Вся жизнь – в детях

А начиналось все с того, что пятилетний Шалуми услышал как-то звуки живой национальной музыки в махачкалинском Доме пионеров и увидел, как красиво танцует его старший брат Иосиф. И было это в тяжелом послевоенном 1947 году. Не хватало еды, одежды, тепла и заботы. И в эту неустроенность и безысходность жизни врывается лучик света в виде искрометного танца брата Иосифа, участника танцевального ансамбля под руководством известного дагестанского хореографа Казима Манафова. К нему же в Ансамбль песни и танца восемнадцатилетним юношей после окончания школы поступил и Шалуми. Это был его первый шаг в будущее.
За три года безустанных репетиций и выступлений, набравший мастерства игры и артистизма, танцор Шалуми Матаев призывается на службу в ряды Советской Армии. Три года (1963-1966 гг.) посвятил он армейской службе, которую в его время считали священным долгом каждого гражданина. Шалуми Самуилович до сих пор хранит в памяти номер своей воинской части – 28215 и неспроста. Служба его проходила в городе Солнечногорске Московской области. Сразу после карантина новобранцев выстроили на плацу и стали распределять по разным частям. Всех разобрали и выстроили по группам, кроме худенького, щупленького, словно продрогшего воробья, Шалуми, в одиночестве ожидавшего получения своей первой серьезной команды. Наконец, к нему подошел замполит военно-строительной части, забрал с собой в штаб и в присутствии командира сказал: «Матаев, тут хотели из тебя сделать военного строителя, а это все равно, что из нас сделать священников, – по-армейски грубовато пошутил замполит. – Я считаю, что ты должен руководить нашим самодеятельным ансамблем «Звезда».
Рядовому Шалуми Матаеву понадобилось всего 6 месяцев, чтобы руководимый им ансамбль танца занял почетное третье место на смотре военно-строительных частей Московского военного округа, удостоился звания артиста народной филармонии ДДСА и получил десятисуточный отпуск домой.
– Видно, Вы везучий человек, Шалуми Самуилович, – высказываю я своё мнение.
– Мне везло на хороших людей. В 1968 году я поступил на очное отделение режиссеров балета Московского государственного университета культуры и проучился там пять лет, получил диплом по специальности «режиссер балета, балетмейстер». А какие замечательные были у меня педагоги: Раиса Стручкова, прима-балерина Большого театра, Ростислав Захаров, автор балета «Бахчисарайский фонтан». И он назвал еще несколько громких имён, которых, к своему стыду, я не знал, но сразу же поверил Шалуми Самуиловичу, видя, с каким трепетом и благоговением произносил он эти имена.
– А как Вы попали в детский коллектив и посвятили этому всю свою жизнь? – спрашиваю не ради праздного любопытства, а потому, что, поработав некоторое время педагогом, понимаю и знал: не простая и не легкая эта публика – дети.
– Представьте себе, не думал – не гадал, что буду работать с детьми. Так случилось, что Казим Абасович по состоянию здоровья, уходя на пенсию, предложил мне работать на своей должности руководителя кружков национального танца в Доме пионеров. В 1974 году на базе 8 кружков, с которыми я начал работать, мною был создан первый в Дагестане профессиональный детский хореографический коллектив, который я оптимистично назвал «Счастливое детство». Тот год для меня был знаменателен еще и тем, что у меня родился сын Шамиль. В 1974 году, когда я начинал собирать костяк будущего ансамбля, детей у меня насчитывалось около 20 человек, сейчас в коллективе 90 участников и еще 130 – в подготовительных группах. В 1993 году мы получили статус «Заслуженного ансамбля танца» и базируемся в здании Дворца детского творчества на улице Дзержинского. Будучи муниципальным Центром хореографического искусства, мы имеем все необходимое для творческой деятельности.
– Скажите, по какому принципу Вы подбираете детей для ансамбля. Ведь не всякий ребенок сможет овладеть непростым искусством национального дагестанского танца и тем более демонстрировать это перед широкой аудиторией.
– Я подбираю их по чутью, как говорится, по запаху, инстинктивно. Я же прирожденный артист, а не космонавт, не булочник, не сантехник или врач. Уже без малого сорок лет я работаю с детьми, изучил, узнал всё, что возможно и нужно для успешной работы с ними. Побывал в многочисленных поездках, выступал на различных площадках, международных фестивалях и встречах…Мое жизненные кредо, мои девизы: не лгать, и не только детям, не любить себя в детях, а детей в себе, чем больше я отдаю себя им, тем больше приобретаю.
В этой связи хочу напомнить вам одну истину. Если посаженное в землю зерно останется целым, сохранив себя, то оно не даст урожайного колоса. Если же оно растворится в земле, пожертвовав собой ради новой жизни, то оно прорастет и даст полновесный колос. Так и я: растворяюсь в детях, отдаю им себя полностью, и это дает хороший урожай успешных выступлений.
А ещё при работе с детьми требуется высокая дисциплина – на 105%, не меньше. Кроме всего прочего, надо быть великим оптимистом. Мне и это удается.
На вопрос, неужели родители всегда безоглядно доверяют ему своих детей в дальние поездки, великий оптимист Шалуми Матаев без ложной скромности ответил:
– Дорогой мой, моя жизнь и вся творческая деятельность – на виду. Они знают мою биографию, мое имя и организаторские способности. Расскажу тебе такой случай. К родителю моей воспитанницы Магомеду Генжиеву приехал брат с просьбой взять девочку на каникулы в селение. Магомед отказал ему в просьбе. «Вах, – удивился брат, – ты на гастроли отпускаешь дочь с Шалуми, а к нам не хочешь?» И ты знаешь, что ответил Магомед своему брату? «Ты извини, мой родной, ему я доверяю больше, чем тебе», – сказал он.
Воодушевленный моим вниманием к сложным педагогическим аспектам, Шалуми рассказал еще один случай:
– В 1985 году на фестивале в Москве, в Парке культуры и отдыха им. Горького, родитель одного моего ученика принес сыну коробку апельсинов. «Ешь, – говорит, – и всех детей угости». И что ты думаешь? Гаджи отказался от апельсинов. Отец, крайне удивленный, обращается ко мне: «Послушай только, у отца не берет апельсинов!» Знаешь, что я ему ответил? «Ты его папа в Махачкале, здесь я его папа». Конечно, мальчик взял апельсины, но с моего ведома.
Слушал я внимательно и наблюдал за этим немало уже пожившим, оставившим за плечами 70 напряженных лет человеком и заметил: не хочет он раскрывать перед журналистом душу, рассказывает биографию, несколько бравируя блестящими, глянцевыми страницами своей жизни и тщательно скрывает моменты, когда «ветер дул вовсе не в спину», а хлестал в лицо. Об этом мне говорили лишь его немного усталые глаза с еле заметными прожилками разочарований, обид и потерь. Как только я начал допытываться, задавать вопросы об обратной, теневой стороне его парадной, победной жизни, он поспешно встал, извинился, сказав, что ему пора молиться и надо спешить в синагогу, где он спокойно и с облегчением расскажет Богу всё, что скрыл от журналиста. Ибо люди не всегда и не до конца понимали его тонкую, как звенящая струна, ранимую и обидчивую, как у ребенка, душу.
Все-таки под конец вдогонку я успел задать Шалуми Самуиловичу свой последний за эту встречу вопрос:
– Почему Вы назвали себя нескромным? Ведь в этом редко кто признается.
Он остановился, секунду помолчал и, улыбнувшись краем губ, сказал:
– Я публичный человек, артист, если такие люди будут скромничать, стесняться, они не смогут выйти на сцену, добиться успеха. Быть нескромным – это профессиональная особенность таких людей, как я. Главное – не быть наглым.

Досье МИ:
Лауреат двух международных фестивалей: 1957 и 1985 годов, лауреат премии Ленинского комсомола, 1983 года.
Заслуженный деятель искусств Дагестана, 1985 год.
Отличник народного образования, 2011 год.
Орден за заслуги перед Республикой Дагестан, 2012 год.

Коллектив:
1981 год – поездка на в Усть-Илимскую ГЭС по заданию ЦК ВЛКСМ.
1885 год – выступление на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
1986 год – Одесса, Дворец пионеров, встреча двух коллективов-побратимов – ансамблей «Детство» и «Счастливое детство». В следующем году одесситы приезжали в Махачкалу с ответным визитом.
1994 год – Лауреат международного фестиваля «Измир-94». Был снят документальный фильм «Триумф в Измире»
2008-2011гг. – коллектив четырежды участвовал в музыкальном фестивале в Москве, организованном благотворительным фондом Спивакова.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам