Ветер века

Изучение истории родного края, знание его культуры, традиций является основой воспитания и любви к Родине. Каждый человек должен знать, откуда произошел его род, кем были его предки, как образовалось его родное село, откуда берут истоки те или иные традиции и адаты, не теряющие своей значимости и по сей день. В некоторых деревнях Китая существует многовековая традиция: женщина, укладывая своего ребенка спать, не поет ему колыбельных песен, а перечисляет имена более десятка поколений своих предков. Это способствует тому, что с молоком матери китайцы впитывают историю своего рода, племени. Это, на мой взгляд, прекрасная традиция, которая призывает каждого помнить о своих истоках, о том, кто мы, откуда и какова наша история. Ведь для человека нет ничего дороже Родины, дороже того места, где он родился, где жили его предки, где он впервые почувствовал сладость материнской ласки и мудрость отцовских наставлений, где он делал первые, порой еще неуверенные шаги в своей жизни.
Дидойцы – один из коренных народов Дагестана, населяющих высокогорную территорию юго-запада республики. В настоящее время территория их проживания включает Цунтинский район, в который входят
46 дидойских аулов и село Хушет Цумадинского района. Общая численность дидойцев достигает более 40 тыс. человек. Часть из них издавна живет в Турции (20 тыс.), другая – в России, из которой согласно переписи на территории Дидоэтии проживает 11 тыс. 370 человек.
Территория дидойцев окружена горными хребтами: на юге главный Кавказский, на востоке протянулись Богосский и Мичитлинский хребты, на западе возвышаются отроги Перикительского хребта.
На дидойских землях берет начало приток Андийского Койсу – река Митлуда, которая, сливаясь с Икмертой (грузинское слово) и тушинской Алазанью, несет свои мощные воды в Сулак. Река Икмерта, протекая через всю Дидоэтию, делит ее на две части, образуя гигантское скалистое, а потому и непроходимое ущелье. Несколько притоков Андийского Койсу расчленяют территорию дидойцев на ряд долин: Асах, Междуречье, Шаитли, Кедеро.

ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО ДИДОЭТИИ
Как известно, во II тыс. до н.э. в районе озера Ван и Месопотамии образовались государства Миттани и Хурри. В конце II тысячелетия до н.э. они распались под ударами Ассирийской военной державы. Согласно утверждению Г.А. Меликишвили, после этого, вплоть до возникновения в середине IX в. до н.э. Урартского царства, самым мощным, политическим образованием становится царство Диаухи. В этой связи интересны сообщения автора о племенном составе древнего государства Диаухи, где вместе с другими племенами упоминаются и didini.
Археологические материалы свидетельствуют о древнейшем освоении человеком данного региона. А.А. Чессен в своей работе перечисляет вещественные памятники, обнаруженные на территории Дидо. Коллекция находок в основном включает бронзовые фигурки людей и животных, которые А.П. Круглов считает схожими с инвентарем Казбековского клада и датирует V-IV вв. до н.э.
Во время археологических работ на культовой горе «Кадилашани» (гора кукол) И.В. Мегрелидзе также обнаружил большое количество бронзовых статуэток. «Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подобные изображения, – пишет он, – распространены в горных местностях Кавказа (Казбек, Тушетия, Хевсуретия)». Они напоминают некоторые кавказские, урартские и сирийские изображения.
Во второй половине первого тысячелетия в повествованиях грузинских летописей мы встречаем упоминания о нахождении дидойцев (didini) на северо-восточной территории современной Грузии, в Кахетии.
Есть легенда, которая повествует, что дидойцы во главе с вождем по имени Дидо (в переводе с грузинского «большой») располагались в районе Телав. В результате упорной борьбы (неизвестно с кем) Дидо был убит, а народ переселился на современную территорию проживания. Возможно, поэтому упомянутые выше племена и племенные объединения, в том числе didi, didini были постепенно вытеснены с территории Южного Закавказья, т.е. с юго-восточной части современной Грузии, где их локализует
Г.А. Меликишвили.
