Но во всяком случае в те недалекие времена интерес к учебе у детей никогда не пропадал. И любой ученик того поколения поименно может назвать своих учителей и сказать, что за свое место под солнцем он обязан именно им. О периоде своей жизни, который прошел в стенах школы, Ашура Курбанова вспоминает с гордостью, хотя говорит, что забота о младших сестрах и братьях и о домашнем хозяйстве не дала ей полностью сосредоточиться на учебе. Но свои мечты она осуществила в городе, где продолжила учебу позже. И она очень благодарна своим сельским учителям за то, что научили ее великому русскому языку. Ашура Курбанова – бывший депутат Верховного Совета РД, выпускница ГПТУ №8 города Махачкалы, в прошлом знатная ткачиха, много лет проработавшая на фабрике имени III Интернационала. Сегодня она пенсионер, и мы беседовали с ней в теплой и дружеской обстановке в ее просторной и ухоженной квартире.
– Когда я вспоминаю мои школьные годы, передо мной многое возникает, как на сцене, как будто это было вчера. К нам домой пришел учитель из школы и сказал моей матери, что ее дочь должна пойти 1 сентября в школу. Очень часто вспоминаю эту сцену и свою маму. Я росла в многодетной семье и была первой помощницей для матери. В то время, когда я была ребенком, учитель был по-настоящему заинтересован в образовании детей и старался, чтобы каждый ребенок, особенно в сельской семье, ходил в школу. Потому что многие семьи – выходцы из простых крестьян, без охоты отдавали своих детей в школу, считая это не такой уж важной родительской обязанностью. Ведь они теряли помощников в домашнем хозяйстве. Так было и в нашей семье, где мать с отцом без помощи детей не справлялись с подсобным хозяйством. Прокормить большую семью без скотины, без огорода, где мы сажали картошку, без ухода за домом было очень сложно. Поэтому время, проводимое нами в школе, родители считали бесполезным.
Признаюсь честно, училась я плохо. Когда стала постарше, на мои плечи легла забота о младших братьях и сестрах. Мне приходилось вставать рано и доить коров, а потом выгонять их на пастбище. Только после этого я могла пойти в школу. Учеба была на последнем месте в моей детской жизни. Домашнее задание не всегда успевала сделать. По вечерам я ходила в пекарню, которая находилась на краю нашего села, чтобы печь там хлеб. Но это не мешало мне с теплотой относиться к учителям, хоть большинство из них были не довольны моей учебой. Они отлично преподносили нам знания, только все мы по-разному относились к учебе. Наверное, и я сама тогда не понимала всей важности школьной учебы, хотя желание продолжить учебу учителя в меня прочно вложили.
Моими первыми учителями были Махмуд Алиевич, Патимат Гаджиевна, Магомед Байрамов, Хамис Идрисова, русская учительница по математике Лиза Рамазанова, которая вышла за нашего односельчанина и родила ему троих детей. Помню учителя труда, который научил девочек вязать и вышивать. Почти все учителя остались в моей памяти. Для меня это учителя с большой буквы. Благодаря этим именам сегодня я разговариваю на русском языке. А этот язык дал мне возможность продолжить учебу в городе.
Окончив 8 классов, я поступила в Профтехучилище №8 в Махачкале, завершив учебу в вечерней школе. Здесь я встретила своего главного учителя жизни – Юсупову Екатерину Федоровну, мастера ткацкого цеха, где мы проходили практику. Екатерина Федоровна научила меня общаться с людьми, добиваться своих целей, давала мне уроки этики и многое другое, что мне очень пригодилось как женщине, матери и жене. И по сей день я учусь. Стараюсь быть в обществе интересных и умных людей. Быть в курсе всех новшеств и событий, происходящих в нашем мире.
Сейчас я часто посещаю школы и обращаю внимание на отношение ученика к учителю, и наоборот. И ничего хорошего об этом не могу сказать. Нет границы между ними, которая была раньше. Нет уважения к учителю, к авторитету, к старшему. Очень много невоспитанных детей учатся сейчас в школе. Родители молодого поколения должны знать, что первоначальный фундамент воспитания закладывается в семье, ну а школа продолжает это дело и помогает детям стать достойными личностями.