БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСЛАМОВЕДЕНИЯ

(Монография Вагабова М.В. и Вагабова Н.М.
«Ислам: сущность и существование». Махачкала, 2007, 502 стр.)

За последние годы в мире, в том числе и в России, интерес к исламской проблематике значительно возрос. Он обусловлен теми крупномасштабными процессами, происходящими в современном мусульманском мире, особенно событиями в Ираке, Иране, Палестине и др. Эти события по своей сути носят глобальный характер, где перемешиваются экономические, социальные, межцивилизационные, этноконфессиональные и другие отношения, и образовался такой противоречивый клубок, взрыв которого опасен не только для региона, но и для всего мира. В этих событиях важную идеологическую функцию выполняет ислам. Он играет активную роль не только в урегулировании региональных событий, но и значительно влияет на формирование геополитики в мире. В наши дни научные исследования ислама и его проблематики должны иметь весьма актуальное теоретико-познавательное значение, они должны сыграть важнейшую роль в удовлетворении потребностей членов общества в получении достоверной информации, чтобы они сами разобрались в сложных сплетениях событий в мире ислама и за его пределами и таким способом способствовали нахождению оптимальных форм и способов их решения. К числу таких публикаций относится изданная Дагестанским книжным издательством в 2007 году монография Вагабова М.В. и Вагабова Н.М. «Ислам: сущность и существование». Издание такой фундаментальной работы по исламу обусловлено, прежде всего, отсутствием литературы по данной проблеме и её востребованностью, реалиями сегодняшней обстановки, в которой неизмеримо вырос интерес к данной проблематике со стороны широких слоев населения республики.

По методологическому подходу к изучению и анализу ислама, принципам подачи материала авторы подошли с социально-философских позиций, и в этом отношении их работа выгодно отличается от всех ранее опубликованных исследований отечественного исламоведения. Необходимость объективного изучения и строго научного анализа вызвана, прежде всего, отсутствием в нашем отечественном исламоведении достаточного количества научно-монографических исследований, из которых читатели могли бы получить необходимые знания об этой уникальной мировой религии, её догматике, культе, расколах, современном состоянии. В этом отношении книга представляет собой свод знаний об исламе, в ней прослеживается динамика его исторического пути – от периода провозглашения первых коранических идей до современного состояния. Об этом свидетельствуют содержание и логическая последовательность глав рецензируемой работы.
Словом, работа выполнена с соблюдением важнейших научно-методологических принципов, позволяющих раскрыть сущность исследуемой проблемы, объяснить возникновение, эволюцию и модификацию ислама.

В монографии авторы акцентируют внимание на ключевом вопросе отечественного исламоведения, т.е. на проблеме возникновения ислама и роли Мохаммада как родоначальника нового вероучения. Этой проблеме посвящаются две первые главы, в которых с научно-методологических позиций делается попытка изучения и объективного анализа вопроса о возникновении ислама, показа его социально-экономических и идейных предпосылок. К оригинальной авторской концепции учёные шли долгие годы, о чем свидетельствуют опубликованные ими ранее монографии в Москве, Ташкенте и Махачкале. Однако наша положительная оценка разработанной авторами концепции возникновения ислама вовсе не означает, что М.В.Вагабов и Н.М.Вагабов поставили в этом вопросе все точки над «i». Напротив, авторы монографии сами считают, что предложенный ими вариант концепции происхождения ислама составляет лишь один из перспективных подходов, который, бесспорно, нуждается в дальнейшем развитии, уточнении и конкретизации.

Далее в монографии подробно рассматриваются важнейшие проблемы социальной доктрины ислама, его превращение в результате арабской экспансии из национальной арабской религии в мировую космополитическую религию. В работе раскрыты социально-экономические истоки данного процесса, показано, как и какими методами ислам распространялся на территории неарабского мира, и осмысленно цивилизованные социальные последствия данного процесса. В частности, в монографии рассмотрены мирные, насильственные и миссионерские формы распространения ислама. В ней в общих чертах рассматриваются процесс исламизации Дагестана, этапы распространения мусульманства среди горцев.
В монографии исследованы священные и теологические источники мусульманского вероучения, такие, как Коран и Сунна, тафсиры, иджма, фикх, ортодоксальные мусульманские мазхабы, калам, показана их роль в разные периоды истории формирования социальной доктрины ислама и в жизни мусульманского общества. Эти идейные источники определяют основы мусульманского вероучения и культа, собственно в них нашли свое отражение парадигмы мусульманской догматики и культовой практики. Авторы проанализировали важнейшие основы вероучения об Аллахе, о пророках и пророке Мохаммаде, о загробном мире, о рае и аде, предопределении и т.д., а также культовые обязанности и сакрализованные обряды мусульман – таухид, салят, пост (саум), закят, хадж, религиозные праздники – ид ал-адха, ид ал-фитр, маулид ан-наби мирадж и т.д.

В монографии авторы показывают, какое важное внимание ислам уделяет вопросам веры и знания. В ней акцентируется актуальность этой проблемы, особенно в наше время, в век НТР: « Мы видим крайнюю необходимость в акцентации нашего внимания на отмеченных проблемах, т.е. они находятся в русле современных общественных запросов и востребованы реалиями сегодняшней жизни. А реалии наших дней таковы, что в условиях сложной идеологической обстановки в республике вызывает тревогу и озабоченность дефицит образованности и знаний у отдельных групп подрастающего поколения» (с. 188). В небольшом разделе книги, ссылаясь на Коран, хадисы и теологические источники, авторы раскрывают оптимистическую сущность учения ислама в отношении веры и знания. В частности, в работе приводится изречение (хадис) Мохаммада: «Ищи знание, даже если оно так далеко, как Китай». Данная идея выступает в книге как главная тенденция по проблемам веры и знания в исламе.

Авторами выявляются специфические особенности ислама как мировой религии, отличия его вероучительной системы от иных конфессиональных систем. В монографии говорится о феноменах, характерных для ислама как новой монотеистической религии. В ней речь идет о таких наиважнейших феноменах, как вера в Аллаха и признание посланнической миссии пророка Мохаммада, чувство абсолютной покорности и зависимости от Аллаха, супертеоцентризм, фатализм, мусульманский энтузиазм, универсализм, «земное» содержание ислама и т.д. Все эти характерные черты ислама как теологической системы подаются авторами в аргументированной и доступной форме. В работе они получают свое последовательное отражение в зависимости от их социальной мировоззренческой значимости в различные периоды истории ислама.

Важное место в монографии занимают расколы в исламе. В отечественном исламоведении этот вопрос недостаточно исследован, и по этой причине население не имеет объективной информации о мусульманских расколах и об их подлинных истоках, хотя эта проблема приобретает особую значимость в современных условиях.

Разумеется, в книге рассматриваются не все расколы, а основные из них, такие, как хариджизм, суннизм и шиизм, мутазализм, исмаилизм, ваххабизм и т.д., которые сыграли важную роль в истории ислама в прошлом, а некоторые из них продолжают оказывать свое влияние на сознание и психологию мусульман до сих пор. Особое внимание авторы уделяют ваххабизму, его агрессивно-террористической сущности, предлагают глубокий анализ истоков проявления салафизма в Дагестане. В монографии авторы специально останавливаются на анализе такого сложного религиозного течения в исламе, как суфизм, раскрывается социальная сущность этого уникального явления, причины его возникновения и распространения в мусульманском мире, в том числе в Дагестане. Главный тезис авторов о расколах в исламе состоит в том, что «в мире нет неразделенных религий», хотя их родоначальники, как правило, в категорической форме выступают за единство: «Держитесь за вервь Аллаха все… и не разделяйтесь» (Коран, III, 98). Расколы не появляются по субъективному желанию отдельных лидеров, подчеркивают авторы, а каждый из них имеет свою объективную основу. Примечательно то, что авторы неголословно провозглашают данный тезис, а подвергают детальному анализу объективные основания расколов в исламе.

В монографии имеется специальный раздел, посвященный мусульманскому конфессионализму, его социальным истокам и эволюции. Авторы подчеркивают особую актуальность этого вопроса среди прочих теоретических и практических проблем, востребованных современным обществом. В религиоведческой литературе ислам нередко рассматривается как религия непримиримости к немусульманам, религия вечного джихада, газавата и фанатизма. И все это делается путем подтасовки и выдергивания отдельных аятов из Корана и других богословных источников, не имеющих по существу никакого отношения в целом к правоверному мусульманскому вероучению, его основным канонам и исторической практике. Коранические откровения, объявившие джихад язычеству, ни в коем случае нельзя воспринимать как вечные истины классического ислама. Вот почему современные идеологи исламского радикализма в оправдание своей агрессивной деятельности спекулируют кораническими аятами, высказанными в условиях борьбы с язычеством. Принципы религиозной исключительности, характерные для всех религий мира, не являются только какими-то сверхособыми, непримиримыми, кровожадными чертами ислама и т.д. В классическом исламе господствует дух своего времени – дух терпимости и толерантности.

