именно сельские фольклорные праздники – основные закрома культуры, в которых и хранится народное музыкальное искусство. Это хорошо известно и министру культуры и туризма РД З.Сулеймановой, приветствовавшей участников конференции. Участникам ее был представлен новый справочник «Деятели музыкальной культуры Дагестана», составленный Аллой Шабаевой.

Внимание исследователей к фольклору, кажется, тоже имеет спиральное развитие. «Взрывное» увлечение изучением музыкального фольклора Дагестана в 20-30 годах сменилось затишьем, в середине
50-х с возникновением Союза композиторов новая волна внимания обрела целенаправленный вид. Пришло время начать новый виток в изучении фольклористики, решили ученые ИЯЛИ, участвующие в многолетнем проекте создания 20-томного «Памятника фольклора народов Дагестана». «Новые реалии и проблемы их оценки» в докладе заместителя директора Института, заведующего отделом истории искусства,
А.Д.Магомедова, проявились пересмотром устоявшихся взглядов на народное музыкальное творчество. Признавая сочинения, отточенные веками, мы с пренебрежением относимся к самодеятельному творчеству наших современников. Это тоже проявление неуважения к нашей культуре, считает Амирбек Джалилович. Если музыка востребована, если она попала в разряд «популярной», значит консервативная реакция «хранителей чистоты» на «вольности», к которым относятся эксперименты с взаимопроникновением мелодий, уже ничего не изменит. Никакая цензура, к восстановлению которой призывают некоторые «канонисты», никакие художественные советы не удержат естественного процесса. В силах исследователей изучить его и, возможно, просветительством оказать некоторое влияние на направление. В принципе такие же процессы, что и с современной самодеятельной музыкой, происходили с признанными фольклорными произведениями.

– На мелодию одного народа можно исполнить песню другого народа. Принадлежность некоторых популярных песен невозможно установить до сих пор,- после объяснения поэтического строя текстов песен дагестанских народов заключил ведущий научный сотрудник отдела фольклора ИЯЛИ Х.М.Халилов. – Мелодия может существовать самостоятельно, она не привязывается к одному тексту. Можно тексты менять, и, наоборот, одни и те же тексты петь под различные мелодии. После многотрудных исследований Халил Махмудович пришел к выводу, что не поются мужские песни на женские мотивы и героические – на лирические. А в остальном – все настолько переплетено, что дало повод одному из первых исследователей дагестанского фольклора Услару засомневаться: европеец вряд ли может разобраться в этом. Появление авторского музыкального творчества – сначала самодеятельного, потом и профессионального определило развитие фольклора. «Музыкальный фольклор в творчестве дагестанских композиторов»- тема выступления заведующего кафедрой музыкальных инструментов Даггоспедуниверситета Ю.Г.Ханжова позволила участникам конференции проследить путь от простого воспроизведения фольклорных жанров до национального претворения образцов мирового искусства.

Юрий Геннадьевич, руководитель ансамбля русской песни, который участвовал в концертной части конференции, не мог не остановиться подробнее на творчестве композитора-мелодиста Татама Мурадова. Благодаря ему не только трансформировалась народная музыка, но и новые инструменты стали проникать в инструментальное творчество горцев. Так, появление гитары в оркестре – заслуга Т.Мурадова. Продолжателем традиций хорового творчества давно признан мужской хор
им.А.Капланова из Карабудахкента. Песни, исполненные ими, не оставили равнодушными никого в зале.

Градация этапов развития фольклора, предложенная доцентом Института искусств Адыгейского ГУ А.Н.Соколовой правомерна и по отношению к дагестанской музыкальной фольклористике. В 90-х годах начался ее третий этап – научное осмысление. С докладом коллеги и учителя из Майкопа ознакомила участников конференции старший научный сотрудник отдела истории ИЯЛИ Э.Б.Абдуллаева. И трудно было понять, что приносило большее удовлетворение молодому ученому – озвучивание мыслей своего учителя, ознакомление аудитории с собственными наблюдениями в изучении народной музыкальной культуры Дагестана или ведение концерта фольклорных коллективов, выступавших на сцене конференц-зала ДНЦ РАН. Особенно тронуло организаторов во главе с директором ИЯЛИ д.ф.н.

М.И.Магомедовым и публику исполнение народных произведений юными дагестанцами из махачкалинской школы №8. Они положили свой факт в сундук с доказательствами, что дагестанская фольклористика развивается от простого воспроизведения народных мелодий, затем изучения и обработки музыкантами к научному анализу. А ученые не «довольствуются» своими слуховыми ощущениями» (замечание, сделанное первым профессиональным композитором Дагестана Г.Гасановым, первым исследователем музыкального фольклора), а проникают в природу каждого явления и в такой области, как МУЗЫКА.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...
spot_imgspot_img

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам