— Екатерина Васильевна когда вы начали создавать из лоскутов картины? Что вас к этому побудило?
— Сразу по окончании школы я поступила в Киевский институт легкой промышленности на факультет моделирования. С мужем, Керимом Керимовым, познакомилась тоже в Киеве, он учился в КИСИ (Киевский инженерно-строительный институт). Мы полюбили друг друга, сыграли свадьбу. Это была веселая студенческая свадьба. По окончании института по распределению мы приехали в Дагестан. Здесь муж работал архитектором, в том числе и в должности главного архитектора г.Махачкалы. Был знаком со многими художниками, занимался строительством и реконструкцией различных зданий. Я работала преподавателем моделирования и спецрисунка в Дагестанском педагогическом университете (ДГПУ). В свободное от работы время шила необычные платья для своих дочерей, когда сын учился в институте, я ему даже пальто сшила (смеется) – это было моё первое мужское пальто. Я очень любила это занятие, мне нравилось работать с тканями. Когда у меня оставались кусочки ткани, возникало желание использовать их в аппликации: обычно для этого берут большие куски материи, картина состоит из двух слоёв ткани, а сверху настрачивается машинкой. Для начала я рисовала эскизы, делала картины.
— Когда вы всерьёз занялись лоскутной пластикой?
— В Дагестанском педагогическом университете. Первую работу я сделала со студентками, это был простой букет цветов. Получилось, по-моему, неплохо, с тех пор у меня зародилась мечта сделать красивую, интересную коллекцию.
— Ваша мечта осуществилась?
— Да, конечно…. Но я долго к этому шла. Первые мои работы были из крупных кусков ткани. А потом я постепенно перешла к новым технологиям. Я стала выкладывать пинцетом из совершенно малюсеньких кусочков старой ткани картины, которые были наполнены переливами цвета, напоминающими то зыбкость импрессионизма, то мерцание старинной византийской мозаики. Всё это мне очень понравилось. Затем я стала выдёргивать из продёрнутых тканей ниточки и выкладывать из этих ниточек рисунок, картины. Получалось необычно и главное – красиво. Когда смотришь на картину, видишь её каждый раз по-новому. После я стала уже пользоваться смешанными техниками, то есть стала сочетать и аппликацию, и выдергивание ниток из ткани. Картины стали получаться ещё более декоративными и необычными. Работа, конечно, давалась нелегко и не совсем быстро. Если я устаю заниматься одной работой, то я её откладываю и приступаю либо к эскизу, либо к другой работе. Ко мне снова приходит вдохновение, и я с еще большим желанием опять тружусь. Самое главное, что я любую работу стараюсь выполнять с любовью, и мне нравится самой всё, что делаю.
— Лоскутная пластика в Дагестане не столь известна. Откуда берётся это название?
— К лоскутной пластике я пришла сама, как я уже говорила, сначала просто занимаясь аппликацией. Это, можно сказать, моё изобретение, я творю необычное. Есть нечто похожее на лоскутную пластику- это, например, печворк. Но она широко известна только в Европейских странах. Я участвовала на одной выставке в Германии, и меня приняли в члены немецкой Гильдии по печворку. Мои работы и печворк отличаются. Печворк- это тоже аппликация, но там своя особая технология (работа состоит из трёх слоёв ткани, потом она настрачивается со всех сторон и ещё продёргивается и получается что-то похожее на одеяло).
У меня есть работы, которые я делаю годами, есть и такие, которые делаю быстрее. Но те работы, которые я укладываю пинцетом, быстро не выходят. Это очень тонкое искусство, которому и приходится долго учиться. Для начала нужно нарезать из ткани мелкие кусочки, а потом аккуратно выкладывать их пинцетом и приклеивать на холст.
— Какие образы и сюжеты вы используете в своих работах?
— Мне нравится изображать нашу природу, неповторимые дагестанские горы. Я фотографирую, а потом с удовольствием переношу это на картины. Но делаю это, конечно же, более декоративно. Очень люблю цветы, небо, люблю изображать деревья. В моей последней работе, которую я подготовила для выставки «Биеннале-2010» изображены горы, солнце, сельская местность, люди, в то же время здесь есть и дома- высотки… всё здесь едино, целостно, всё перекликается между собой. Главная цель- стремление к добру, единству. Всё это я хочу передать через свои картины.
— Над чем вы трудитесь в настоящее время?
— Сейчас я работаю в Москве в одном из Центров образования и учу детей лоскутной пластике. Для начала мы работаем с крупными кусками ткани. Всё начинается с эскиза, дети с удовольствием подбирают ткань по цвету. После всего этого укладывают по эскизу и наклеивают. Есть темы, которые идут не от эскиза, а от цвета ткани. Мы выбираем цветовую гамму, либо холодную, либо тёплую, а потом уже делаем эскиз. К концу первого года обучения дети работают с мелкими кусками ткани, для этого они используют пинцеты. Делают они всё это с большим удовольствием, развивая чувство прекрасного. Ежегодно мои ученики участвуют в районных и городских выставках Москвы. Получают дипломы лауреатов, в прошлом году выиграли Гран-при на международной выставке….
— Спасибо за беседу.
P.S. В творчестве Екатерины Керимовой всё исходит от природы конкретных ощущений. Картины Екатерины Васильевны заряжают огромной энергией. Есть уверенность в том, что у художника появятся новые произведения, которые, как и предыдущие, будут привлекать образной силой, искренностью мироощущения, необычными поисками, красотой цвета и формы.