Тюркоязычные терекеменцы перед своими соседями имели преимущество хозяйственного уклада – сложившиеся земледельческие традиции оседлого народа тогда, когда горцы еще продолжали заниматься отгонным скотоводством на Терекеменской равнине, занимались рисоводством и мареноводством. «Терекеменцы Присулакской низменности осваивали рисоводство, отрасль неизвестную окружающему их населению кумыкских владений», – писал Шихалиев Д.М. в конце XIX века. Поэтому следует считать терекеменцев более оседлыми, чем кочующих горцев, до сих пор имеющих зимние пастбища. Нам известны случаи, когда горские семьи навсегда оставались в Терекеме, освоив язык, хозяйственно-бытовой и культурный уклад терекеменцев в Деличабане, Берикее, Салике и т.д.
Как справедливо заметила Гаджиева С.Ш., этнокультурные связи терекеменцев с окружающими их в течение веков разнонациональным населением неоспоримы. Это подтверждается, по ее мнению, целым рядом явлений историко-культурного характера (близость форм быта, общность принципов построения поселений, жилища, сходство обрядов, традиций и др.). Нельзя отрицать и то, что этнический компонент соседей – азербайджанцев также имел определенное значение в общем языке древних терекеменцев, как этнической общности, в формировании их уклада жизни, быта, культуры и религии.
В целом терекеменцы считаются, по мнению антропологов, представителями каспийской расы.