Какой я вижу современную школу

Эту школу я вижу такой: работа в ней ведется по двум равноценным магистральным направлениям.
Первое – изучается единая для всех государственная программа. Но она только предлагает общий материал для изучения и определяет результат по каждому предмету на конец учебного года. Учитель сам будет решать, когда, какой материал давать, в каком порядке, по какой системе учить. В этом случае фундаментальные основы школы не нарушаются, расширяются только ее возможности, создаются условия для инициативы и творчества учителя. Может быть выпущено несколько учебников, существовать несколько программ. Но это еще не дает школе возможности выйти на качественно новый уровень. Поэтому необходимо второе магистральное направление. Это создание условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в самостоятельной и творческой деятельности сверх учебной программы по различным направлениям, что позволит выявить, развить и учесть склонности и способности школьника и зафиксировать его работы в творческой книжке. С высокой точностью будут определены те виды труда, в которых ученик сможет достичь наибольших успехов, в которых раскроются его потенциальные возможности и которые выведут его на уровень высшей квалификации в кратчайшие сроки.
Новая организация работы школы решит и проблему двойки – с нею теперь можно будет переводить в следующий класс. Если ученик не усваивает какие-то программные учебные предметы, ему предоставляется возможность показать себя в различных видах самостоятельной работы, фиксируемых в творческой книжке, он может заниматься теми видами труда, которые в школе не предусмотрены.
В такой общеобразовательной школе, когда сравнительно рано будут проявляться склонности и способности школьников и появится возможность их объективной оценки, отпадет надобность учить всех 11 лет.
Если ученик усваивает программу и работает самостоятельно сверх нее, ему есть смысл учиться в общеобразовательной школе все 11 лет. Это потенциально высокообразованный человек, специалист широкого профиля и высшей квалификации, с «объемным» мышлением, то есть способный видеть всю проблему в целом и определить место своей работы в этой общей проблеме.
Тем ученикам, которые слабо усваивают теоретический материал школьной программы в целом или по ряду предметов, но имеют в творческой книжке много записей, после 14 лет нужна школа другого типа. Обучение должно продолжаться уже в специальной профессиональной школе, причем не только рабочим профессиям; надо предоставить возможность школьникам пополнять свои знания в профессиональных школах искусств, технических, педагогических. Из этих школ будут выходить тоже высокообразованные люди, широкопрофильные специалисты высшей квалификации с «объемным» мышлением, но уже практики. И учиться в таких школах необязательно только три года, а может быть, и 4, и 5, и даже 6 лет. Некоторые из них смогут быть приравнены к высшим школам.
Тех же, кто учится плохо, сверх программы не работает, хотя условия для этого есть, держать дальше в общеобразовательной школе не имеет смысла — только разлагать их бездельем. Поэтому их после 14 лет надо направлять в ПТУ, предварительно выявив в профориентационном кабинете их психофизиологические возможности. В таких ПТУ желательно тоже готовить специалистов широкого профиля, но по тем профессиям, где не требуется квалификация выше средней.
Как видим, все учащиеся будут продолжать обучение и после выхода из школы никто на улице не останется.
Естественно, что для такой школы и учитель должен быть нового типа: способный работать творчески – именно работать, создавать что-то конкретное, руководить самостоятельной и творческой работой учащихся по нескольким направлениям.
Выпускник педагогического института, на наш взгляд, должен владеть минимум тремя квалификациями и иметь творческую книжку, в которой были бы записи по 10-15 направлениям.
Первая квалификация – по предмету. Так, учитель физики должен уметь конструировать, делать учебные пособия, приборы; учитель труда – работать на уровне 3-5-го разрядов по
10-15 направлениям, изобретать, конструировать и т.д.
Вторая квалификация – педагогическая. Она формируется в процессе опробования на практике еще в стенах института полутора-двух десятков систем обучения – современных и существовавших в прошлом. Это снимет психологический барьер у тех, кто считает возможным существование только одной системы обучения, которую можно было бы монополизировать.
Учитель должен уметь проектировать процессы обучения в соответствии с заранее заданным им самим конечным эффектом. Это третья квалификация, совершенно необходимая для руководства самостоятельной и тем более творческой деятельностью учащихся. Для каждого такого случая нужен свой подход. Это видно из приведенных нами примеров работы трех творческих комнат.
Читатель воскликнет: «Это невозможно! Получается, что один учитель должен знать столько же, сколько сегодняшний НИИ?» Нет, он будет знать и тем более уметь больше, чем современный НИИ. Если в педагогические учебные заведения будут приниматься не только профессионально пригодные, но и уже подготовленные к педагогической деятельности, имеющие записи по 10-15 направлениям в творческой книжке, то учебный процесс можно будет сжать за счет отбрасывания всего лишнего, что не нужно для практической работы в школе.
Мы не обольщаемся в отношении того, что всех этому можно научить. Однако этому надо учить, а уж сколько кто сможет взять, как он потом использует эти знания и умения, будет зависеть от его индивидуальных способностей. Но если в каждой школе будет хоть один или два-три таких учителя (а это уже реально), то школа станет работать на полную мощь. Эти учителя смогут быть дирижерами в организации работы, направленной на выявление и развитие склонностей и способностей школьников, а в конечном счете – на практическую отдачу от полученных знаний и умений.
Закончу вопросом и ответом на него. Каким я мыслю учителя и ученика будущего? Таким, которого можно спросить: «А ты сейчас над чем работаешь?» 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам