Большинство дагестанцев стесняются признать, что у их ребенка ограниченные возможности, при этом, если и решают обращаться к специалистам, то за пределами республики.
К счастью, ситуация может в скором времени измениться. На базе Дагестанского государственного педагогического университета функционирует единственный в Дагестане специализированный факультет, готовящий кадры для специального и инклюзивного образования на Северном Кавказе (учителей-логопедов, дефектологов и специальных психологов), а также клинических психологов для систем образования, социальной защиты населения и здравоохранения.
С этого года в рамках новой программы ДГПУ по обновлению системы дополнительного профессионального образования при факультете был создан НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, который занимается подготовкой и переподготовкой специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта…
С началом нового учебного года институт планирует ввести в работу и консультативную помощь родителям «особых» детей.
О дагестанской ментальной специфике работы с подобными детьми «МИ» говорили с научным консультантом, членом-корреспондентом РАО, заведующим кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Джафаром Маллаевым и директором НИИ дефектологии, деканом факультета, профессором Патимат Омаровой.
ДЕТИ СТРАДАЮТ ИЗ-ЗА РОДИТЕЛЕЙ…
Главной целью своей работы специалисты считают оказание своевременной помощи детям. Также важно убедить родителей и все дагестанское общество, что больной ребенок – это не клеймо.
– Зачастую дети страдают от того, что их родители слишком поздно обращаются за помощью к специалистам, минуя благоприятный для развития возрастной рубеж. Они просто-напросто их «пасут», стараются, чтобы ребенок не плакал. Бывает, привлекают врачей, мечутся от одного специалиста к другому, но не могут найти именно того, кто уже работал с подобными детьми. Наш НИИ дефектологии призван решить этот вопрос. Родителям уже не надо будет выезжать в Москву или Санкт-Петербург, у нас они смогут получить квалифицированную консультативную помощь, – рассказывает Джафар Маллаев.
Обучаясь в 90-е гг. в докторантуре в Москве, рассказывает профессор, он заметил, что многие дагестанцы, в числе которых были и его знакомые, привозили туда детей с отклонениями в развитии. И привозили слишком поздно, поскольку стеснялись и старались скрывать проблему.
– Если ситуация тяжелая, то, конечно, после проведенной консультации мы можем направить наших детей в другие центры, поскольку о нас уже везде знают. Сегодня практически каждый ребенок имеет какое-то отклонение в развитии, физическом, допустим. Ну нет сейчас абсолютно здоровых детей. У них может быть плоскостопие, врожденный вывих и другие нарушения. Мы решили идти дальше: будем консультировать не в постнатальный (после рождения), а в преднатальный период (до рождения), для того чтобы обеспечить возможность предупреждения заболевания еще в утробном периоде развития ребенка, а также чтобы родители смогли учесть биологические и генетические факторы, которые могут повлиять на появление такого ребенка. А наши специалисты будут сопровождать родителей, подсказывать, в том числе и после рождения ребенка. Вот такая глобальная стратегическая задача стоит сейчас перед нами, – подчеркивает Маллаев.
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ
– В России накоплен очень большой опыт в области специального образования. Я в определённой степени горжусь тем, что наша кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, которой в этом году исполняется 25 лет, это старейшая кафедра на Северном Кавказе. На ее научных исследованиях и разработках построены многие учебники дефектологии, – рассказывает Патимат Омарова, – Сложившаяся сегодня ситуация с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья – это ситуация, которую мы (сотрудники нашей кафедры) предсказывали еще 15 лет назад. Если не будут созданы соответствующие условия, мы не сможем обеспечить каждого ребенка с ограниченными возможностями необходимыми условиями социализации и социальной адаптации.
Профессор отмечает, что с 2013 года, со вступлением в силу нового Закона РФ «Об образовании» «инклюзивное образование» получает право на существование в нормативном поле. Детей с ограниченными возможностями стало столько, что мы не способны обеспечить их специальным образованием, т.е. специальными школами, где для них созданы все условия. Соответственно, эти дети сейчас идут в обычную общеобразовательную школу. А готова ли эта школа принять «особых» детей? Не в полной мере. Нужна работа с обычными учителями, нужно укомплектовать школы дефектологами. Необходимо также работать с родителями, в том числе и с родителями детей с нормальным психофизическим развитием. Иногда бывают случаи, когда родители здоровых детей говорят: – Я не хочу, чтобы мой ребенок сидел рядом с ребенком с какой-то формой инвалидности.
По словам Омаровой, для решения проблемы необходим поиск новых методик, разработанных в том числе дефектологами, которые будут адекватны, удобны и эффективны в условиях, когда ребенок-инвалид обучается в общеобразовательной школе. Сейчас в стране действуют новые федеральные стандарты в области высшего образования, в которых специальное дефектологическое образование выведено в отдельное направление.
ДЕФЕКТОЛОГ – ЭТО ПОЧТИ ВРАЧ
Специалисты уверены, что не стоит умалять значение и пренебрегать консультативной помощью. Конечно, может встать вопрос о том, зачем это нужно вузу – образовательному учреждению, которое берет на себя функции медицинского центра. Собеседники отмечают, что, во-первых, помощь надо оказывать всегда и всем, кто в ней нуждается, поскольку дефектолог — это почти врач, и он не может оставаться равнодушным, когда страдают ребенок и его семья. Оказание подобных услуг — это помощь, в том числе логопедическая, психологическая, педагогическая.
Осуществлять консультационную деятельность будут функционирующие при НИИ дефектологии лаборатория клинической психологии и психофизиологии и лаборатория педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводя подобную работу с населением республики, учреждение фактически получает возможность исследовательской деятельности, анализа статистики и обращений. У сотрудников института есть потенциал… и есть желание помогать родителям больных детей, чтобы они поняли: все дети – особенные, независимо от того, больные они или здоровые.