У каждого свое представление о школе. Но в основном оно мало отличается от общего, традиционного.
Если юному махачкалинцу повезло стать первоклассником Муниципального центра образования «Сказка», удивляться приходится с первого дня учебного года. Хотя основная часть детей в начальную школу переходит из детского сада, составляющего первый уровень образовательной системы этого учебного заведения.
— Вы знаете, где мой класс? — новенькой пришлось обнаружить то, что она потерялась в красочных коридорах. И нередко это случается под дверью директора «Сказки» А.С.Ражбадиновой. Здесь всегда найдется, кому указать дорогу в нужный коридор, в класс, в будущее.. .
После торжества в первый день учебного года малышам особенно трудно было сориентироваться. Столько впечатлений от праздничного концерта. Это для старшеклассников ансамбли национального и современного танца — дипломанты городского конкурса, посвященного 150-летию Махачкалы. А для «новобранцев» артисты — это мальчики и девочки постарше, которые в этой школе научились красиво танцевать. Впрочем, есть и маленькие, которые смело состязались в искусстве танца со старшими товарищами по школе.
— Айгуля, Айгуля,- болели родители и соседи по дому за крохотную солистку.
И в нарядных «куклах», вышедших в круг следом, учителя и родители узнавали учениц из «Сказки».
«Полька» перенесла неравнодушных зрителей за географические границы места действия.
А хореографы К.Р.Имамова и Г.М.Гаджиев, отмечая только им видимые нюансы, мысленно работали над программой следующего концерта.
Педагоги начальных классов внимательно прислушивались к речи своих новых подопечных, читающих стихи: над чем придется им работать, и какими они передадут этих детей своим коллегам из средней школы, можно уже догадываться.
В единственной в Махачкале школе с трехуровневым образованием идет постоянная работа в совершенствовании профессиональных качеств самих педагогов. Этим тоже объясняется стопроцентная успеваемость в этой необычной школе. Участие педагогов ЦО в апрельской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика — региону» в Ставрополе сделало их опыт востребованным за пределами республики. Чтобы идти впереди времени, и существует «Сказка».
— Мы уже работали пять лет в системе «детский сад — школа», когда получили положения из Москвы о такой форме образования, — вспоминает директор Центра образования Анна Степановна Ражбадинова, как они начинали двадцать лет назад с двух уровней.
Сейчас воспитательно-образовательный процесс в детском саду, начальной и основной школе сочетается с дополнительным образованием детей. Взаимодействие урочного и внеклассного обучения и воспитания благоприятно воздействует на гармоничное развитие ребенка. Понимая это, родители микрорайона отдают предпочтение этому учебному учреждению.
— Патимат Магомедовна, — характерное для Дагестана имя-отчество в первый день учебного года представила мама, обосновавшая от имени родителей свой выбор. У воспитанников ЦО «Сказка» определенно есть творческое будущее.
Лауреаты музыкальных конкурсов и победители олимпиады на призы Главы Администрации г.Махачкалы С.Д. Амирова в будние дни — трудолюбивые ученики, готовые «грызть» твердый орешек знаний.
Твердость воспитывается и в характере, и в мускулах. За физическим развитием в Центре следят мастера спорта М.А. Борецкий и А.В.Магомедов. Воспитанник Абдуразиза Велихановича Магомедова в десять лет стал чемпионом Международного турнира. Чемпионат по тхэквондо «VIII кубок Аллилуя», проходивший в мае в Москве сделал Шамиля Батырова героем. Пятиклассник, кандидат в мастера спорта, готовится к новым соревнованиям, которые пройдут в октябре. А 1 сентября для него возвращение не только за учебники, но и к тренировкам.
Возможно, в «Сказке» оказалось бы гораздо больше богатырей, если бы имелся настоящий спортзал.
С отсутствием спортивного и актового залов связывают педагоги невозможность завершить девятиклассное образование в стенах Центра. Учащиеся после восьмого класса переходят в лучшие школы и гимназии города. Закон о всеобщем среднем образовании ставит теперь перед фактом: ЦО тоже перейдет на полный цикл школьного обучения. К тому времени, надеется Анна Степановна, будет сдан еще один корпус, проект которого рассматривается в Администрации города Махачкалы . И тогда будет больше оснований у учащихся говорить: «Если бы я не учился здесь, то заблудился бы». «Заблудиться» в «Сказке» — процесс познавательный и очень необходимый для того, чтобы не заблудиться в лабиринтах знаний.