Последний раздел книги посвящается исламскому фактору в современном мире. Впервые в отечественной исламоведческой литературе авторами делается попытка определения самого понятия «исламский фактор». Они показывают объективные и субъективные условия проявления в геополитической жизни современного общества подобного феномена, каким является исламский фактор, оказывающий огромное влияние на формирование международной политики и установление межгосударственных отношений. В монографии также рассматриваются крупномасштабные возрожденческие процессы, развернувшиеся в мире ислама после многовекового застоя, исследуются истоки этих процессов, которые авторы видят в социально-экономических переменах, охвативших весь мусульманский мир после окончания Второй мировой войны. В ней отмечается, что возрастание влияния ислама обусловлено, прежде всего, быстрым ростом экономического потенциала мусульманских стран в удельном весе мирового хозяйства. Все это коренным образом повлияло на мировую политику и международные отношения в пользу мусульманского мира, особенно в отношении стран, богатых энергоресурсами. Многие нефтедобывающие арабо-мусульманские страны не только делают миллиардные расходы для решения социально-экономических проблем, но и, наряду с этим, тратят огромные средства на возрождение ислама на мусульманских землях, а также на его утверждение в нетрадиционных для него регионах Европы и Америки. Следует сказать, что данная тенденция довольно успешно проявляется. Так, в наши дни в западноевропейских странах проживает более 25 млн мусульман с соответствующей их вере атрибутикой: мечетями, учебными заведениями, СМИ и т.д. Все эти актуальные вопросы ислама в современном мире получают отражение на страницах рецензируемой работы «Ислам: сущность и существование».

Научно-практическая значимость данного фундаментального исследования заключается не только в том, что оно дает обширные знания об исламе, но и в том, что в нем определены новые методики и перспективные аспекты для дальнейших исследований в области ислама. В этом отношении работа носит пропедевтический характер.

Монография «Ислам: сущность и существование» станет полезной как для начинающих исламоведов, так и для более широкого круга специалистов и читателей. Работа написана на большой источниковедческой основе, в ней использовано более 500 наименований источников на русском, арабском и западноевропейском языках. «Ислам: сущность и существование» является значимым вкладом авторов в отечественное исламоведение, сводом обширных знаний об исламе, востребованных реалиями нашей жизни.

В этой связи можно выразить только сожаление по поводу крайне малого тиража издания и обратить внимание спонсоров и меценатов на необходимость переиздания и распространения монографии «Ислам: сущность и существование» в республике и за её пределами.

Предыдущая статьяЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ ПО ЧЕРНОВИКУ
Следующая статьяСОБИРАЯСЬ В ДАЛЬНИЙ ПУТЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане с 2022 года приступят к реализации госпрограммы по капремонту школ

Власти Дагестана разработали проект региональной госпрограммы «Капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций Республики Дагестан», сообщили в пресс-службе правительства региона. По данным...

Власти Дагестана выделят 3,6 млн рублей семьям погибших и пострадавшим в ДТП с автобусом в Калмыкии

Более 3,6 млн рублей выделит правительство Дагестана семьям погибших в ДТП с пассажирским автобусом в Калмыкии, а также пострадавшим,...

В Махачкале снесли незаконные многоэтажные строения

Демонтаж незаконных многоэтажных строений провели в Ленинском районе Махачкалы — в микрорайоне Ак-Гель и по проспекту Насрутдинова, сообщили в...

Жителя Дагестана подозревают в особо крупном мошенничестве

Уголовное дело возбудили в Дагестане против 32-летнего жителя Карабудахкентского района, который присваивал себе крупные суммы денег жителей республики, сообщили...

В Дагестане за неделю выявили более 1 тыс. случаев заражения коронавирусом

В Дагестане за минувшую неделю (с 18 по 24 октября) зарегистрировано 1 009 случаев заражения коронавирусной инфекцией — это...

Дагестанский хоккеист забил гол в своей дебютной игре в КХЛ

Дагестанский хоккеист Руслан Алиев, выступающий за клуб «Сочи», отметился заброшенной шайбой в дебютной игре в Континентальной хоккейной лиги. Алиев открыл...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам