Школа и подросток

Гиперактивный первоклассник не может длительное время спокойно сидеть за партой, вследствие чего он постоянно получает замечания от учительницы. Но поскольку ребенок ерзает и крутится на стуле непроизвольно, порой даже этого не замечая, постоянные упреки взрослого вскоре начинают им просто игнорироваться: он совершенно не осознает, что мешает учителю. С его точки зрения, учитель просто к нему придирается. Поэтому не стоит многократно повторять одни и те же требования или укоры, на которые ребенок не реагирует. Вместо этого целесообразно искать способ преодоления того или иного поведения ребенка. В нашем примере самой эффективной может оказаться максимальная загруженность учащегося на уроке интересными для него учебными заготовками и педагогическими приемами.
«Смысловой барьер» возникает в связи с особенностями внутренней позиции подростка. Под «внутренней позицией» подразумевается отношение ребенка к положению, которое он реально занимает в жизни, и его стремление к положению, которое ему необходимо занять. Внутренняя позиция обусловливает отношение ребенка к окружающим и к самому себе. Через внутреннюю позицию, как через призму, преломляются воздействия окружающей среды на учащегося. Педагогу очень важно учитывать, что, какие бы требования он ни предъявлял к ученику, они не будут действенны до тех пор, пока не станут собственными требованиями этого ребенка, применимыми по отношению к самому себе. А произойдет это в том случае, если выполнение соответствующих требований даст возможность подростку занять то положение, к которому он стремится, которое соответствует его внутренней позиции.
Таким образом, педагогические воздействия в подростковом возрасте не могут строиться без учета внутренней позиции ребенка.
Нередки случаи, когда педагогу для достижения поставленной воспитательной задачи необходимо сначала понять, а потом пересмотреть внутреннюю позицию подростка. В качестве примера можно привести случаи, когда все интересы ученика находятся за пределами школы и свое будущее он никак не связывает с тем, что в ней происходит. Если ребенок хорошо рисует или поет, всё свободное время, порой в ущерб школьным занятиям, отдает этому увлечению, а родные и знакомые прочат ему перспективу на этом поприще, то у этого ребенка складывается внутренняя позиция, позволяющая игнорировать школьные неудачи и слабую успеваемость, а соответственно и слово учителя о необходимости хорошо учиться. В этом случае, чтобы изменить отношение ребенка к учебе, потребуется изменить его внутреннюю позицию, сделать так, чтобы хорошая успеваемость стала необходимой ему самому, иными словами, надо показать ребенку, что настоящий артист или художник никак не может быть невежественным, необразованным человеком.
К сожалению, «смысловой барьер» образуется гораздо быстрее и легче, чем устраняется. В случае, когда «смысловой барьер» появляется на определенное требование педагога, его можно снять, изменив тон и манеру обращения к ребенку, в результате чего последний как бы начнет слышать и понимать смысл обращенных к нему вопросов. Например, если требование преподносилось в форме назидательной нотации, то ее можно сменить на мягкий, дружеский тон. И наоборот: если просьба и уговор не действуют на ребенка, то требование может быть высказано категорично, в жесткой форме.
Устранение «смыслового барьера» в своей основе содержит принцип двухплановости поведения при интенсивном обучении. Этот принцип заключается в том, что учитель в своем поведении должен придерживаться двух планов: первый план — это непосредственное содержание информации, которая передается ученику, а второй план — это способ, которым эта информация передается. Чем разнообразнее второй план поведения учителя, тем легче и быстрее усваивается учеником непосредственное содержание информации, передаваемой ему учителем. Бывает, что снять «смысловой барьер» удается, когда ребенок начинает задумываться над тем, как он выглядит со стороны и что о нем думают значащие для него взрослые люди. Понятно, что при этом он анализирует свое поведение и общение с этими людьми, то есть ребенок осознает нежелательные особенности своего поведения, о которых ему постоянно напоминают взрослые.
Если способ снятия «смыслового барьера» — это требование, которое выдвигает взрослый, в отношениях с которым образовался «смысловой барьер», а высказано оно человеком, пользующимся у ребят большим уважением и авторитетом, дети могут воспринять это требование как действительно необычайно важное. Можно попробовать снять «смысловой барьер» и с помощью беседы. В этом случае надо начать разговор, направленный на выяснение причины возникновения «смыслового барьера». Беседа должна строиться так, чтобы ребенок понял, что взрослый желает ему добра, сделать так, чтобы ученик не уклонялся от беседы и внимательно слушал. Беседу следует начинать тоном, противоположным тому, к которому у школьника выработался «смысловой барьер».
Разумеется, за одну беседу вряд ли что можно что-то изменить. Нужна длительная работа, которая должна состоять как из беседы, так и из определенных действий со стороны взрослого, подтверждающих искренность его слов. Изменение поведения ребенка возможно только в том случае, когда сам ребенок захочет изменить существующее положение дел и у него появится отрицательное отношение к его сегодняшнему положению и доброжелательное отношение к возможному завтрашнему. Взрослый в этом случае предлагает ребенку помощь в нелегком процессе самовоспитания. Отсюда вытекает то значение, которое необходимо придавать беседе, проходящей в начале трудного пути. Именно в этой беседе ученик должен осознать и пережить неприглядность своего положения.
Только через переживания ребенком своего положения в классе, в системе межличностных отношений и т. д. можно идти к изменению его негативных личностных особенностей. В этом случае усвоение будет происходить не только на уже известном уровне: требования, предъявляемые воспитанием, постепенно станут собственными требованиями ребенка по отношению к себе, и в этом как раз заложен самый глубокий смысл воспитания и перевоспитания.
Школа должна с первого же дня учебы предъявлять к учащемуся твердые непрерываемые в ходе учебы требования общества, вооружить ребенка определенными нормами поведения, чтобы он знал, что правильно и обязательно и чего нельзя делать не при каких обстоятельствах, что похвально и что нежелательно и наказуемо.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Собственник обязался за свой счет демонтировать незаконно построенный объект в Махачкале

Сотрудники отдела координации капитального строительства столичной администрации провели беседу с собственником объекта, незаконно возведенного на проспекте Гамидова в Махачкале....

В столице Дагестана локализован пожар на площади 300 квадратных метров

В Махачкале локализован пожар на крыше четырехэтажного дома по улице Манташева, 58. Площадь возгорания составила порядка 300 квадратных метров. Как...

Задержан второй обвиняемый по делу о гибели туристки в Сулакском каньоне

Правоохранительными органами задержан второй подозреваемый по делу о гибели в Сулакском каньоне 32-летней туристки из Ярославской области – это...

В Махачкале загорелась крыша четырехэтажного здания на улице Манташева

В столице Дагестана на улице Манташева, 58 загорелась крыша четырехэтажного здания, сообщили в Единой дежурной диспетчерской службе администрации Махачкалы....
spot_imgspot_img

Фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир России» откроется сегодня в Дагестане

В рамках развития международной культурной коммуникации СКФО сегодня в столице Дагестана откроется фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир...

В Дагестане задержали женщину, подозреваемую в подготовке теракта на 9 Мая

По подозрению в подготовке террористического акта в Хасавюрте задержали местную жительницу, сообщают СМИ со ссылкой на Центр общественных связей...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам