Невежество и культура: кто кого?

Почему я начал об этом разговор? Поясню: приходится иногда слышать, что в некоторых учебных заведениях преподают такую науку, как культурология. Нередко, встречая «преподавателей» этих вузов и общаясь с ними, сразу понимаешь, что у них, к сожалению, отсутствуют элементарные знания об этике и эстетике и что преподают они малоизучаемый, но очень интересный для широкой аудитории предмет, и лекции их зачастую превращаются в элементарную болтологию. А ведь культуролог – это исследователь, а культурология – наука, которая исследует все области человеческой жизни и индивидуально, и в обществе: экономику, политику, образование и науку и саму культуру. Можно хорошо овладеть любой профессией, но при этом иметь низкий духовный и эстетический уровень и до окончания дней своих оставаться человеком бескультурным.
Ведь культура генетически не передается – это не наследственная память человека, хотя, мне кажется, что благородство исключительно наследственная черта души и характера человека. В культуре главное – это человек, индивидуум: как он себя ощущает, насколько ему духовно и физически комфортно, насколько он ощущает заботу о себе. Бывает же, что человек вроде бы живет в роскоши, но страдает. У него просторный дворец, но нет теплоты в домашнем огне и в душе. А вот другой человек и в однокомнатной квартире живет по-настоящему счастливо. Культура человека – это когда он сам создает себя и все то, что его окружает, то есть свой собственный мир. Культура – это внутреннее состояние человека и лишь потом его профессионализм.
На протяжении тысячелетней истории развития каждого народа формировались и их уникальные национальные традиции, основные их принципы и правила мало отличались друг от друга и почти неизменны на протяжении многих веков. Культура строится на народных традициях, и Дагестан в современном мире уникален своей традиционной национальной культурой. Благодаря бережному отношению к своим традициям, народы Дагестана и по сей день сохраняют и берегут идентичность в культуре. На протяжении всей своей многовековой истории народы Дагестана во всех проявлениях демонстрировали любовь к своей Родине, к литературе, к искусству и к национальным традициям. Главным для дагестанцев считалось воспитание нового поколения на народных традициях.
Сегодня в мире все более усиливается необходимость в теоретико-методологическом осмыслении проблем региональной культуры, общенационального самосознания и самоидентификации народов. «Для определения этнической культуры важны географические границы, внутри которых этот народ проживает, история этого народа с ее особенностями, и самое главное – менталитет народа», – писал Лев Гумилев. Менталитет – это в хорошем смысле слова уникальность каждого народа. А для сохранения уникальности своего народа необходимо чувство национальной гордости, патриотизма и достоинства. И совесть тоже необходима! Хочу особо заметить, что отказ от культурной особенности означает неизбежность утраты своего лица, своей индивидуальности. Человек, чье сознание не питается от корней национальной культуры, поражен амнезией, он утрачивает историко-культурную память, вне которой невозможна самоидентификация личности. Наши предки оставили нам богатейшую этническую культуру. Этнос, по определению российского ученого
С.М. Широкогорова, есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций, отличающих его от иных таковых групп.
Сегодня первостепенное значение приобретает состояние изучения языка, развитие литературы, проблем сохранения самобытной культуры этносов, формирование этнического национального самосознания. Но ни одна мировая культура не возникла обособленно, каждая культура – место встречи различных культур. Обособляя свою культуру – пусть даже с благой целью ее спасения – мы обрекаем ее на саморазрушение, на самоподавляющую локальность и постепенное угасание.
Я давно пришел к мысли, к убеждению, что нельзя держаться постоянно за отжившие ценности, пора отказаться от традиций седой старины и сосредоточиться на реалиях и вызовах современного мира, жить по его законам, оставив прошлое прошлому. Нужен диалог между культурами, имея в виду современную глобализацию, которая стала для выживающих национальных культур и вызовом, и контекстом их существования.
Есть мнение группы культурологов, утверждающих, что единственный рецепт выживания для национальной культуры – это ее спасительная особенность – сосредоточенность на сохранении наследия. Они утверждают, что национальная культура может выстоять в пространстве глобальной унификации, только отстаивая и защищая свои прежние достижения.
По мнению профессора Магомеда Салманова, этнизация политики и массового сознания привела к появлению в республике локальных семейно-корпоративных кланов с собственными интересами: завоевание власти, получение должностей, собственности, капитала и в конечном итоге к кризису именно такого типа устройства общества и форм правления, являющихся неприемлемыми для патриотически настроенной интеллигенции и элиты, тесно связанных с народами республики, их интересами, правами и свободами граждан. Профессор подчеркивает, что попытки деформировать богатый этнонациональный опыт развития экономики и культуры Дагестана, единство многообразия этносов и культуры могут привести к разрушению целостности республики, ее культурного ядра. И далее: «…языки, литература и искусство, обычаи, традиции народов Дагестана являются этнодифференцирующими и одновременно этноинтегрирующими самобытности и единства».
Для формирования патриотического самосознания будущих поколений жителей республики необходимо сохранить гармонию развития этнонациональной и общедагестанской культуры. Все-таки мы должны идти по пути синтеза лучших, прежде всего, собственных социально-исторических и духовных ценностей, лучших достижений культуры других стран мира.
Стремление защищать человеческие ценности – свободу, семью, землю – многократно укрепляло у дагестанцев желание защищать свой родной край. Чувство единения дагестанцев формировалось традициями патриотизма. И сегодня, благодаря реализации в республике резонансных всероссийских и международных инвестиционных экономических проектов, мир постепенно начинает узнавать Дагестан, признавать эту древнюю землю средоточием уникальной национальной культуры, самобытных традиций, обычаев и обрядов малочисленных народов.
Уникальная этническая культура Дагестана сегодня в кризисе. «Настало время во весь голос кричать о том, что искусство и культура уходят в небытие», – заявляет профессор кафедры теории и истории культуры Даггосуниверситета, доктор философских наук Райганат Абакарова. Почему сегодня оборвалась связующая нить поколений, чья же вина в том, что торжествует абсолютная свобода личности, не отягощенная атавизмом прошлого, одиозно отражающая героику народа, национальные святыни…По чьей инициативе развитие получила идеология вседозволенности и на первый план выдвинулась пропаганда узкособственнических взглядов, где главное – это стремление обогатиться любой ценой, а отсюда и насилие, и жестокость, и бездуховность целого поколения?
Слишком много пороков окружает нас сегодня. У многих уживаются в душе спокойствие и равнодушие – душевная подлость. Многовековая культура Дагестана, известная всему миру, сегодня в упадке. «Коренным образом надо изменить свое отношение, особенно дагестанской молодежи, к культуре как к укладу жизни, к памяти и переемственности поколений, важно утверждать в образе жизни истину, добро, красоту, любовь и человеческое достоинство. Все это входило в наш дагестанский яхI-намус», – пишет
Р.Г. Абдулатипов, врио Президента РД, лауреат премии Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры. И он, безусловно, прав.
Сегодня каждому гражданину республики надо дать право на участие в культурной жизни Дагестана. Это прежде всего поддержка организаций культуры, государственные гарантии работникам культуры, сохранение культурных объектов, создание единой информационной системы, единого культурного пространства, широкое вовлечение граждан в культурную жизнь. Желательно также, чтобы при разработке и принятии любых государственных и муниципальных законов и программ учитывались культурные аспекты.
Нравственность, как известно, залог общественного прогресса. «… Свободный рынок искорежил нашу жизнь, наши души», – говорил писатель Валентин Распутин. В результате – духовное оскудение и нравственная деградация. А ведь просвета впереди лично я не вижу. Есть в людях какая-то массовая апатия, некое сознание спокойной обреченности. Кстати, бездумно отвергнутые четкие нравственные ориентиры прошлого не обернулись какой-либо более-менее приемлемой концепцией или даже целеполаганием новых времен. Потому вполне естественно столь очевидное духовное опустошение значительной части российского общества.
Угрожающе увеличивается разрыв между богатыми и бедными. И разве можно в такой ситуации иметь перед собой достойные уважения и подражания примеры высокой нравственности? Наоборот, люди сбрасывают с себя путы общественных ограничений, бездумно и активно пользуясь вседозволенностью. Общественный долг как один из главных принципов человеческой морали не в моде, особенно для нынешней молодежи. Она считает, что никому ничего не должна. А ведь человек не может жить один, он всегда и во всем зависит от других людей, от общества. Возникает вопрос: разве общество обязано работать на кого-то, кто вовсе не работает на общество? Такому молодому самовлюбленному эгоисту трудно живется со своим высокомерием и осознанием себя исключительной личностью. Рано или поздно он отрывается от коллектива, друзей, родственников и, замкнувшись в себе, остается один на один со своим худосочным мирком тщеславия: дичает и нравственно опускается.
Утеря национального достоинства и патриотизма порождает агрессивность, стяжательство, преступность, межнациональную рознь, вот почему сегодня так сильно упал спрос на культуру и искусство. А ведь воспитательная сила культуры и искусства общеизвестна и неизменна во все времена.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам