К 100-летнему юбилею Героя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. военачальника Магомеда Танкаева посвящается
25 октября 2019 г. исполнилось 100 лет Магомеду Танкаевичу Танкаеву, уроженцу Дагестана, участнику Великой Отечественной войны.
Впервые имя этого легендарного человека я узнала в 2015 г., прочитав книгу «От Вологды к Берлину», изданную в Череповце. Авторы книги – ветеран войны, полковник в отставке Павел Гаврилович Костин и историк Владимир Иванович Михеев рассказали о боевом пути 100 и 286 стрелковых дивизий, сформированных в период Великой Отечественной войны на территории Вологодской области.
В это время я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем истории и обществознания в Средней школе № 20 г. Вологды. Учащиеся 10-го класса под моим руководством разработали проект «Вологжане – освободители Аушвица». Тема проекта была выбрана неслучайно, так как 2 дивизии (100-я и 286-я) из 5, принимавших участие в освобождении Аушвица и его филиалов, были сформированы на территории Вологодской области.
ЦЕЛЬ – СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ
Основная цель проекта – это сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Но помнить, это не только знать о событиях и людях, судьбы которых кардинально изменились или оборвались, это еще и изучение опыта, пусть и трагического, осознание феномена нацизма и его последствий, выбор будущего пути развития.
Казалось бы, те уроки, которые получило человечество в XX веке, должны были навсегда исключить повторение геноцида, Холокоста, «растаптывания достоинства и уничтожения человека». Но события, свидетелями которых мы являемся, показывают, что недостаточно признать ошибки прошлого, а надо воспитать человека, способного противодействовать расизму, неонацизму, разжиганию национальной ненависти, готового «преодолеть то страшное, что человек обнаружил в себе».
История знает немало примеров, когда перед лицом опасности общество сплачивалось, забывая о предрассудках, разногласиях, национальных различиях ради достижения общей цели. Такой целью в годы войны была Победа, освобождение народов от нацизма, спасение узников лагерей и гетто, жителей оккупированных территорий, угнанных в Германию на принудительные работы.
Проект «Освободители» позволяет показать всему миру роль нашей страны в Победе над нацизмом и особую роль Красной армии в спасении евреев Европы, что признано мировым сообществом учреждением по решению Генеральной Ассамблеи ООН Международного дня памяти жертв Холокоста, приуроченного к освобождению узников Аушвица (Освенцима) 27 января 1945 г.
По данным документов, опубликованных на сайте Министерства обороны РФ, в освобождении Аушвица (Освенцима) принимали участие войска Первого украинского фронта 60-й армии: 100-я Львовская стрелковая дивизия (командир – генерал-майор Ф.М. Красавин), 107-я Кременцкая стрелковая дивизия (командир – полковник В.Я. Петренко), 322-я Житомирская стрелковая дивизия (командир – генерал-майор П.И. Зубов), 148-я стрелковая Черниговская дивизия (командир – полковник М.И. Гольцов) и 286-я Ленинградская стрелковая дивизия 59-ой армии (командир – генерал-майор М.Д. Гришин).
Если мы посмотрим Справку о списочной численности и некомплекте стрелковых и кавалерийских дивизий Первого украинского фронта, по состоянию на 31 января 1945 года, то увидим, что 100-ая СД насчитывала 5 567 человек, 107-ая СД – 4 081, 322-ая СД – 4 689, 148-ая СД – 5 180, 286-ая СД – 4 797. В сумме это составляет 24 314 бойцов и командиров Красной армии.
