Выставка в Музее истории города Махачкалы создала творческий дуэт, состоящий из Клары Власовой и Олега Пирбудагова. Тематика работ − по-настоящему дагестанская, это как признание в любви к горному краю. По моим ощущениям работы Власовой ярче, Пирбудагова − темнее. Власова не самовыражается, она рассказывает, каким она видит мир Дагестана через призму собственного мироощущения. У нее академический почерк, отработанный за годы учебы в лучших художественных заведениях − в Московской средней художественной школе для особо одаренных детей и в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Все реалистически выверено и где-то даже напоминает иллюстрации к художественным произведениям о Кавказе. Все так, как надо, но нет-нет у меня возникало ощущение, что чего-то не хватает. Да, все верно: вот они, наши сакли и дома, вот они, наши канатоходцы, вот оно, горское солнце, придающее всем объектам вне зависимости от назначения приятный желтоватый оттенок. И вдруг наконец-таки все прояснилось: не хватает острого запаха кизяка. От картин не пахло кизяком, с какого ракурса я бы ни заходила, но не было в них этого неотъемлемого элемента, свойственного сельскому укладу… Картины пахли урбанизацией, возможно, потому, что нынешний сельский житель − не тот, что раньше, и большинство из них не в пример Кларе Власовой, которая приехала из центра на периферию. Напротив, сельский житель нынче стремится из периферии в центр.
Олег Пирбудагов и Клара Власова − счастливые в своем роде люди. Они живописуют Дагестан, своими глазами ощупывая культурные ценности нашей малой родины. Полуразрушенные домики, ленты каменистых троп, полусгорбленные женщины, привычные к сельскому труду, − глядя на все это, хочется бежать из города, подальше от всего однообразного туда, где даже полуразрушенные домики приобретают эстетически и культурно значимый вид, наподобие Колизея, где каждое явление природы − будь то туман или заход солнца − являют собой отдельную картину, которую хочется перенести на холст на одном дыхании. И чтобы все было так, как в яви: облака нежно-дымчатые, солнце яркое, но не слепит глаз. Но если вернуться опять-таки к личностям художников, то начинаешь понимать, насколько тесен мир: будь то русская деревенька, будь то дагестанский аул − у художника нет понятия «мое – чужое» − все, что просится на кисть, свое (то есть мое)!
Культурный мост, наведенный многие годы назад, со временем стал крепче. Виною тому любовь Клары Власовой к Дагестану. И хорошо, что вся эта история любви всплыла в авторском проекте Заремы Дадаевой. Потому что так хочется видеть хоть какую-то обратную связь с людьми, в этом случае с художниками, извне. Чтобы разрушить невидимую стену между кавказскими и российскими регионами хотя бы на уровне культурного обмена. И чтобы не один и не два, а несколько российских художников заполнили выставочное пространство в республике. Тогда можно будет смотреть на Дагестан объективно, а не искать своих и чужих на одной территории.
Сама Клара Власова − жизнерадостная энергичная художница. Сколько еще произведений выйдет из-под ее кисти? Думаю, что много. Таких же светлых и добрых, как те, что экспонируются на выставке.
Работы Клары Власовой − это песня, написанная о Дагестане изобразительным языком. И вторят ей работы Пирбудагова. В какой-то степени это размышления о судьбе дагестанской культуры, ментальности, об истоках, откуда все мы родом. История любви к республике Власовой началась с переезда вместе с мужем-дагестанцем в Кумух. Продолжается и по сей день. Тем более что искать живописные места не приходится − они под рукой. А в «городе» Чох, как его называли неоднократно, Клару Власову ждут как самого дорогого гостя и готовы отремонтировать ее купленный с мужем дом, в котором некогда поселилось вдохновение.