Дослужиться в армии от солдата или курсанта военного училища до такого высокого звания, как генерал, уже является почти подвигом. Стать армейским генералом — удел особо одаренных и талантливых военнослужащих, людей, до конца преданных своему воинскому долгу и имеющих исключительно большие заслуги в Вооруженных силах страны.
Одним из таких армейских генералов является Мугудин Гамидович КАХРИМАНОВ, который более 36 лет отдал действительной воинской службе. О нем и этот небольшой рассказ.
Мугудин Кахриманов родился 15 декабря 1936 года в селении Икра Курахского района в крестьянской семье.В раннем возрасте Мугудин остался без родителей. Отец его Гамид в 1936 году был арестован и осужден на 10 лет как кулак, хотя никакого богатства и домашнего имущества на уровне «кулацкого хозяйства» у него не было. По решению суда Гамида отправили в ссылку, и больше его никто не видел. А в 1942 году умерла мать, и юноша остался круглым сиротой.
Становление Мугудина как личности по времени совпало с суровыми годами Великой Отечественной войны, а также трудного послевоенного восстановительного периода. Рос он физически крепким, смелым и честным.
Мугудин был вынужден с юных лет трудиться, чтобы заработать на кусок хлеба. Все свободное от школьных занятий время работал чабаном в колхозе, рабочим на местном лесопильном заводе.
Для прохождения армейской службы призывник Кахриманов попадает в г.Борисов Белорусской ССР.
Отсюда в 1956 году его как примерного солдата и в порядке поощрения направляют на учебу в Ульяновское военно-техническое училище им.
С.К.Орджоникидзе, которое он оканчивает с отличием, и присваивают звание лейтенанта.
В год окончания Ульяновского военного училища Мугудин Гамидович стал и членом Коммунистической партии Советского Союза.
Новоиспеченный офицер возвращается в свою воинскую часть, где его назначают командиром танкового взвода, а вскоре избирают освобожденным секретарем Комитета ВЛКСМ полка. Через некоторое время его выдвигают на должность помощника начальника Политотдела танковой дивизии.
В 1962 году теперь уже старшего лейтенанта Кахриманова как политически грамотного и весьма ответственного офицера направляют служить в группу советских войск, которая дислоцировалась на территории дружественной с нами страны — Германской Демократической Республики. Здесь на него были возложены обязанности помощника начальника Политотдела танковой армии, а затем помощника начальника Политуправления ГСВ по комсомольской работе.
Большую работу проводит Мугудин Гамидович по воспитанию молодых воинов в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, по укреплению дружеских отношений между двумя армиями, между СССР и ГДР.
Мугудин понимал, что знаний, полученных в свое время в военном училище, теперь явно недостаточно. С учетом текущих и перспективных задач армейских политорганов необходимо было значительно повысить свой образовательный и идейно-теоретический уровень. С этой целью он поступает учиться на заочное отделение Военно-политической академии
им.В.И.Ленина (г.Москва). Одновременно заочно сдает все экзамены на исторический факультет Белорусского государственного университета.
Целеустремленность, исключительная усидчивость и постоянная работа над первоисточниками и учебной литературой помогли слушателю Кахриманову в 1965 году успешно закончить Академию. На торжественном собрании, посвященном очередному выпуску слушателей Академии, ему за отличную учебу был вручен ценный подарок от ЦК КПСС — именные золотые часы. А через год он получил диплом об окончании исторического факультета Белорусского госуниверситета.
Служил Мугудин Гамидович в Германской Демократической Республике до начала 1970 года. За плодотворную работу здесь ему досрочно было присвоено воинское звание капитана, затем майора. Теперь его военные дороги лежали опять внутри нашей страны – он продолжал службу в различных военных округах: Забайкальском, Приволжском, Туркестанском, Средне-Азиатском.
— Особенно трудно было, — вспоминает Мугудин Гамидович, — в Забайкалье. Здесь на стыке государственных границ Советского Союза, Монголии и Китая на пустом месте нужно было создать новое крупное воинское подразделение со всей инфраструктурой и причем достаточно боеспособное. Это было связано с ухудшением отношений между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой в конце 60-х годов. Дело дошло до того, что весной 1969 года произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими пограничниками.
Этот участок нашей территории на Дальнем Востоке официально называется Даурская земля. Условия здесь действительно были чересчур суровые. Не было ни казарм, ни домов для семей офицеров. Военнослужащие жили в палатках без какого-либо отопления. И это при сильных морозах в зимнее время и пронизывающих насквозь ветрах. Питьевую воду приходилось привозить машинами и даже вертолетами. Причем Мугудин был здесь с супругой и двумя малолетними детьми, которые наравне со всеми переносили все тяготы неустроенной армейской жизни.
Несмотря на огромные трудности, свой воинский долг надо было выполнить до конца. Такую цель и поставил перед собой заместитель начальника Политотдела вновь создаваемой дивизии майор Кахриманов.
Высокое военно-политическое начальство страны также заметило и оценило должным образом такой ответственный подход Кахриманова к служебным обязанностям. Через некоторое время его назначают начальником Политотдела новой Даурской мотострелковой дивизии.
В 1974-1978 гг. служба Мугудина проходила в Приволжском военном округе (г.Оренбург). Сюда его направило Министерство обороны СССР.
Дело в том, что в Тоцкой дивизии сложилась довольно сложная ситуация: падала воинская дисциплина среди солдат и офицеров, широкое распространение получило пьянство. Налицо были и другие факты негативного характера.
Ознакомившись с положением дел в воинской части, Мугудин Гамидович вместе с другими офицерами и политработниками прилагал все усилия, чтобы вывести дивизию из прорыва. В результате трехлетнего напряженного труда удалось достичь значительных успехов в укреплении воинской дисциплины среди личного состава, в постановке политико-воспитательной работы. По основным показателям дивизия выходит уже на первое место в военном округе, ей вручают переходящее Красное Знамя. Полагаю, что немаловажным фактором таких высоких достижений в дивизии стал опять личный пример самого начальника Политотдела Мугудина, его компетентность и активная общественно-политическая деятельность.
За образцовое выполнение такого ответственного задания М.Г. Кахриманову досрочно было присвоено очередное воинское звание полковника, и он был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III – степени.
В конце 70-х годов обостряется военно-политическая обстановка в зоне южных границ СССР. В соседнем Афганистане в это время фактически началась гражданская война.
В соответствии с решением ЦК КПСС и Министерства обороны СССР, принятое после неоднократных просьб афганского руководства, в декабре 1979 года в эту страну был введен Ограниченный контингент советских войск с целью «оказания помощи афганскому народу в отражении внешней вооруженной агрессии».
Первоначально в Афганистан была отправлена 40-я армия из Туркестанского военного округа. По сути, целые воинские части и соединения были переброшены в эту страну. Их имущество стали воровать, разбазаривать.
Как раз в это время сюда с новым назначением прибыл Кахриманов уже в звании полковника. Его назначают членом Военного Совета — начальником Политотдела Объединенного Туркестанского военного округа.
Перед Мугудином, другими высшими офицерами из окружного аппарата стояли задачи огромной важности: разъезжать по местам дислокации воинских частей, взять на учет оставшихся солдат и офицеров, наладить должный порядок во всем военном «хозяйстве» округа. Практически некоторые армейские подразделения нужно было воссоздать заново.
Военному совету округа при поддержке руководящих партийных и советских органов Туркмении Узбекистана удалось за сравнительно короткий срок создать здесь новую полнокровную армию, призванную надежно охранять нашу государственную границу с Ираном и другими странами.
Большая заслуга в этом принадлежит начальнику Политотдела Кахриманову, который и здесь показал большие свои организаторские способности, проявил чувство высокой ответственности за порученное дело.
Полагаю, что с учетом прежних и теперешних больших заслуг, постановлением Совета Министров СССР в феврале 1984 года полковнику М.Г.Кахриманову было присвоено высокое звание генерал-майора. Вполне заслуженная оценка почти 30-ти летней безупречной армейской службы.
Через некоторое время генералу М.Г.Кахриманову было предложено выехать в Афганистан. Об отказе от такого предложения не могло быть и речи.
Проходя службу в другой стране в качестве политкомиссара (в одно время он стал начальником Политотдела 40-й армии), тем более в такой сложной боевой обстановке, генералу приходилось прилагать максимум усилий, чтобы вести в войсках целенаправленную политико-воспитательную работу.
Находился он в Афганистане два года. За это время был непосредственным участником многих наших побед и поражений, свидетелем проявления советскими воинами свойственного им мужества и храбрости во имя выполнения интернационального долга, приказа Родины.
Однако Мугудин здесь тяжело заболел и его в срочном порядке отправляют самолетом в Москву на лечение.
После выздоровления Мугудина Гамидовича выдвигают на более высокую должность — начальником Политуправления вновь созданного и довольно крупного Среднеазиатского военного округа (г.Алма-Ата), который охватывал территорию всех союзных республик данного региона.
Но не успел Мугудин как следует ознакомиться с положением дел в округе, как eгo снова вызывают в Москву. Теперь генерала Кахриманова направляют на Украину и назначают начальником Политуправления всех наших войск, задействованных в ликвидации последствий крупной аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла в апреле 1986 года.
Кстати, здесь же в это время находился и его старший сын, лейтенант Радий, который прибыл сюда по заданию своего командования.
Находился Мугудин в районе Чернобыльской аварии пять месяцев. И снова вызов из Москвы. После ряда бесед и встреч в Министерстве обороны СССР, в Международном отделе ЦК КПСС было принято окончательное решение: направить генерал-майора Кахриманова в качестве старшего военно-политического советника Советского Союза в Народную Республику Ангола. Несмотря на невыносимый для горского человека слишком жаркий климат и другие трудности, Мугудин Гамидович и здесь хорошо справился с поставленными задачами. В связи с прекращением боевых действий и с выводом советских военных специалистов из Анголы, в 1989 году генерал Кахриманов вернулся на Родину.
На этот раз местом его службы был определен г.Ростов-на-Дону. Мугудин Гамидович стал первым заместителем начальника Политуправления Северо-Кавказского военного округа.
В связи с реорганизацией армейских партийно-политических органов, а фактически с их ликвидацией уже в Российской армии (поскольку в 1991 году СССР распался), а также со значительным сокращением Вооруженных сил страны, генерал-майор Кахриманов в 1992 году уволился в запас и приехал в Дагестан.
Многолетняя и безупречная действительная военная служба генерала-майора М.Г.Кахриманова, его активная общественно-политическая деятельность отмечены высокими правительственными наградами. Он награжден еще орденом Красной Звезды, многими медалями и почетными грамотами, орденами и медалями Германской Демократической Республики, Монгольской народной республики, Афганистана и Анголы.
Мугудин Гамидович с честью и достоинством выполнил свой и воинский, и патриотический, и интернациональный долг, верой и правдой служил своему Отечеству. В настоящее время прославленный ветеран Советской Армии находится на заслуженном отдыхе, занимается общественной деятельностью. Является председателем Совета старейшин лезгинского народа.