Мои сыновья родились в Дагестане

…Веселые, остроумные, они стоят на авансцене лицом к залу, перебрасываются шуточками, что-то декламируют или поют. Нет, это не КВНщики. До них существовала форма клубной театральной эстрады, которая звалась агитбригадой.

Боевые, дружные коллективы борцов, единомышленников, которые художественными средствами занимались воспитанием социально активной личности.

В 1970-е годы XX века агитбригады были довольно-таки популярны в Махачкале. Каждое, мало-мальски уважающее себя предприятие считало своим долгом иметь собственный клуб с библиотекой, художественной самодеятельностью и, конечно, с агитбригадой.

Была такая и у Махачкалинской фабрики им. III Интернационала. При клубе им. Ногина с воодушевлением воспитывала строителей коммунизма агитбригада «Челнок». Вместе со всеми пела, декламировала стихи собственного сочинения его бывшая участница Светлана Науменко.

 

КАЗАХСТАН

– Мы высмеивали тунеядцев, прославляли передовиков производства, – рассказывает Светлана Васильевна, – ездили с концертами по городам Дагестана, выступали в пансионате «Ветеран»… Хорошее было время, хоть и называют его «годами застоя».

Сегодня все по-другому, мне, как всегдашнему лидеру, бывшей комсомолке многое не по душе. Но, как сказал кто-то из великих, «времена не выбирают, в них живут и умирают».

Жизнь человека укладывается в дни, часы, минуты. Говорят, что нынешние времена трудные. А когда они были легкими? Когда в 1920-х годах раскулачили семью Пискуновых, жившую на Украине, за то, что имели те две коровы и двух лошадей?

Александра и Никита Пискуновы – родители мамы Светланы – Надежды Никитичны. Так и отправились они из солнечной Украины в неведомый Казахстан. И начинали жизнь заново, и пытались прижиться на чужой земле…

Когда было разрешено покинуть место ссылки, семья двинулась в путь в поисках лучшей доли. Остановились в Башкирии, в поселке Стукалкино.

А тут подоспел 1941 год, началась война. Никита Васильевич с первых дней на фронте. В октябре семья получает извещение, что он пропал без вести. Так и осталась Александра Карповна одна с 11 детьми на руках.

К концу войны в живых остались только четыре ребенка, Надежда Никитична и три ее сестры.

 

ДАГЕСТАН

Хотя была она уже достаточно взрослой: к 1945 году ей уже было 20 лет. Где-то в 14 стала механизатором в совхозе, села на трактор и комбайн: мужчин в поселке не было, да и вернулись с полей сражений немногие.

Решила Надежда Никитична отправиться на свою историческую родину – Украину. В Донбассе познакомилась с шахтером Василием Петровичем. Друзья жениха и невесты устроили им комсомольскую свадьбу, что тоже было приметой времени.

Но и здесь молодоженам не сиделось на месте. Опять захотелось куда-то переехать. Вообще, раньше, в советские времена, люди особо не заморачивались с выбором места жительства. Может, потому что в любом уголке великой страны чувствовали себя дома. Проблема решалась легко и просто.

– Мама ткнула пальцем в карту страны и угодила прямиком в Дагестан, – продолжает рассказ Светлана Васильевна, – на том и порешили, хотя о горной республике ничего не знали.

В Махачкале первую неделю жили на вокзале. Спали на лавках, питались пирожками. Вокзальные залы убирала и мыла женщина по имени тетя Катя. Пожалела маму, которая была уже беременной, и сдала родителям комнату в своем доме.

Так начиналась жизнь нашей семьи в Дагестане.

 

КВАРТИРА

Обычная судьба простых людей. Через год Василий Петрович получил комнату в коммунальной квартире от организации, где работал – «Взрывпром». По соседству, в двух других, жила семья с тремя детьми. Удобств – никаких, все во дворе. Отопление печное, а еду готовили на примусах в общем коридоре.

А вскоре ушел из жизни отец Светланы. Василий Петрович скончался от старой раны, которую получил на войне день в день 9 мая…

Соседи вскоре построили дом и переехали. Кто-то из домоуправления решил притеснить вдову с двумя детьми, привел новых жильцов уже с семью ребятишками.

Тут уже Надежда Никитична взяла ситуацию в свои руки в прямом смысле этого слова. Схватила топор, прижала к себе детей и закричала, что порубит всех… Враг отступил. Квартира осталась семье, в ней до сих пор живет брат Светланы Васильевны Владимир.

 

ШКОЛА

– С удовольствием вспоминаю свою школу– продолжает рассказ Светлана Васильевна, – я училась в тридцать третьей, имени Героев космоса. Наш класс был удивительно дружным. Помню, когда я заболела из-за смерти бабушки, не могла ходить, ко мне домой приходили учителя, одноклассники.

Занимались со мной, делали уроки, чтобы я не отстала от программы. Так что еще в те годы я побывала на «удаленке».

Еще запомнился такой случай. Учился у нас в классе парень по имени Садула. Хулиганистый был, состоял даже на учете в детской комнате милиции. Но рукастый такой, хозяйственный, парты починить, помочь кому-то – он тут как тут.

Но вот такой сложный был, даже родители, вроде, от него отказались. А мы, наш класс, взяли его на поруки. Причем моя мама была вечным председателем родительского комитета, она больше всех выступала…

Так вот, прошло много лет. Приходит мама как-то домой радостная, взволнованная. Говорит, остановил ее на улице мужчина, представительный, аккуратный. Оказывается, тот самый бывший хулиган. Он окончил ДГУ, стал юристом. Очень маму благодарил за то, что в школьные годы его спасли…

 

ОСТАЛИСЬ…

Жизнь она пестрая, разная. Не все получается, как хочется, но как сложилось, так и получилось. После школы Светлана Васильевна училась в Махачкалинском музыкальном училище, с 4-го курса перевелась в Дагестанское культпросветучилище, его и окончила. Получила специальность «руководитель оркестра народных инструментов, дирижер».

Вышла замуж за Александра Науменко, родились дети – Василий и Вячеслав.

Трудилась в клубах города, в Минфине РД и даже в Газпроме. В лихие 1990-е, когда осталась без работы, решила, что пора уезжать из Дагестана.

– Собрались мы всей семьей, поехали искать город, где будем жить, – рассказывает Светлана Васильевна. – Проехали Ставрополье, Ростовскую область, Воронежскую…Понравился небольшой городок Семилуки под Воронежем. Подобрали коттедж на две семьи. Вернулись, чтобы продать свои квартиры.

А тут мама пошла на кладбище, где похоронены отец, бабушка, племянник. Вернулась и говорит: – Никуда я не поеду, они (покойники) меня не отпускают…

Так и остались мы в Дагестане. Что ж… Здесь действительно все свое – круг общения, воспоминания о молодости. Здесь родились мои дети, внуки.

Я ни о чем не жалею.

 

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоялось 35-е заседание горсобрания

28 сентября в стенах актового зала махачкалинской администрации прошло 35-е заседание горсобрания. В его работе участвовали заместители главы столицы...

В мэрии обсудили разработку госпрограммы Республики Дагестан

В мэрии Махачкалы состоялось совещание, на котором был обсужден вопрос разработки государственной программы Республики Дагестан «Обеспечение развития и реализации...

Юсуп Умавов провел «Разговор о важном» с учениками новой школы

Каждый понедельник первым уроком во всех школах страны проходят занятия «Разговоры о важном». По поручению Главы Дагестана Сергея Меликова...

Столичные власти инспектируют ремонт улиц

Во вторник, 26 сентября, первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев проинспектировал улицы, где проводились работы по капитальному...

В Семендере начато асфальтирование дорог

На место проведения работ по капитальному ремонту дорог в поселке Семендер выехал врио заместителя мэра – начальник Управления ЖКХ...

В пригороде Махачкалы завершается строительство нового сквера

В пригородном поселке Махачкалы Шамхал-Термен ведутся работы по благоустройству нового общественного пространства в рамках реализации федеральной программы «Формирование комфортной...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам