Но жизнь не стоит на месте, а значит, появляются все новые и новые стратегии, программы, проекты. В частности, «10 приоритетных проектов Президента Республики Дагестан». О том, на какой стадии сейчас находится «Стратегия–2025», что же такое «10 приоритетных проектов Президента РД» и как создается экономика «на бумагах», мы говорили с начальником Управления развития производственного комплекса Министерства экономики и территориального развития РД, доктором географических наук, профессором Шахмарданом Мудуевым.
– Шахмардан Ситтикович, в прошлый раз мы с Вами беседовали при совершенно иных обстоятельствах – был другой Президент республики, другое Правительство, говорили мы о «Стратегии–2025», этапах ее реализации, экономическом зонировании, с учетом которого территория Республики Дагестан условно разделена на пять экономических зон и т.д. Поменялось ли что-то в «Стратегии–2025» в связи со сменой руководства республики? Что на сегодняшний день происходит с этим документом?
– Я должен констатировать тот факт, что преемственность действий в отношении стратегического планирования сохранилась. На данный момент мы прошли тот этап, который по Стратегии к этому времени и должен был быть пройден – это актуализация «Стратегии–2025». Дело в том, что «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» – это долгосрочный документ, который принят законом, а закон подлежит исполнению. Новшества, которые предусматривались в стратегическом планировании без учета стратегических планов, программ и действий, не были включены в список «Приоритетных проектов Президента Республики Дагестан». Эти два документа синхронно как бы вытекают один из другого. То, что стратегически было запланировано, пошагово, поэтапно актуализируется и принято как следующий этап стратегического развития Республики Дагестан. Принятые приоритетные проекты – это первостепенные задачи для вывода республики из кризисного состояния. Мы это предусматривали и имели в виду и тогда, то есть Стратегия как документ не легла на полочку. Дальше будут более конкретные и эффективные шаги по ее реализации.
– В прошлом нашем с Вами интервью Вы говорили о том, что территория Дагестана будет поделена на пять экономических зон, каждая из которых с учетом климатических, территориальных и других особенностей должна будет создать документ – Стратегию социально-экономического развития своей зоны, и работа эта должна была быть закончена, насколько я помню, к окончанию первого квартала 2013 года. Так?
– Да. Мы даже чуть раньше закончили стратегирование территориальных зон. Все пять зон, прописанных в «Стратегии–2025», утверждены постановлением Правительства РД и являются документами, которыми мы будем руководствоваться при формировании более конкретных программ или планов муниципальных образований этих территориальных зон. Зоны уже существуют, следующий шаг – более конкретные программы. Программа социально-экономического развития территориальной зоны «Горный Дагестан», к примеру, уже разработана, представлена, и сейчас, буквально на днях, выйдет Постановление Правительства РД об ее утверждении. Сроки реализации там короче. Программа называется «Социально-экономическое развитие горных территорий на 2014-2018 гг.». Она прошла все обсуждения, получила все необходимые экспертные оценки, поддержку Президента Республики Дагестан и начнет функционировать с 2014 года.
– Когда меняется руководство республики, может меняться и вектор стратегических интересов, потому что у каждого президента может быть свое видение дальнейшего развития республики, тем не менее приоритет развития сельского хозяйства и горных территорий все же остался. Но ведь основные концепты Стратегии – строительство горнолыжного курорта в Матласе, аэропорта в Дербенте, гостиничных комплексов и т.д. – теперь, как мы все понимаем, реализованы не будут. В связи с этим, наверно, как-то поменялась работа Министерства экономики?
– Министерство экономики Республики Дагестан переименовано в Министерство экономики и территориального развития РД с передачей функции обеспечения развития территорий Республики Дагестан, и, знаете, это правильно. Приоритетные проекты Президента «Эффективное территориальное развитие», «Эффективный агропромышленный комплекс» – это действительно приоритетно для республики. Эффективная реализация этих двух приоритетов способна повлиять на развитие в том числе и туризма в республике. Конечно, за короткое и какое-то конкретно определенное время невозможно повлиять, допустим, на культуру нашего населения и его поведение в отношении развития туризма. Там есть ряд сложных задач, связанных с выделением земли в приморской части Дагестана, в горах и т.д. Да, судьба корпорации «Курорты Северного Кавказа» не понятна, но наша республика не отказывается от идеи развития туризма, и стратегический подход в этом вопросе не изменился. Такие проекты, как Матлас или морской курорт, требуют очень больших затрат, больших инвестиций и много времени. Мы и так не предполагали, что это очень быстро получится. Мы сейчас только на пути решения этих проблем.
– Есть ли существенные различия во взглядах и подходах по развитию сельского хозяйства при прежнем руководстве и нынешнем? Или концептуально все осталось так же?
– Есть, конечно, отличия – в усилении требовательности к решению вопросов горных территорий. Президент Дагестана Рамазан Гаджимурадович уделяет особое внимание состоянию и проблемам горных районов, сам лично присутствовал при обсуждении этой программы на заседании Ассоциации горных территорий в Гунибе. Ужесточились требования к муниципальным образованиям и их руководителям в части практической реализации задач по их выводу из экономического кризиса и улучшения состояния социальной сферы. Особенно горных территорий. Концептуально – будущее развитие этого направления как понимали, так и понимают. То, чем являются для Дагестана горные территории, всем понятно. Как и то, что развитие горных территорий приведет к развитию и процветанию Дагестана. Это очевидно.
– На сегодняшний день существует несколько направлений по поддержке крестьянско-фермерских хозяйств: кредитование, лизинг сельхозмашин, безвозмездная финансовая помощь и т.д., но бюрократически это сложно, и далеко не все желающие могут получить эту помощь. Стратегические программы вот этих пяти территориальных экономических зон как-то прописывают дополнительные возможности для оказания помощи людям, желающим заниматься сельским хозяйством не на уровне «для себя», а сделав это полноценным бизнесом?
– Эта проблема существует, как и существует проблема с кредитованием малых форм. У нас в горной зоне в принципе везде присутствует только сельское хозяйство, даже агропромышленный комплекс не так развит, поэтому в производстве сельхозпродукции развитие малых форм ведения сельского хозяйства играет главенствующую роль. Более благоприятные равнинные районы и пригородные зоны имеют более благоприятные условия для получения кредитной и других форм поддержки. Банки больше идут навстречу им, чем горным территориям. В связи с этим сейчас от всех министерств и ведомств мы собираем предложения, по которым во всех программах, действующих сейчас (их более 50 – республиканских государственных программ, и где-то в 17 федеральных госпрограммах республика участвует), чтобы вычленили место для проектов в горных территориях. Мы надеемся, что все отнесутся к этому с пониманием, потому что, я еще раз повторю, развитие горных территорий автоматически приведет к развитию равнинных районов, снятию там напряжения – напряжения на рынке труда, идеологического напряжения, напряжения, связанного с нехваткой земли.
– То есть пока на сегодняшний день для горных территорий нет особенных привилегий?
– Программа будет реализовываться с 2014 года, а пока все эти вопросы, которые Вы ставите, будут учитываться. Там есть и конкретные поручения Президента Республики Дагестан, в частности, по дорожному строительству и строительству объектов реального сектора экономики, которые тоже будут включены в программу. Наша задача – чтобы заниматься садоводством и животноводством на горных территориях населению стало выгодно. В программе все горные районы, даже поселения найдут свое место, это важно.
– В одном из своих интервью Вы сказали, что Дагестан занимает лидирующие позиции по разработке схем стратегического планирования. Министерство экономики Дагестана не страдает от большого количества этих схем?
– Нет, это так положено, тем более что разработкой стратегических программ занимаются во всех регионах страны. Лидирующее положение мы занимаем в этом не потому, что мы берем на себя какие-то дополнительные функции, разработкой стратегий развития должен заниматься каждый субъект, городской округ, муниципальное образование Российской Федерации согласно федеральному закону. В разработке стратегических программных документов мы, действительно, год назад были лидерами. Сейчас мы немного отстаем в этом отношении, потому что вопросы финансирования немного притормаживают.
– А есть рейтинг лидеров по реализации этих стратегических схем?
– Ну, они везде реализуются. Начиная с 2014 года, если в схемах территориального планирования не обозначены какие-то объекты, к примеру, по сельскому хозяйству, то Министерство сельского хозяйства Российской Федерации перестает их финансировать.
– Рамазан Абдулатипов озвучил 10 Приоритетных проектов Президента Республики Дагестан. Какая роль в работе над ними отведена Министерству экономики и территориального развития РД и в частности Управлению развития производственного комплекса, которое Вы возглавляете?
– Министерство экономики и территориального развития ведет мониторинг, представляет отчеты и сопровождает 5 из этих проектов. Министр экономики и территориального развития РД Раюдин Айдакадиевич Юсуфов вместе с курирующими вице-премьерами ответственный за них.
– Какие?
– Первый проект – «Обеление» экономики», направленный на выведение всех секторов экономики из «тени», расширение налогооблагаемой базы и повышение налоговых и неналоговых доходов, формирование налоговой культуры.
Второй проект – «Создание «точек роста» Республики Дагестан», которые объединят ключевые инвестиционные проекты из разных отраслей экономики, требующие наибольшего внимания и контроля.
Третий проект – «Инвестиции в Дагестан», направленный на формирование качественного запроса на федеральные средства под инвестиционные кластеры через инструменты федерального софинансирования, выстраивание полноценной системы государственно-частного партнерства, рост деловой активности, повышение инвестиционной привлекательности республики.
Четвертый проект – «Эффективное государственное управление», подразумевающее тотальное повышение эффективности системы госуправления через внедрение принципов Открытого Правительства, ряд антикоррупционных механизмов, серьезную кадровую реформу.
Пятый проект – «Эффективное территориальное развитие», которое должно обеспечить развитие муниципальных образований и городских округов, высокое качество среды, жилищное строительство и формирование благоприятной городской среды.
Наше министерство задействовано во всех десяти Приоритетных проектах, но в перечисленных мною пяти проектах несем ответственность мы, и конкретно они закреплены за министром экономики и территориального развития РД Раюдином Юсуфовым.
– Как мне показалось, эти проекты – не конкретные стратегические программы, которые нужно реализовать к конкретному сроку, а больше идеологическая платформа.
– Нет, наоборот, тут есть конкретные пошаговые действия и по «обелению» экономики, и по созданию точек роста, и по эффективному территориальному развитию, и по привлечению инвестиций в Дагестан, и т.д. Там есть конкретные сроки, годы, месяцы, действия, ответственные лица.
– Допустим, возьмем первый проект – «Обеление» экономики» и выведение всех ее секторов из тени. Как по этому пункту можно отчитаться? Через год сказать, что ваше министерство «обелило» такой-то сектор экономики. На вывод экономики из тени может уйти пять лет, десять лет… Вы же не можете заранее знать.
– Речь идет о 2013, 2014, 2015 годах. Есть определенные результаты того, что сделано в 2013 году. Это введение деятельности наших граждан, предпринимательство в целом, в рамки закона, своего рода принуждение к соблюдению законов путем законных же мер. Конечно, это невозможно сделать за полгода — год, но речь идет о воспитательной и просветительской работе и повышении культуры поведения для ускоренного вывода бизнеса из тени.
– Ну, теневая экономика – это такая сложная вещь… Вы можете посчитать, что успешно закончили с ней борьбу и отчитаться об этом, а на самом деле она может продолжать существовать.
– Тут должны быть задействованы все органы: налоговые, правоохранительные, фискальные и т.д. Без этого, естественно, решение подобных проблем может и не пойти. Непосредственно по этому поводу наш министр Раюдин Юсуфов посетил практически все районы республики, провел много серьезных и эффективных совещаний, семинаров. Определены 26 индикаторов, отчитываться по которым муниципальные образования должны будут ежемесячно. Идет мониторинг.
– Проект «Создание точек роста», то есть ключевые инвестпроекты. Перечислите основные инвестпроекты, жизненно важные для республики, реализация которых уже началась или точно начнется в ближайшем будущем.
– Реализация одного жизненно важного для республики инвестиционного проекта уже завершается. Возможно, в этом месяце он уже будет введен в эксплуатацию – завод по производству листового стекла. Уже второй год идет работа по реализации крупнейшего инвестпроекта «Дагагрокомплекс» в Кизлярском и Тарумовском районах. Это серьезнейший проект. Начало положено и рядом других проектов.
– А на какой стадии он находится?
– Там скоро будет введен в эксплуатацию завод по производству томатной пасты, идет огромная работа по подготовке почвы для современных технологических агротехнических операций по посеву и уборке урожая. Там посеяна кукуруза новых сортов по новой технологии, помидоры, картофель, если я не ошибаюсь, на площади 500 гектаров. Самое главное – приобретена самая современная американская техника, строится овощехранилище на 65 тысяч тонн.
– А проект по производству сахарной свеклы в Хасавюртовском районе? Это отдельный проект или он входит в «Дагагрокомплекс»?
– Сначала это был отдельный проект, теперь он объединен с «Дагагрокомплексом». Исаак Умалатов, гендиректор «Дагагрокомплекса» и главный инвестор, рассчитывает, что в будущем будет налажено не только производство сахарной свеклы и риса, но и построен завод по переработке сахарной свеклы и риса. Но это в будущем.
Внедрение современной техники при посеве чеснока на днях испытала «АгроДагИталия». Техника уже работает, примерно на ста гектарах будет посеян чеснок.
– Как раз сегодня я видела в Интернете новость о том, что впервые в Дагестане посажен чеснок с помощью техники.
– Да, и это уже промышленное производство. Есть еще компания «Агрико-Северный Кавказ».
– А у нее уже есть первые результаты?
– Я могу сказать, что все эти проекты перешли точку невозврата. Они все будут реализованы. И «Агрико», и «АгроДагИталия» будут включать в себя и крупнейшие логистические центры, и фабрики. Например, большой проект строительства птицефабрики по производству 4,5 тысячи тонн птичьего мяса в Магарамкентском районе. Есть еще промышленные зоны – «Тюбе» и «Уйташ». При этом государство берет на себя полное обеспечение всей необходимой инфраструктурой и будет продолжать привлекать инвесторов для размещения там различных производств.
– То есть горные территории пока не затронуты ни в одном инвестпроекте?
– Почему? Есть. В Кулинском районе реализован проект «Животноводческий комплекс» на 450 коров – современнейший комплекс с переработкой молока, производством сыра и т.д. Таких проектов очень много. Здесь можно сказать и о проекте развития тепличного хозяйства. СПК «Нива» сейчас занимается этим. Он идет сейчас как приоритетный проект, но будет реализовываться по всему Дагестану. Сейчас этим занимаются в Красноармейске, в с. Урма Левашинского района построены теплица малогабаритная, дома, в хозяйстве, но в перспективе планируется создание тепличного комплекса общей площадью более ста гектаров. В республике действует множество мелких хозяйств, на которые будет обращаться все больше внимания.
– Когда уже можно будет говорить о первых результатах?
– К январю-февралю 2014 года будут подведены итоги 2013 года, несколько заводов уже будут пущены в эксплуатацию, тепличные хозяйства уже начали работать круглогодично. В общем, какие-то результаты уже будут, хотя о результатах говорить еще рановато.