СПАСАЛИ ВСЕМ МИРОМ
Среди освободителей – представители многих народов бывшего СССР и современной России. В Списочном составе 60-й армии Первого украинского фронта перечислено 39 национальностей. Больше всего в составе армии было русских – 42 398 и украинцев – 38 041человек. Но рука об руку с ними воевали белорусы – 1 210, татары – 1 088, евреи – 1 073, казахи – 981, узбеки – 838, грузины – 555, армяне – 546, азербайджанцы – 304, таджики – 178, туркмены – 139, киргизы – 126, карелы – 59, финны – 8, чеченцы и ингуши – 5, кабардинцы и балкарцы – 31, осетины – 80, народности Дагестана – 55, чуваши – 379, мордвины – 393, башкиры – 172, калмыки – 11, удмурты – 100, марийцы – 97, коми – 46, коми-пермяки – 7, буряты – 49, молдаване – 106, болгары – 7, латыши и литовцы – 12, эстонцы – 11, поляки – 439, чехо-словаки – 29, югославы – 1, греки – 25, китайцы – 7. Чем не пример межнациональной толерантности? А если еще учесть национальный состав 7 000 освобожденных узников?
Изучая наградные листы, боевые донесения, журналы боевых действий, мемуары и воспоминания, мы можем сделать вывод, что представители разных национальностей героически сражались и погибали за освобождение лагеря смерти, 231 солдат и офицер Красной армии сложили головы в боях за Освенцим и другие населенные пункты, превращенные нацистами в «фабрику смерти».
В результате поисковой деятельности нам удалось установить, что командир 100-й Львовской стрелковой дивизии генерал-майор Ф.М. Красавин на момент освобождения лагеря имел судимость по приговору военного трибунала от 27 августа 1939 года. Он, переживший ГУЛАГ и освобожденный из-под стражи только из-за нехватки командного состава, имел возможность сравнить свое пребывание в лагере с тем, что увидел в Аушвице. Воспоминаний об этом не оставил, так как умер он через три года после окончания войны, а реабилитирован Военной коллегией Верховного суда Союза ССР спустя 20 лет после смерти в 1968 году.
КУРС НА ОСВЕНЦИМ
В первой атаке по освобождению Освенцима погибает командир 472-го стрелкового полка еврей Беспрозванный Семен Львович. К началу войны ему 52 года. Военную подготовку получил еще в царской армии. Будучи руководителем Большого драматического театра в Ленинграде, мог получить бронь. Но он решил идти на войну добровольцем, был заброшен в партизанский отряд, затем оказался в составе 100-й стрелковой дивизии. После его гибели 26 января 1945 года командование полком временно принимает начальник штаба Дегтярев Иосиф Ануфриевич, уроженец Томской области, семья которого была раскулачена и сослана в Сибирь.
В наградном листе читаем: «Когда командир полка гв. подполковник Беспрозванный был убит, то майор Дегтярев принял на себя командование полком и не ослабил развитого успеха, который был направлен на м. Осьвенцим. Майор Дегтярев также умело действовал, проявлял при этом разумную инициативу и маневренность частью, тем самым выполнил приказ командира дивизии и овладел местечком Осьвенцим. И развивая наступление на населенные пункты Бабице и Бжезинка, которыми овладел в срок, установленный приказом командира дивизии». После войны Иосиф Ануфриевич служил в рядах Советской армии, преподавал в Академии, совместно с генерал-полковником Магомедом Танкаевым, бывшим командиром 460-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии, выпустил книгу «Шли с боями», а с полковым врачом грузином Отари Амаглобели – военно-исторический очерк об освобождении узников Освенцима.
Висло-Одерская операция началась раньше срока. В ходе наступления командующий 60-й армией Павел Алексеевич Курочкин
изменил направление главного удара 100-й стрелковой дивизии, направив его на Освенцим. На штурм лагеря вместе с передовыми частями шли врачи, что было исключением из правил. В воспоминаниях Отари Николаевича Амаглобели читаем: «Конечно, мы слышали об Освенциме, разговоры были…Трудность в чем – ни артиллерия, ни самолеты помочь не могли: узники же. А сопротивлялись эсэсовцы до последнего… До фронта я ни одного покойника не видел, потом насмотрелся. Но в Освенциме – хуже, чем покойники. Это были не люди, только что двигались…Мы три дня стояли в лагере, не только медики, все наши солдаты ухаживали, простыни резали на бинты, кормили-поили».
Роль медиков в спасении узников Аушвица (Освенцима) – это еще одно направление поисковой работы. Медицинский персонал, находившийся в составе 100-й стрелковой дивизии, не мог долго оставаться в лагере, впереди были новые сражения, в их помощи нуждались раненые бойцы. На помощь пришли врачи Терапевтического подвижного полевого госпиталя N 2692 III Прибалтийского фронта, имевшие опыт лечения больных дистрофией блокадников Ленинграда.
Лечебным учреждением, развернутым на территории освобожденного концлагеря, руководила Маргарита Жилинская, которая в 1941-1944 годах была начальником медицинского отделения полевого подвижного госпиталя N 737, действовавшего в Ленинграде и Ленинградской области. В годы блокады врачи занимались научным изучением дистрофии, что позволило разработать практические рекомендации, с помощью которых лечение узников освобожденных концлагерей было успешным.
Ее судьба так похожа на судьбы многих участников освобождения. Родилась в семье поляков, муж, военный, репрессирован в Ленинграде в 1937 г. После окончания войны, уйдя в запас, Маргарита Жилинская работала в Объединенной клинической психоневрологической больнице им. И.П. Павлова, защитила диссертацию на степень доктора медицинских наук.
«НЕ ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ КАКАЯ-ТО СОТАЯ ДИВИЗИЯ, И ЧТО ИМЕННО ОНА ОСВОБОДИТ НАС»
О том, что увидели бойцы, освободив Освенцим, мы можем не только прочитать, но и увидеть, благодаря работе кинооператоров. Первыми, кто вошел в лагерь с камерой «КС», были Кенан Абдураимович Кутуб-заде и Николай Быков. Быков, прошагавший всю войну, не смог снимать то, что предстало перед их взором. Кутуб-заде плакал, но снимал. Фильм «Лагерь смерти “Освенцим”», автором которого является Кутуб-заде, стал обвинительным документом против нацистов на Нюрнбергском процессе.
После войны крымский татарин Кутуб-заде жил и работал в Ростове-на-Дону, снимал документальное кино, воспитывал молодое поколение кинооператоров.
Среди журналистов, работавших в лагере, можно назвать Бориса Николаевича Полевого, корреспондента газеты «Правда», автора книг «Повесть о настоящем человеке» и «Доктор Вера» (прообразом которой стала врач Лидия Петровна Тихомирова, участвовавшая в освобождении Освенцима), и Крушинского Сергея Константиновича, корреспондента «Комсомольской правды».
Лучше всего о роли бойцов Красной армии в освобождении Аушвица (Освенцима) может сказать его бывший узник. В 1985 году француз Марсель Поль, президент Комитета бывших узников Освенцима, выступая на антифашистском митинге, произнес такие слова: «Тогда я был узником и, конечно, даже не предполагал, что существует какая-то сотая дивизия, и что именно она освободит нас. Но даже если бы она не имела никаких других заслуг, ничего другого не сделала б в войну, кроме освобождения узников Освенцима-Бжезинки, одного этого было бы достаточно, чтобы имя этой дивизии вошло в историю Второй мировой войны».
Работа по сохранению памяти об освободителях Аушвица предстоит не на один год. Приглашаю педагогов и школьников Республики Дагестан присоединиться к проекту Центра «Холокост» и установить имена и судьбы тех 55 человек, которые в сухом канцелярском документе названы «народности Дагестана»; а 27 января в Международный день памяти жертв Холокоста и 75-летия освобождения Аушвица провести мемориальные мероприятия в своих образовательных учреждениях.
Светлана ТИХАНКИНА, кандидат философских наук, руководитель образовательных программ Центра «Холокост» Москва – Дагестан – Израиль