Худуц и худуцинцы

Одним из сел Дахадаевского района является село Худуц. Мы хотим рассказать об этом уникальном и древнем ауле, о его происхождении и вероисповедании жителей этого села. Считаем, что эта статья будет интересна для молодых выходцев из этого села, переселившимся и живущим в разных городах и поселках равнинной части нашей республики.
Представляемый материал о преданиях, легендах и сведения о нравах, обычаях и традициях мы получили из уст старшего поколения худуцинцев. Это своего рода паспорт древнего села.
Худуц расположен между предгорной и высокогорной частями Дагестана, в долине верхнего течения реки Уллучай.
На западе и юго-западе граничит с селом Ашты, на северо-западе с селом Карбачимахи, на востоке с с. Ицари Дахадаевского района. На юго-востоке граничит с селом Шари и с юга с селом Амух Агульского района.
С юга от села протекает река Уллучай, с запада – речка «ЦIимаде», с востока – речка «КIатIкIати» – левые притоки р. Уллучая. Таким образом, село расположено между речками и рекой.
Находится оно на невысоком холме, в безопасном в случае нападения внешних врагов месте. Восточные и южные склоны села очень крутые. Раньше у входа в село в местности «Хъарша хъу» имелась оборонительная башня «Къала». Там постоянно находились на дежурстве жители села, чтобы предупредить о нападении врагов. Село представляло собой крепость с тремя воротами: первые ворота «Шамхалхъалла», вторые ворота – «Каримкъалла» и третьи ворота – «Хяванайла— Хясанхъалла».
По некоторым письменным источникам с. Худуц образовалось в 709 году до нашей эры. Причинами строительства села послужили имевшие место споры между тремя владениями из-за земли. Территория, которая в настоящее время числится за с. Худуц, находилась на узле границ Агульского вольного общества, Казикумухского ханства и владений Кайтагского уцмия.
Для окончательного разрешения всех споров ханы договорились созвать сход в присутствии таркинского хана Амир-Шамхала. По результатам совещания было принято решение отрезать от каждой территории по 1000 га земли и основать на этом месте населенный пункт из 12 хозяйств с подчинением казикумухскому хану. Для основания нового села решили послать по 4 семьи от каждого владения. Так образовалось село Худуц.
Первыми жителями этого села были переселенцы из села Рича Агульского района, Кази-Кумуха и Кайтага. После установления границ села началось налаживание добрососедских отношений с окружающими селами. Так, с жителями с. Кунки был заключен договор о дружбе. При нарушении этого договора с виновного взымали штраф – 2 быка: один бык в пользу пострадавшего, другой в пользу хана.
Этимология названия этого населенного пункта довольно неожиданна. По преданию, название селу дали заблудившиеся путники. Они долго блуждали по горам и неожиданно обнаружили населенный пункт. Один из них воскликнул: «Худе» («Собаки!»), другой – «ЦIа!» («Огонь!»), и впоследствии это название как будто бы закрепилось за селением, только оба слова слились в одно Худе-цIа – ХудуцI.
Некоторую убедительность этой этимологии придает тот факт, что селение, действительно, внезапно появляется из-за горы.
Жители села до Октябрьской революции занимались скотоводством и земледелием. В земледелии применялись примитивные орудия труда: соха (дурац, къупи, каза), мотыга, кирка и для уборки урожая – серп. Сено косили самодельной харбукской косой.
У каждого худуцинца были небольшие земельные участки от 0,1 до 0,9 га, большинство имело по 0,15га. У каждого имелись от 2 до 4 голов крупного рогатого скота. Большинство крестьян имели и мелкий рогатый скот, по 3-5 голов, а три хозяйства содержали от 50 до 150 голов. У сельчан имелось и более 40 лошадей. Для обеспечения животных кормами помогали небольшие участки сенокоса.
По классовому составу среди жителей села богачей и бедняков никогда не было. В основном здесь жили крестьяне-бедняки и имелось несколько хозяйств середняков.
Все крестьяне уплачивали «вакпу» в мечеть. Хозяйство было натуральным, все необходимое, в основном, производили сами, за исключением металлических изделий, в редких случаях покупали ткани и гончарную посуду.
Минарет мечети «Бурайни» построен в Худуце в XIV веке, или в 129 году по арабскому стилю, четырьмя братьями-лакцами из Казикумухского ханства. Высота минарета 25 м., окружность в обхвате 10 метров. Сигнально-сторожевая башня XVIII века находится в северной части села. Годекан XVI века расположен в центре села.
Согласно преданиям, в прошлом худуцинцы весной отмечали наступление Нового года. Этот праздник называли «ЦIи дусла бар». В новогоднюю ночь рядом с селом зажигали большие костры. К этому празднику дети готовились заранее и соревновались между собой. Для этого они из глины изготовляли шарики. В эти небольшие круглые шары они втыкали стебельки сухих растений, и напоминали они ядро с фитилем, а назывались «цIалипанами».
Вечером дети выходили на местность «мухъур» и разжигали большой костер. Соревнования начинались с наступлением темноты. Сначала поджигали «фитиль». Он должен был тлеть. Потом «хьурхьилитI» привязывали к указательному пальцу, чтобы при метании он не вырвался из рук, а другой конец держали свободно. Покрутив «заряженный» «хьурхьилитI» 3-5 раз над головой, отпускали свободный конец. «ЦIалипан» вылетал из «дотика», описывая красивую светящуюся дугу. Кто метал дальше всех, тот и становился победителем.
Несмотря на то, что худуцинцы исповедуют мусульманскую религию довольно продолжительное время, в их традиционной культуре сохранились следы домонотеистических зороастрийских верований. Источниками этих верований служат мифы, обычаи, обряды и т.д. Как и многие горцы, они культивировали небесные тела и различные природные явления, в последующем обожествляли их.
Наиболее древними божествами худуцинцев были персонифицируемые небо, небесные светила – Солнце и Луна, ветер, гром и молния.
Стрелять в солнце и луну считалось грехом. С солнцем были связаны определенные верования и табу. Так, запрещалось пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивали как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения. Существовало также представление, что грешников убивает молния «цIайлапан». Иногда в адрес врага посылали проклятие типа – чтоб тебя ударила молния. В других случаях –шустрых детей называли молнией («цIайлапан»).
Как и другие горцы, худуцинцы весной отмечали праздник Первой борозды «Къел кагъни». Никто не имел права первым выйти в поле. Несколько раз собирались советы старейшин на годекане, чтобы решить, кому доверить вынос плуга (дурац), кому поручить провести первую борозду. К празднику готовились заранее. В назначенный день все собирались на условленном месте и готовили специальное обрядовое блюдо «халкла хинкI». Мужчины, плотно поев и выпив, собирались в местности «мухъур». Пахари одевались во все новое, чтобы урожай в будущем году был хороший. Быков выбирали тоже самых лучших. Во время следования к месту проведения борозды всем встречным раздавали треугольные лепешки («къяна»), начиненные сыром и обмазанные смесью меда, топленного масла и толокна («хIяляхIяй», «чиббакала»). Сельчане начинали обливать водой пахарей и быков, пока они не вымокнут полностью. Во время церемонии прокладки первой борозды на ярмо и рога быков надевали баранки («къучча»), все собравшиеся приговаривали: «Баркат хайрилла дихаб», «Ванза-кьар дерхъаб», после чего этими баранками одаривали победителей спортивных мероприятий, из которых основными были состязания по бегу и скачки на лошадях. После завершения прокладки борозды все участники пахоты собирались у старшего пахаря и поздравляли его, до конца дня пели песни и танцевали.
Существовали поверья, что в доме живет змея, ее называли Мулкла малгIун («Змея-хранительница собственности»). Ее представляли с узорами на спине, обитающей в хлеву. Длина ее в два локтя и вреда человеку она не причиняет, но выдаивает молоко у животных, находящихся в хлеву. Для предостережения от «домовой змеи» в разных местах хлева клали лепешки «къучни», обмазанные сверху жиром.
Среди известных худуцинцев следует назвать: М.У. Гамзатова – Героя России, Г.Б. Рабаданова – Заслуженного работника культуры РД, Д.А. Расулова – доктора сельскохозяйственных наук, М.-С. А. Яхьяева – доктора экономических наук.
В конце статьи следует отметить, что ежегодно уменьшается количество жителей села в связи с их переселением на равнинные земли. В настоящее время в селе осталось около 150 из 600 имевшихся хозяйств.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам