Мои сыновья родились в Дагестане

…Веселые, остроумные, они стоят на авансцене лицом к залу, перебрасываются шуточками, что-то декламируют или поют. Нет, это не КВНщики. До них существовала форма клубной театральной эстрады, которая звалась агитбригадой.

Боевые, дружные коллективы борцов, единомышленников, которые художественными средствами занимались воспитанием социально активной личности.

В 1970-е годы XX века агитбригады были довольно-таки популярны в Махачкале. Каждое, мало-мальски уважающее себя предприятие считало своим долгом иметь собственный клуб с библиотекой, художественной самодеятельностью и, конечно, с агитбригадой.

Была такая и у Махачкалинской фабрики им. III Интернационала. При клубе им. Ногина с воодушевлением воспитывала строителей коммунизма агитбригада «Челнок». Вместе со всеми пела, декламировала стихи собственного сочинения его бывшая участница Светлана Науменко.

 

КАЗАХСТАН

– Мы высмеивали тунеядцев, прославляли передовиков производства, – рассказывает Светлана Васильевна, – ездили с концертами по городам Дагестана, выступали в пансионате «Ветеран»… Хорошее было время, хоть и называют его «годами застоя».

Сегодня все по-другому, мне, как всегдашнему лидеру, бывшей комсомолке многое не по душе. Но, как сказал кто-то из великих, «времена не выбирают, в них живут и умирают».

Жизнь человека укладывается в дни, часы, минуты. Говорят, что нынешние времена трудные. А когда они были легкими? Когда в 1920-х годах раскулачили семью Пискуновых, жившую на Украине, за то, что имели те две коровы и двух лошадей?

Александра и Никита Пискуновы – родители мамы Светланы – Надежды Никитичны. Так и отправились они из солнечной Украины в неведомый Казахстан. И начинали жизнь заново, и пытались прижиться на чужой земле…

Когда было разрешено покинуть место ссылки, семья двинулась в путь в поисках лучшей доли. Остановились в Башкирии, в поселке Стукалкино.

А тут подоспел 1941 год, началась война. Никита Васильевич с первых дней на фронте. В октябре семья получает извещение, что он пропал без вести. Так и осталась Александра Карповна одна с 11 детьми на руках.

К концу войны в живых остались только четыре ребенка, Надежда Никитична и три ее сестры.

 

ДАГЕСТАН

Хотя была она уже достаточно взрослой: к 1945 году ей уже было 20 лет. Где-то в 14 стала механизатором в совхозе, села на трактор и комбайн: мужчин в поселке не было, да и вернулись с полей сражений немногие.

Решила Надежда Никитична отправиться на свою историческую родину – Украину. В Донбассе познакомилась с шахтером Василием Петровичем. Друзья жениха и невесты устроили им комсомольскую свадьбу, что тоже было приметой времени.

Но и здесь молодоженам не сиделось на месте. Опять захотелось куда-то переехать. Вообще, раньше, в советские времена, люди особо не заморачивались с выбором места жительства. Может, потому что в любом уголке великой страны чувствовали себя дома. Проблема решалась легко и просто.

– Мама ткнула пальцем в карту страны и угодила прямиком в Дагестан, – продолжает рассказ Светлана Васильевна, – на том и порешили, хотя о горной республике ничего не знали.

В Махачкале первую неделю жили на вокзале. Спали на лавках, питались пирожками. Вокзальные залы убирала и мыла женщина по имени тетя Катя. Пожалела маму, которая была уже беременной, и сдала родителям комнату в своем доме.

Так начиналась жизнь нашей семьи в Дагестане.

 

КВАРТИРА

Обычная судьба простых людей. Через год Василий Петрович получил комнату в коммунальной квартире от организации, где работал – «Взрывпром». По соседству, в двух других, жила семья с тремя детьми. Удобств – никаких, все во дворе. Отопление печное, а еду готовили на примусах в общем коридоре.

А вскоре ушел из жизни отец Светланы. Василий Петрович скончался от старой раны, которую получил на войне день в день 9 мая…

Соседи вскоре построили дом и переехали. Кто-то из домоуправления решил притеснить вдову с двумя детьми, привел новых жильцов уже с семью ребятишками.

Тут уже Надежда Никитична взяла ситуацию в свои руки в прямом смысле этого слова. Схватила топор, прижала к себе детей и закричала, что порубит всех… Враг отступил. Квартира осталась семье, в ней до сих пор живет брат Светланы Васильевны Владимир.

 

ШКОЛА

– С удовольствием вспоминаю свою школу– продолжает рассказ Светлана Васильевна, – я училась в тридцать третьей, имени Героев космоса. Наш класс был удивительно дружным. Помню, когда я заболела из-за смерти бабушки, не могла ходить, ко мне домой приходили учителя, одноклассники.

Занимались со мной, делали уроки, чтобы я не отстала от программы. Так что еще в те годы я побывала на «удаленке».

Еще запомнился такой случай. Учился у нас в классе парень по имени Садула. Хулиганистый был, состоял даже на учете в детской комнате милиции. Но рукастый такой, хозяйственный, парты починить, помочь кому-то – он тут как тут.

Но вот такой сложный был, даже родители, вроде, от него отказались. А мы, наш класс, взяли его на поруки. Причем моя мама была вечным председателем родительского комитета, она больше всех выступала…

Так вот, прошло много лет. Приходит мама как-то домой радостная, взволнованная. Говорит, остановил ее на улице мужчина, представительный, аккуратный. Оказывается, тот самый бывший хулиган. Он окончил ДГУ, стал юристом. Очень маму благодарил за то, что в школьные годы его спасли…

 

ОСТАЛИСЬ…

Жизнь она пестрая, разная. Не все получается, как хочется, но как сложилось, так и получилось. После школы Светлана Васильевна училась в Махачкалинском музыкальном училище, с 4-го курса перевелась в Дагестанское культпросветучилище, его и окончила. Получила специальность «руководитель оркестра народных инструментов, дирижер».

Вышла замуж за Александра Науменко, родились дети – Василий и Вячеслав.

Трудилась в клубах города, в Минфине РД и даже в Газпроме. В лихие 1990-е, когда осталась без работы, решила, что пора уезжать из Дагестана.

– Собрались мы всей семьей, поехали искать город, где будем жить, – рассказывает Светлана Васильевна. – Проехали Ставрополье, Ростовскую область, Воронежскую…Понравился небольшой городок Семилуки под Воронежем. Подобрали коттедж на две семьи. Вернулись, чтобы продать свои квартиры.

А тут мама пошла на кладбище, где похоронены отец, бабушка, племянник. Вернулась и говорит: – Никуда я не поеду, они (покойники) меня не отпускают…

Так и остались мы в Дагестане. Что ж… Здесь действительно все свое – круг общения, воспоминания о молодости. Здесь родились мои дети, внуки.

Я ни о чем не жалею.

 

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам