Сегодня работы фотохудожников уже на пути в Назрань, где они будут экспонироваться до 8 марта. Маршрут фотовыставки пройдет через Национальный музей Чеченской Республики, и турне фотокартин по Северному Кавказу завершится в День работника культуры во Владикавказе. Связь с календарными датами случайная, а вот выбор городов, принимавших фотовыставку, наводит на определенные ассоциации с Северо-Кавказским федеральным округом. Позитивные перемены, которые решили показать организаторы, происходили еще до выделения пяти республик в особое объединение и протекают перманентно.
— Цель проекта – показать решение социальных проблем, вопросов развития культуры, – информировала менеджер проекта Фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» «Развитие местных сообществ в Чечне, Ингушетии, Дагестане» Элеонора Иванова.
Горцы – созидатели и мыслители, а попытки закрепить за ними неприглядный имидж будут развеяны ветром настоящих перемен.
Работы для фотовыставки начали принимать с июня 2009 года. С 37 фотографами непосредственно работала Татьяна Базлова, специально переехавшая из родного Пскова в Москву. Она призналась, что сначала и не представляла, как можно найти фотомастеров Северного Кавказа. Но помогли партнеры, среди которых и АФКОД и Российский фонд культуры.
Заместитель президента Российского фонда культуры по работе с регионами Лариса Назарова в Дагестан приехала впервые, и ей очень понравилась наша республика и особенно люди — красивые внешне и внутренне:
— Здесь нам удалось пообщаться со многими, мы мало спали, много смотрели и говорили. Благодарю судьбу, что появилась такая возможность приехать в Махачкалу. Здесь у вас есть замечательный филиал РФК, который возглавляет Луиза Карповна Гаврилова. Мы гордимся работой, которую ведет она, и считаем дагестанское отделение РФК одним из ведущих филиалов. Те проекты, которые проходят здесь, заслуживают поддержки и финансирования.
Лариса Владимировна передала телеграмму от президента РФК Никиты Михалкова. И предложила молодым фотографам учиться на работах мэтра Камиля Чутуева.
Хотя с самого начала организаторы стремились создать обстановку интриги, никто и не сомневался, что работы дагестанского мастера, заметно отличавшиеся среди 44 экспонируемых картин, заслужат особого внимания жюри. Камиль Чутуев вместе с фотографом из Москвы Максом Новиковым поделили первое место. Для вручения награды дагестанский художник приглашен в Москву, где у него будет возможность реализовать свое желание познакомиться с другими участниками конкурса. Также поступило предложение от РФК организовать в столице России выставку двух художников — отца и сына Чутуевых.
Простота, правда и естественность – три принципа прекрасного, закономерные и для фотографии, молодыми художниками усваиваются в процессе творчества. Фатима Гаджибекова застала в Хунзахском районе женщин за приготовлением к празднику, а мужчин – за работой в поле с запряженными в плуг быками. Меланья Балюк не преминула зафиксировать идущую на дороге из станицы Убежинская Краснодарского края сельскую семью и у дощатого забора четырех сельчанок. Взгляд, пойманный в объектив Ксенией Колокольниковой в ауле Кубачи, завораживал многих посетителей выставки.
— Очень часто в горах можно встретить такой взгляд, — снова и снова подходит к черно-белому фотополотну модельер Мунажат Гасанова, — в нем есть все, что досталось горцу от пращуров: и проницательность, и юмор, который не мешает оставаться смиренным, и открытость, и доверчивость.
В фотографии, как и в других видах искусства, необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать у других. Артем Гапуров в 2008 году, когда снимал в селении Хойхи двух пожилых горянок в теплых платках за чтением журналов, не думал, что эта работа будет участвовать в конкурсе. Но оказалось, что она настолько передавала тему фотовыставки, что была удостоена специального приза АФКОД. Президент ассоциации Магомед Абдурахманов сам вручал приз победителю.
Именно культуру видят проводником знаний о традициях Северного Кавказа и участники фотовыставки. Михаил Солоненко, побывавший в горах Дагестана в 2007 году, зафиксировал для истории труд горянки в селах Агульского и Ботлихского районов. Макс Новиков, побывав в сел. Цовкра в 2006 году, увидел, в каких сложных условиях продолжают сохранять традиционное искусство канатоходцы. Через меха открытой гармони поймала Ирина Попова музыкальный дух гор Юждага: барабан и кларнет на фоне динамики музыкантов и статики далекой вершины. И такие наполненные смыслом работы остались за пределами поощрений, потому что были еще более выразительные, отмеченные жюри.
Среди награжденных ингушский фотограф Батыр Мальсагов, приехавший вместе со своими друзьями в Махачкалу:
— Для нас это очень важно – участие в подобной выставке. Приглашаем всех посетителей следовать вместе с ней в Назрань. Гора Цей в Лоам-Джейрахском районе – это символ времени, дорога между вершинами ведет вверх, но по ней можно и спуститься. Так и сотрудничество в демонстрации культурных традиций не может быть односторонним. Профессиональное оформление выставки руководителем студии «ВО-Арт» Мариян Магомедовой-Чалабовой не позволило ни одной картине укрыться от зрительского взгляда.
Российский фонд культуры отметил фотографа из Чечни Рустама Битирова. Его аксакалы в белых папахах, как стражи мира, а танцующая девушка посреди двух стройных рядов зрителей – взлет творчества.
Итоги фотовыставки будут подведены в Москве в апреле в Общественной палате РФ. Интересом к различным способам привлечения внимания к социальным проблемам через культуру можно объяснить и посещение выставки в Махачкале делегацией Общественной палаты нашей республики во главе с ее председателем. Уже в самом названии фотовыставки заметила смысл председатель комиссии по культуре ОП Людмила Авшалумова.
— То, что в конкурсе приняли участие 3600 работ, говорит о том, как живо тронула души фотохудожников тема, — заметила Людмила Хизгиловна. — Пусть она распространяется по республикам Северного Кавказа.
Эффект выставки в некой реабилитации Северного Кавказа гораздо возрос, если бы она шагнула и по другим городам и весям нашей необъятной страны. И хотя смысл, заложенный в названии фотовыставки, раскрылся не в полной мере, движение навстречу зрителям всех народов гарантировано.