Искусство – это песня сердца народа

Прогуливаясь по улицам, паркам и скверам столицы Дагестана, нельзя не обратить внимание на произведения монументального искусства, которых в Махачкале немало. Нередко задумываюсь над какой-нибудь из скульптур и талантом создателя этого ваяния. И вот на днях возле памятника дагестанским революционерам во главе с Уллубием Буйнакским я встретился с его автором, народным художником Дагестана и России, лауреатом республиканских премий имени Г.Цадасы, Халил-бека Мусаясула, Госпремии РД, членом Союза художников РФ Гейбатом Нурахмедовичем Гейбатовым. Он же автор более 80 монументальных скульптурных произведений в Махачкале и в других городах и селах нашей республики.
Гейбат Гейбатов долго и задумчиво смотрел на каждого из революционеров, на плечах которых и головах белел снег и под зимними лучами солнца сидели голуби. Гейбат Нурахмедович будто читал что-то в глазах созданных им бронзовых образов дагестанских революционеров. Медленно спускаясь к оледеневшему берегу моря, мы беседовали о древней культуре Дагестана, об его монументальном искусстве, об известных людях, о политике, образовании…
– Иногда приходится слышать: «Кому нужно ваше творчество, когда всё активнее развивается рыночная экономика?», – задумавшись, говорит Гейбат Гейбатов. – Я не согласен с таким мнением и людьми, которые его высказывают. Меняются времена, меняется власть, но человечество не забудет настоящее искусство, волшебную музыку, изящное слово и, конечно же, их создателей. Так же не забудется и то искусство, которым я живу. Искусство – это песня души, сердца народа.
– Значит, без искусства ваяния не обойтись нашей республике?
– Дагестан в географическом его понимании я представляю как природную монументальную скульптуру. С точки зрения профессионала, для меня Дагестан является огромным природным объектом, автор которого – сама природа. Это как живая скульптура в природе. Например, в данный момент мы живём на плоскости, то есть на берегу Каспия, в столице Дагестана. В каком направлении ни пойди, ты попадёшь в горы. Сразу открываются различные панорамы, такие как Зуберха, Диклосмта, Шалбуздаг, Ярудаг, Базардюзю. Если обратить внимание, гора Шалбуздаг сама по себе огромнейший нерукотворный, монументальный памятник искусства со своими вытекающими из него дворцами, архитектурой. Поэтому Дагестану нужна скульптура, скульптура и еще раз скульптура.
– Можете назвать имена Ваших учеников-последователей?
– Уже 15 лет, как я работаю на художественно-графическом факультете ДГПУ. Многие мои выпускники сейчас работают в Кизилюрте, Хасавюрте, Избербаше, Махачкале… Среди них можно назвать Ольгу Ибрагимову, работающую в Каспийской погранчасти как художник-скульптор, Канайгаджиева Шамиля, скульптора, успешно работающего в Махачкале, уже создавшего ряд скульптурных памятников, один из которых установлен на аллее Дружбы и называется «Берегите детей». Сейчас он работает над скульптурной книжкой – Хаджи-Мурат и Толстой. Также он работает в исполнительской части создания памятника Лезгинцевым, а также Татьяна Бурунова, Камиль Меджидов, Шабан Ибрагимов, Шамиль Ахмедов. Это наиболее яркие имена, которыми можно гордиться.
– Как Вы считаете, нынешняя власть способствует раскрытию таланта художника так же, как, например, советская власть в свое время способствовала раскрытию Вашего таланта?
– Во всяком случае нынешняя власть если не способствует, то и не мешает. Почему не способствует? Видимо, экономических забот и вопросов много. В то время в обкомах были специальные службы, которые способствовали развитию народных промыслов. Было целое министерство, курировавшее все промыслы: известный во всём мире Кубачинский художественный комбинат, испикские, балхарские гончарные изделия и пр. Все они участвовали в советских, зарубежных и международных выставках, имели большую популярность. Многие изделия закупало государство (в том числе и скульптурные), ими пополнялись музейные фонды. Что такое музей? Музей – это хранилище богатств, созданных народными творцами, государственная казна навеки. Образцы творчества профессиональных художников, в том числе моего, живших до меня Джемала, А. Сарыджи, Моллаева, Газалиева экспонируются в музеях. Это богатство, охраняемое государством. И если сравнивать, в настоящее время это качество государства фактически отпало, а также совершенно не функционирует закупка. В то время был социальный заказ: специально к какой-то дате у государства были заказы. Сейчас поддержка искусства спущена на благотворительный уровень. У нынешней власти, думаю, не хватает финансовых возможностей для создания ассигнований.
– Какие проблемы стоят, по Вашему мнению, перед искусством в Дагестане? Как профессионал что Вы предлагаете для их решения?
– Сейчас много создают не совсем художественных, низкопробных, сиюминутных произведений искусства, будь то скульптурные, музыкальные, литературные и т.д. Мы должны стараться создать основополагающие школы, выпускающие высокопрофессиональных специалистов. Нельзя гоняться за рыночным, слащавым, не носящим в себе идейно-эстетических основ искусством. Гоняться за дешевизной и на таком искусстве воспитывать поколения нельзя. Народ нуждается в глубоко воспитывающем нравы и вкусы искусстве, его нужно питать, обогащать высоким уровнем. Например, в настоящее время мало кто из молодых понимает оперу, классическую музыку, не все могут до конца прослушать симфоническую поэму, не понимают. А ведь будущее всё-таки за высокопрофессиональностью.
– Гейбат Нурахмедович, а кто был Вашим первым учителем? Нельзя ли рассказать о Ваших первых шагах в искусстве?
– Окончив второй класс в Микрахской начальной школе, где двери познания мира мне открыл сельский учитель Абдулла Саркаров, я поехал в Баку, где позже поступил в Бакинское художественное училище. Там первыми учителями по профессии были скульпторы Эля Абдуллаева, ныне живой Токай Мамедов, Омар Эльдаров, живописец Эюб Гусейнов. В 1956 году специалистом со средним образованием я приехал в Дагестан. Стал работать скульптором в художественном фонде Союза художников. За эти годы познакомился с основоположником Восточной и Дагестанской профессиональной скульптуры Аскаром Сарыджа. Я этим очень горжусь, у нас были очень хорошие, доброжелательные отношения, а с его стороны отношение ко мне, можно сказать, было отцовским. Он стал моим духовным учителем. В 1958 году я поступил в Академию художеств в Ленинграде, где моим ведущим профессором был Михаил Константинович Керзин, мне преподавали Аникушин, Пинчук, Лишев…
– Над чем Вы работаете сейчас?
– Над созданием памятника членам (отец и два сына) семьи Лезгинцевых. Это трёхфигурная структурно-архитектурная композиция, которая будет установлена в Махачкале на площади Коминтерна. Хочу поблагодарить Главу Администрации города Махачкалы Саида Джапаровича Амирова, который очень доброжелательно отнесся к нашей просьбе выделить земельный участок, где будет установлен этот памятник, Президента Республики Дагестан Магомедсалама Магомедалиевича Магомедова, который на президентском уровне принял соответствующие постановления, и, конечно же, всех тех, кто помогал нам, так как памятник мы создаём на благотворительной финансовой основе.
– Расскажите, пожалуйста, о процессе создания этого памятника.
– Процесс очень длительный, уже шестой год, как я начал эту работу. Было сделано шесть-семь вариантов. Окончательный вариант уже выполнен, натуральная величина фигур чуть больше шести метров, будет и соответствующая по своей архитектуре площадь.
Не перечислить всего, что за это время пережито. Потрачены нервы, не все понимали авторский замысел. Последний вариант этого памятника утверждён на архитектурно-художественном расширенном и градостроительном совете. До осени, думаем, памятник Лезгинцевым будет установлен.
– Можно коротко рассказать о семье Лезгинцевых?
– Михаил Лезгинцев (Магомед Гусейнов) – выдающийся советский государственный и военный деятель. В 1917 году оказался в первых рядах руководителей Октябрьской социалистической революции. Был участником штурма Зимнего дворца и ареста Временного правительства. Работал заведующим финансовым отделом Наркомата по военным делам и начальником финансового отдела Всероссийской коллегии по организации и управлению рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), начальником финансового отдела Реввоенсовета республики, начальником Высшей военной финансово-хозяйственной академии РККА и флота и т.д. Его включили в состав Совнаркома при Совете Народных Комиссаров и работал он в тесном контакте с В.И.Лениным, И.В. Сталиным. Его сын Георгий стал известным учёным – доктором геологических наук, профессором, писателем и адмиралом Военно-морского флота МО СССР. Другой сын Игорь стал конструктором атомных подводных лодок, контр-адмиралом МО СССР, а третий сын Михаил – командующим подводной лодкой и контр-адмиралом ВС РФ. Дочь Михаила Лезгинцева была художницей.
– Вы автор более 80 монументальных произведений. В преддверии Вашего юбилея, Гейбат Нурахмедович, какие мероприятия намечаются, как собираетесь отметить свой восьмидесятилетний юбилей?
– Готовлюсь к выставке, которая 14 февраля откроется в Дагестанском музее изобразительных искусств. Продолжение этой выставки будет в Союзе художников РД. По инициативе администрации музея есть намерение провести передвижные выставки в родном Докузпаринском районе, а также в крупных районных центрах республики, где установлены мои работы.
– Вы рады тому, что все годы своей жизни посвятили монументальному искусству?
– Да. Оживлять камень – моя судьба.
– Кто-либо из семьи пошёл по Вашим стопам?
– У нас в семье четыре члена Союза художников РФ: я, моя супруга Зинаида, искусствовед, сын Сабир, кандидат юридических наук, научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, дочка Лейла, кандидат наук, искусствовед, скульптор малых форм. Младшая Лаура тоже выбрала близкую к искусству профессию, она врач, сохраняет и бережёт нашу жизнь. Внуки мои тоже увлекаются искусством.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...
spot_imgspot_img

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...

Мэр Махачкалы посетил тотальный диктант по даргинскому языку

Сегодня, в историческом парке "Россия – моя история" состоялось мероприятие, объединившее горожан даргинской нации с одной целью – протестировать...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам