Правительство Республики Дагестан полным ходом занято подготовкой к новому отопительному сезону 2015-2016 гг. Неоднократно проводились заседания республиканского штаба, на которых обсуждались вопросы по подготовке отрасли, а также жилищного фонда к отопительному сезону. Особое внимание на них уделялось работе по недопущению повторения недостатков и проблем предыдущих лет.
Но, как гласит еще одна народная мудрость, «на Бога надейся, а сам не плошай!». Поэтому сейчас лучшее время для подготовки жилья к морозам.
В связи с этим главный государственный жилищный инспектор РД Али Джабраилов дал некоторые разъяснения по вопросам подготовки многоквартирных домов республики к отопительному сезону.
ВСЕ – НА ПЛЕЧИ СОБСТВЕННИКОВ
– Подготовка многоквартирного дома к эксплуатации в зимний период является важнейшим этапом в работе по обеспечению комфортных условий проживания граждан. В чем заключается эта работа?
– Мы знаем, что согласно реформированию, проводимому в отрасли ЖКХ, финансирование работ по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда легло на плечи собственников жилых помещений. Теперь они играют ключевую роль в работе по содержанию своего жилища и его общего имущества. Собственники жилых помещений сами на общих собраниях планируют и решают, что необходимо делать в доме, чтобы зимой не было перебоев в предоставлении коммунальных услуг, а также аварий инженерных систем.
Пока в наши дома не пришла зима, рекомендуется все же заранее продумать мероприятия по экономии тепла и обогреву своего жилища. Ни для кого не секрет, что стены и окна наших квартир и домов — основной источник теплопотерь. Естественно, заменить стены нам не под силу, а вот проведение энергосберегающих мероприятий можно запланировать. Это утепление оконных рам, остекление подъездов, установка дверных уплотнителей и т.д.
– Эта функция для нашего собственника жилых помещений является сравнительно новой, и не все ее понимают. В чем её суть?
– Будет ли тепло в квартирах, зависит не только от ресурсоснабжающей организации, но и от самих жильцов. Согласно Жилищному кодексу РФ (Ст.161), ответственность по содержанию внутридомовых сетей возложена на управляющие домами организации. Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», персонал обслуживающей организации должен подготовить дом к отопительному сезону еще летом. Если жильцы хотят, чтобы все ремонтные работы были выполнены вовремя и в полном объеме, необходимо проконтролировать деятельность организации, обслуживающей дом.
– В какие сроки проводятся работы по подготовке жилого дома к отопительному сезону?
– Они должны проводиться не реже одного раза в год, как правило, в летний период и заканчиваться не позднее, чем за 15 дней до начала отопительного сезона. Это важно для выявления дефектов, подлежащих устранению при ремонте и наладке систем теплоснабжения.
ЛУЧШЕ ПЕРЕБДЕТЬ…
– Какую подготовительную работу необходимо выполнить управляющим организациям при подготовке к отопительному сезону?
– Подготовке к зимней эксплуатации подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры, куда входят котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, а также системы отопления и вентиляции.
Для качественной подготовки жилищного фонда к зиме управляющим организациям необходимо выполнить следующие работы: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, чердачных перекрытий, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями. Главным при этом является промывка и опрессовка систем теплоснабжения. То есть методом гидравлических испытаний выявление слабых мест трубопроводов, их соединений и арматуры. Во время их проведения собственникам желательно находиться дома.
Также необходимо привести в надлежащее состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмосток (отмостка — водонепроницаемое покрытие вокруг здания – бетонная или асфальтовая полоса, проходящая по периметру здания, с уклоном в направлении от здания. Предназначена для защиты фундамента от дождевых вод и паводков. – Прим. «МИ») и входов в подвал. Кроме того, в подготовке к отопительному сезону очень важно, чтобы была обеспечена надлежащая гидроизоляция фундаментов, стен подвала и цоколя, и их сопряжения со смежными конструкциями – лестничными клетками, подвальными и чердачными помещениями, машинными отделениями лифтов. Еще управляющие организации должны позаботиться об исправности пожарных гидрантов и электричества в подъездах.
– Чем завершается работа по подготовке дома к осенне-зимнему периоду?
– Работа по подготовке дома к зимнему периоду эксплуатации заканчивается полным выполнением плана подготовки и получением паспорта готовности. Управляющие организации должны согласовать с теплоснабжающей организацией графики их предъявления на готовность к отопительному сезону. Сроки подготовки сетей, вводов внутридомовых систем должны быть увязаны с графиками ремонта тепловых сетей и источников теплоснабжения.
Согласованные графики предъявления объектов на готовность к отопительному сезону должны быть представлены в органы местного самоуправления. Каждый дом, каждый объект, который подключен к источникам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, должен быть сдан по акту до начала отопительного сезона.
Надо еще сказать, что готовность к отопительному сезону заключается и в том, чтобы не было задолженности по теплу, водоснабжению и водоотведению перед ресурсоснабжающими организациями. Чтобы не допускать сбоев в запуске тепла, потребители должны обеспечить текущую оплату полученных ресурсов, а также в полном объеме погасить накопленную задолженность до начала отопительного сезона.
САМИМ ПОБЕСПОКОИТЬСЯ…
– Если все же в квартире, несмотря на заверения управляющей организации о выполнении всех подготовительных работ, в зимний период температура не будет соответствовать нормативу, вода не будет поступать, напряжение в электрической сети будет низкое, куда могут обращаться собственники – потребители коммунальных услуг?
– Если сложится такая ситуация, собственники, прежде всего, должны обратиться в управляющую или ресурсоснабжающую организацию. При этом нужно убедиться, что обращение зарегистрировано. В случае нереагирования с их стороны следует обратиться в органы местного самоуправления. Ну а если и они бездействуют, то для принятия мер административного воздействия в отношении виновных собственники могут обратиться в Госжилинспекцию РД, где помогут разобраться с возникшей жилищно-коммунальной проблемой. Обратиться можно как в устной форме (по телефону 63-09-37), так и письменно (на адрес: г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 58, либо написав на электронную почту Инспекции: gjird@rambler.ru)
Каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг должен понимать, что комфорт, тепло и уют в доме зависят от отсутствия утечек в подвале, промытых радиаторов, отремонтированных окон и многих других нюансов. Если тепло уходит через стены, окна, чердаки, подвалы, – такой дом тяжело и дорого натопить. Задача работников управляющих компаний – вместе со своими специалистами отрегулировать систему в соответствии с нормативами и правилами, по которым собственники платят за услугу. Поэтому самим потребителям стоит заранее побеспокоиться о своем благополучии и проконтролировать деятельность управляющей организации в период подготовки к отопительному сезону. Проявлять больше активности и гражданской позиции.