В Дагестане живут добрые люди

История не всегда бывает грандиозной и величественной, которую изучают по учебникам: иногда она складывается из рассказов, воспоминаний о человеке, семье, становясь тем не менее интересным и поучительным пластом жизни.

В редакцию «Махачкалинсих известий» позвонила наша читательница Мария Труба, которой захотелось поведать свою историю. Марии Ивановне скоро исполнится 90 лет, она многое повидала за свою почти вековую жизнь. У нее прекрасная память, она видела Махачкалу, когда в ней проживало 24 тысячи жителей. Не укрылись за завесами времен события военных лет, годы плодотворной работы на благо Дагестана, с которым навсегда связали свою судьбу Мария Ивановна и ее супруг Виктор Павлович.

А начиналось все в далекие 1930-е годы прошлого столения.

РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА»

Да, был такой колхоз в предвоенное время в Махачкале. Располагался на улице Герцена, рыбаки добывали серебристый морской улов, выходили в море на небольшом суденышке, прозванном «Дельфином», ставили сети, грузили в байды трепещущую рыбу.

Бригадиром рыбаков был в то время Иван Яковенко, человек статный, энергичный, знающий свое дело. Самое интересное, что никогда раньше даже не предполагал, что будет заниматься этой работой: на родине, в украинском селе Сатиновка Полтавской области, даже моря не было.

– Иван Степанович – мой отец, – рассказывает Мария Ивановна, – на Украине в 1930- годы свирепствовал страшный голод. Несколько семей объединились и решили перебраться на юг, в Дагестан. Очень манила возможность погреться на солнышке возле теплого моря, поесть вдоволь отварной кукуруры, свежих лепешек из белой муки. Мне исполнился год, когда семья очутилась в Махачкале.

Действительность оказалась не такой благостной, как в мечтах. Мы поселились в хлипких фанерных хибарках на берегу в продолжении городского пляжа. Жили бедно: ни постельного белья, ни домашней утвари.

Папа решил построить саманный домик на улице Лейтенанта Шмидта. Помню, как я таскала воду в ведре за 200-300 метров, мама, Наталья Дмитриевна, вымешивала глину, а отец формировал кирпичи. Вскоре он устроился на работу в колхоз, и жить стало полегче.

А в том саманном строении мы прожили до смерти родителей.

ВОЙНА

Школа №3, что на улице Краснофлотской, была в то время небольшим одноэтажным зданием. Мария Ивановна вспоминает, как сторож перед приходом детей растапливал дровами печь. Придешь на занятия, а здесь так тепло и уютно…

Чем запомнились военные годы? Вместе с другими детьми бегала смотреть на место сброшенной немцами бомбы в районе центральной больницы. Многие школы были заняты под госпитали для раненых. Дети вязали для них варежки, носки, читали им письма от родных.

Интересно, что учеба в те годы не прерывалась: школьники колесили по городу в поисках свободного здания, где можно было заниматься.

По улицам Пушкина, Буйнакского, в городском саду расположились беженцы. Кто был при деньгах, смогли снять квартиры и комнаты. Остальные на матрасах, в каком-то тряпье лежали, сидели прямо на асфальте. Рядом – примусы, керосинки, где готовили нехитрую еду.

Когда горел Грозный, в Махачкале пылало зарево, ночью было светло как днем, – вспоминает Мария Ивановна, – потом, когда немцы отошли от Грозного, исчезли и беженцы.

Всем было тяжело в те годы. Но выстояли. 10 классов я окончила уже в школе №13. Потом учеба в Дагестанском сельхозинституте. А тут вернулся из армии мой близкий друг – Виктор Павлович. Мы поженились.

ВИКТОР ТРУБА

Детство Виктора Павловича тоже пришлось на военные годы. Никаких забав, никаких развлечений. Дело в том, что его отец, Павел Петрович, с первых дней войны ушел на фронт и уже через год пал смертью храбрых на поле боя в Севастополе.

Нужно было выжить. Виктор с утра бежал на море, ловил рыбу, так же бегом – на базар, продавать. Рынок находился на центральной площади, вокруг большой церкви (в 1953 году ее снесли). Потом хватал железное ведро, кружку – и к крану с холодной водой, которую тоже продавал запыхавшимся колхозникам.

Когда выдавалась свободная минутка, поднимался в горы, собирал шишки, коренья, ягоды, грибы – а это уже маме, чтобы приготовила обед.

Полина Васильевна была швеей. Шила в артели белье для военнослужащих. Строчила за машинкой день и ночь. Когда уже отваливались руки, за машинку садился Виктор.

Такое вот детство выпало на его долю.

Трудности не помешали молодому человеку успешно окончить сначала сельскохозяйственный техникум, а потом и сельхозинститут по специальности «ветеринария».

Вернулся из армии, женился, а тут его приглашают на работу в Министерство сельского хозяйства Дагестана. Начинал с небольших должностей, но со временем стал начальником Ветеринарного управления, главным ветврачом республики.

Мария Ивановна вспоминает, как ждала возвращения супруга из бесчисленных командировок по Дагестану. Организованный, сосредоточенный, образованный – таким запомнили его коллеги.

Кандидатскую диссертацию Виктор Павлович защитил во Всесоюзном научно-исследовательском ящурном институте во Владимире. И тут же получил приглашение на престижную работу в этом городе. Но отказался.

…Как-то в гостях у супругов Труба оказался Олег Исхаков, начальник Главного управления ветеринарии РФ. Осмотрел скромную квартиру и говорит: «А переезжайте вы в Москву. Будет и работа, и жилье приличное…»

И снова предложение не было принято. Заслуженный ветврач Дагестана, кандидат ветеринарных наук, после работы в министерстве, Виктор Павлович в течение 12 лет возглавлял Дагестанский сельскохозяйственный техникум.

 МАРИЯ ИВАНОВНА

Мария Ивановна по специальности агроном, после окончания вуза трудилась в подсобном хозяйстве в Шамхале. Рано утром уезжала, затемно возвращалась домой. Так прошло 6 лет. И вдруг ее приглашают на работу в Советский райком комсомола.

Дело новое, интересное. Новые люди, лица – опять же командировки, общение. Но все-таки тянуло работать по специальности. И Мария Ивановна уходит в консервное объединение «Дагконсервтрест». Этому объединению отдано 30 лет жизни.

Затем работа в Республиканском Совете ветеранов, где она одновременно была членом редколлегии по изданию Книги Памяти о погибших во время войны дагестанцах.

Я люблю Дагестан, – говорит Мария Ивановна, – здесь живут добрые, открытые люди. Я всегда могу рассчитывать на их помощь.

Наталья Бученко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам