Редактор журнала «Ахульго», доктор исторических наук, автор книг об имаме Хаджи Мурад Доного признался, что в феврале каждого года он представляет, как завершался жизненный путь легендарного дагестанца.
— Нельзя сказать, что сегодняшняя встреча – это печальное событие, — заметил он, — хотя на долю имама Шамиля выпало много нравственных и физических страданий, и время после 25 августа 1859 года, возможно, для него было гораздо тяжелее, чем годы, проведенные в седле… Тонкий политик и мудрец был вынужден принять подданство России, чтобы получить заграничный паспорт и уехать на родину пророка.
«Авторитет Шамиля был настолько высок, что турецкий султан предложил ему свой трон, арабы подняли его на священную Каабу, видеть и слышать его стремились огромные толпы народа. О нём слагали песни и легенды ещё при его жизни, а представители западных стран писали исторические и литературные произведения. Шамиль посетил могилу Пророка Мухаммада (с.т.а.с.) в Медине, совершил хадж в Мекку, а после возвращения из Мекки в Медину он ушёл в мир иной. Шамиль похоронен на кладбище Бакия в Медине, рядом с дочерью Пророка (с.т.а.с.)» — напоминают страницы специального выпуска газеты «Ахульго».
Автор книги «Имам Шамиль» Магомед Гамзаев предложил до конца осмыслить роль Шамиля в истории Дагестана и создать музей Кавказской войны. Писатель вместе с доктором филологических наук Ахмедом Муртузалиевым продолжает поиски материалов, относящихся к эпохе Шамиля.
Ахмед Магомедович продолжил рассказ коллеги о поездках в Турцию, где в стамбульском архиве, рукописных фондах мечетей Сулеймана и Баязет, частных коллекциях жителей дагестанских сел в Турции были найдены уникальные документы.
Среди потомков Шамиля есть и турки, и арабы. С одним из них готов был встретиться заместитель муфтия Чеченской Республики Абумуслим-хаджи, который поделился своими воспоминаниями. В годы учебы в Каире он узнал, что внук дочери Шамиля Зубайдат по имени Усман работает в Театре оперы скрипачом. И хотя встреча не состоялась, но ощущение причастности к легендарной семье сохранилось до сих пор. Гость из соседней республики поздравил дагестанцев с наступлением месяца, в котором родился Пророк Мухаммад.
Представитель дагестанского духовенства Магомед Магомедов, историк Магомед Гасаналиев, старожил села Ашильта, откуда родом мать имама Шамиля, Нурмагомед Гаджиев подчеркивали, что в истории важны не только цифры и факты, но и духовная сторона событий. Этому же событию духовности придало чтение Абдулмажидом Гитиновым собственного стихотворения «Письмо Шамилю», исполнение Асхабали Гасановым авторской песни об имаме и вокальное выступление Магомеда Абасова.
Организовать в 2012 году Дни культуры Дагестана в последнем российском пристанище имама Шамиля — городе Калуге – одно из предложений народного артиста РД Хана Баширова, гастрольные маршруты которого часто приводят в этот город. Калужане с почтением вспоминают легендарного дагестанца. Участие в программе «Подари жизнь» сблизило дагестанского пианиста с министром культуры Калужской области Александром Типаковым, который вместе с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым заинтересовался идеей празднования 215-летия со дня рождения имама Шамиля в следующем году.
О почитании калужанами имама Шамиля говорил и председатель фонда «Гуниб» имени А. Магомедтагирова Алиасхаб Хархачаев:
— Восемь из десяти опрошенных мной калужан знали, где находится Дом-музей Шамиля, а когда задал этот вопрос в его родном селе Гимры, некоторые отвечали: «Где-то здесь был».
Впрочем, с этим могут поспорить Ахмед Расулов и другие гимринцы, которые участвовали в Дне памяти имама Шамиля в республиканской библиотеке.
Интересное предложение поступило от заведующего кафедрой ДГУ Гаирбега Магомедова: обратиться от имени собравшихся к Президенту республики и министру образования и науки РД, чтобы во всех школах в сентябре следующего учебного года был проведен единый урок по истории Кавказской войны и личности имама Шамиля.
— Неверное понимание истории происходит от незнания. Нам надо обращать больше внимания на то, что сотворено не мечом, а пером, – заметил профессор Тимур Айтберов, который подчеркнул, что Шамиль был шейхом Накшбандийского тариката.
Стремление Шамиля к наукам отмечается всеми его биографами и на встрече, прошедшей в день 140-й годовщины со дня кончины Шамиля. Об этом говорил и генерал Омар Муртазалиев, и член-корреспондент Российской академии наук физик Ибрагимхан Камилов, и заведующий отделением истории Исламского университета Мурад Дадаев.
Вместе с будущим первым имамом Дагестана Газимухаммадом Шамиль учился у известного ученого-арабиста Саида Араканского, у многих ученых-арабистов, в том числе у Мухаммада Ярагского и Джамалудина Казикумухского, ставших впоследствии его наставниками. Он изучал математику, логику, риторику, медицину.
— Установить в Махачкале мемориал, в котором можно будет увековечить всех соратников имама Шамиля, – вновь напомнил о заветной мечте Всемирного фонда имама Шамиля один из его руководителей Омар Гаджиев.
Слова старшего научного сотрудника Института физики ДНЦ РАН Магомеда Гусейнова о том, что «каждая эпоха переоценивает личность, и эта оценка зависит от морали тех, кто ее дает», подтверждают, что тема имама Шамиля вызовет еще не одну дискуссию.