Видимо, не случайно И. Алиев в своей работе «Истории Мидии» связывает кедеринцев нынешнего Цунтинского района с кетарийцами, от которых албанский летописец производит самих албанцев и на языке которых говорила часть населения Атропатены. Он же считает возможным, что такой народ, как андийцы, также являются переселившимся с юга. Такого же мнения придерживается и Г.А. Меликишвили.
В конце I тысячелетия до н.э. в начале нашей эры дидойцы упоминаются в трудах античных авторов (Плиний, Плутарх). Грузинские летописи этой эпохи подчеркивают отношения между иберийцами и горцами, в частности, в «Картлис Цховреба» повествуется о древнейших событиях и в качестве северных соседей называют дидойцев (Тифлис, 1897 г. с. 1-58 «Известия грузинских летописей и историков»).
Располагаясь на стыке Дагестана и Закавказья, дидойцы принимали активное участие в политической жизни народов Кавказа. Были они известны и древним армянским авторам. Перечисляя горские племена, выставившие свои войска против правителя Армении, они называют и дидойцев. Автор XI в. Закарий Ритер, перечисляя народы Кавказа, упоминает и страну. Ценность данного сообщения заключается в том, что впервые очевидец событий сообщает не о племени диди, дидури, а называет страну Даду. Автор называет дидойцев в числе оседлых народов Дагестана.
О политической самостоятельности дидойцев говорит также арабский путешественник и географ Х века Масуди.
В исторической науке Дагестана сведения о дидойцах очень скудные. В учебниках и научных монографиях о дидойцах упоминается лишь как о народе, проживающем в Цунтинском районе. Подробных исторических фактов о жизни этого народа в древности, о его материальной и духовной культуре практически нет. Достаточно подробно рассказывается и раскрывается история других народов Дагестана. Дидойцы же, оставившие значительный след в формировании государственности своего народа, зачастую не упоминаются в истории вообще. И по сей день история дидойцев остается неизученной.
Уверен, что трудно найти уголок Дагестана, который бы знал столько нашествий и бурных исторических событий, сколько претерпела Дидоэтия. Иногда она попадала под влияние и власть завоевателя или другого народа, но всегда восстанавливала свою независимость. Мой народ не раз переживал подъемы и падения, расцвет и запустение, но никто и никогда не мог его покорить.
Изучение исторического прошлого народа до сих пор остается делом энтузиастов, любителей родного края. В декабре 2009 года в урочище «Чекух» близ Мокока были найдены глиняные изделия, предметы домашней утвари, которые, по мнению ученых Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, относятся к III тысячелетию до н.э., то есть к Кура-Аракской культуре. Эти находки стали лишь экспонатами школьного музея.

КРАСОТА ПРИРОДЫ
Красота природы горного края всегда привлекала внимание путешественников, историков и этнографов. Восхищало гостей Дидоэтии не только величие горных вершин, зеркальная чистота родников. Особенно привлекала их своеобразная архитектура аулов. Еще
М.Ю. Пролетов отмечал, что «дидойцам характерны многоэтажные строения и высокие башни». В горах Дидоэтии удивительно красивая природно-архитектурная панорама. Для подтверждения вышеназванных слов уместно вспомнить слова ученого, государственного и общественного деятеля Дагестана А. Даниялова. Вот что он писал в своих воспоминаниях о Дидоэтии: «К сожалению, я не сумею передать впечатление, которое на меня произвел райцентр. Он утопал в богатырских соснах. За 35 лет руководящей работы я помногу раз бывал в каждом райцентре и в большинстве крупных аулов Дагестана. Такой красоты, такого чистого, ароматного воздуха не встречал нигде. Мой родной Гуниб красив по-своему, климат и воды его целебны, но Шаури затмевает Гуниб». Разве нельзя в Дидоэтии строить здравницы и оздоровительные центры, туристические лагеря и базы? Ведь у нас очень красивая, поистине швейцарская природа.

РАВНЫЕ ПРАВА И РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Каждый народ должен иметь право на самореализацию, сохранение культурного наследия своих предков и дальнейшее развитие. Основой всего этого должно стать обеспечение спокойствия и межнационального согласия народов. Все эти ценности возможны при объективном анализе прошлого, извлечении из него уроков, определении ориентиров на будущее.
Нельзя делить народы на великие и малые: «На свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряются его ростом», – сказал В. Гюго. Все народы Дагестана должны иметь ровные условия для экономического развития творческой и политической деятельности. Этого от нас требует и ст. 5 Конституции РД, где говорится, что Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, а также ст. 1, которая гласит, что Дагестан есть выражающая волю и интересы всего многонационального народа Дагестана республика. Не хочется верить, что руководство республики не интересуется жизнью дидойцев, но почему-то большинство направляемых государством бюджетных средств идут только в одни и те же достаточно развитые экономические районы. Почему бы не направить эти средства на строительство школ, больниц, спортзалов, учреждений соцкультбыта таких отсталых районов, как наш Цунтинский район?
Несмотря на то, что Цунтинский район и без того является самым отдаленным от столицы республики, из его райцентра в другие, более развитые в социальном и экономическом отношении районы постоянно переводят самые жизненно важные учреждения и организации. Так, в 1999 г. от дидойцев в Тлярату перенесли РКЦ. Туда же «ушел» Лесхоз и ПУГЭС (подстанция эл/сетей). Сберкассу перевели в Гергебиль, Сбербанк – в Ботлих. Санэпидстанцию – в Хунзах, а потом в Махачкалу. Военком, прокурор и председатель суда находятся в Бежтинском участке, что в 25 км от районного центра.
Любые поездки из Цунтинского района и обратно связаны с немалыми финансовыми затратами руководителей бюджетных учреждений и организаций района. Об этом в верхах никто даже не думает. А не думают они потому, что во властных структурах от дидойцев нет ни одного представителя, нет никого, кто бы, как говорится, болел за нас.
Нет нашего представителя даже в Общественной палате РД, которая должна являться примером гражданского мира, согласия, толерантности, нет представителя дидойцев и в Молодежном парламенте Республики Дагестан. Под разными предлогами от дидойцев «уводят» в другие районы самые жизненно важные госучреждения. Вышеназванные районные центры находятся ближе к столице. От них до Махачкалы 3-4 часа езды, а от нас – 9 часов (350-400 км). Поездка туда и обратно обходится дидойцу и в рублях, и по времени, как я уже говорил, гораздо дороже. А в зимнее время приходится преодолевать это расстояние с реальной опасностью для жизни из-за снежных лавин на Гинухском перевале (высота более 3000 метров над уровнем моря).
Каждый чиновник в республике заинтересован привлекать в свой район инвестиции из бюджета республики. Я внимательно слушал недавнее выступление министра экономики Дагестана в Народном Собрании РД. Он дал отчет о расходовании и намеченном строительстве на 2011-2012 годы. В этом отчете ни разу не упомянут Цунтинский район. Более 81% федеральных ресурсов направляются на строительство дорог, объектов образования, медицины, культуры и спорта. Значительная часть этих средств вложена в строительство дорог. А в каком состоянии находятся дороги в Цунте?!
Главной целью программы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан до 2016 года» является стабилизация социально-экономического положения, повышение благосостояния и качества жизни дагестанцев. Мы, дидойцы, насильственно переселенные в середине прошлого века в Чечню, имеем моральное и законное право требовать от властей включить в эту программу пункт о выплате компенсаций за насильственную депортацию. В противном случае мы в очередной раз останемся «обойденными» государственными проектами и на долгие-долгие годы лишимся полноценного дальнейшего социально-экономического развития.
Наш народ был насильственно переселен в 1944 году в Чечню, а затем и обратно из Чечни в 1957 году. Проводилась эта насильственная акция согласно Постановлению Совнаркома СССР от 9 марта 1944 года. Депортации из Дидоэтии подверглось все население района. Переселение сопровождалось сожжением жилищ и иного имущества переселенцев. В упомянутом постановлении предусматривалось выселение 700 хозяйств. Руководство же района вкупе с руководством Дагестана того периода проявило излишнюю расторопность и перевыполнило план на 100%. Недавно вместе с краеведами школы я побывал в гостях у долгожительницы из с. Махалатли Аминат Магомедовой (127 лет). Она рассказала о том тяжелом времени. Многие женщины, говорила она, рожали детей на ходу, и поэтому за ними закрепились названия тех мест, где у них проходили роды. Например, ныне живущая Хадижат Андийская родила в горах Анди и т.д.
В результате такого насилия дидойский этнос сократился на 50%. Из-за болезней и голода мы потеряли на территории Чечни более 4 тысяч человек, а жилье дидойцев было сожжено дотла. Нам пришлось возвращаться в наши разрушенные и разграбленные дома. Строить их пришлось заново, и делать это было нелегко. Следы руин тех лет можно увидеть и сегодня почти в каждом малом или большом из 46 селений района. В результате этого наш этнос лишился еще и компактного совместного проживания и социально-экономического развития на одном месте. Из-за депортации дидойцы также потеряли родственные связи, т.к. в период возвращения пришлось расселяться во многих районах республики. Как мне рассказал Джабраил Магомедов, житель села Мокок (90 лет), заслуженный учитель РД, им не объясняли, куда везут, как идти, как быть в дальнейшем. Действительно, люди не знали, куда их везут, на какое место, где им жить. Так уничтожающе и так оскорбительно за пределы республики не был переселен на чужбину ни один район Дагестана.
Через 13 лет наш народ возвратился обратно, и почти все дидойцы вынуждены были оказаться на улице. Разве одного этого мало, чтобы обратить внимание на этот народ?

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
Хочу обратить внимание на кадровую политику, проводимую властями республики в отношении дидойцев. Ни один дидоец за прошедший 81 год со дня образования района не работал и не работает в данный момент в министерствах и ведомствах, не говоря уже об аппарате Президента и Правительства РД. Неужели хотя бы
3-4 человека нельзя назначить на ответственные должности? Ведь и среди дидойцев есть грамотные и подготовленные люди.
В районе сегодня армия безработных. У нас ведь тоже, как и в других районах республики, можно открывать мини-цеха по переработке сельхозпродуктов и тем самым пополнять бюджет района и обеспечивать молодежь работой. Неужели о наших проблемах никто не информирует Президента Республики Дагестан? Но у народа есть определенная уверенность, что новый президент отнесется к этому вопросу с пониманием.
Продукты питания и товары первой необходимости привозятся в район бизнесменами из городов, а цены на них на месте поднимаются, вырастают втридорога. И без того неплатежеспособное население района загружается дополнительными расходами, связанными с повышением цен из-за транспортных и дорожных затрат. И это дорого обходится рядовому дидойцу. Например, если ему предстоит поездка в город к врачам-специалистам на обследование или на стационарное лечение, то необходимо иметь в кармане минимум 15-20 тыс. рублей. Все отмеченные выше и несказанные проблемы создают армию безработных. Плюс к этому сокращение более 600 единиц педагогов, согласно «мудрому» постановлению главы МО «Цунтинский район». Как никогда необходимые сегодня в школах района должности педагогов дополнительного образования, заместителей директора по методической работе и другие сокращены со ссылкой на нехватку средств в бюджете района. Сокращены также целые детские организации, интернаты, в школах – воспитатели, лаборанты и т.д.
Все эти вопросы имеют для нас важное значение, затрагивают интересы каждой семьи, поэтому руководству республики следует взять их на учет и предусмотреть в Стратегии социально-экономического развития республики.
Наш район, граничащий с Грузией, является самой отдаленной от центра Республики Дагестан административной единицей. Суровые природно-климатические условия: короткое лето, затяжная зима. На его территории – 5 пограничных застав. Здесь проживает один из малочисленных коренных и древних народов Дагестана.
Каждый из нас живет на своей Родине, всех нас радует то, что мы причастны к великой истории народа, являемся наследниками богатой материальной и духовной культуры, продолжателями дела предшествовавших поколений.
Каждый, даже «маленький народ» имеет свою историю, свой путь развития, отличающийся особенностями хозяйственно-экономического и политического уклада, культурно-историческим наследием. У одних она изучена и осмыслена, у других остается за семью печатями. Цунтинский район – это белое пятно на карте Дагестана, заброшенная и малоизученная часть республики. Немые свидетели его истории – остатки разрушенных сел и руины оборонительных сооружений – пока молчат. Наша задача – их разбудить.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам