От идеи до заявки: проектное мышление школьников

В минувшую среду, 19 мая, в Махачкале состоялся семинар «Особенности проектной и исследовательской деятельности при подготовке учащихся к научно-практическим конференциям».

Организовано мероприятие Управлением образования города, участие в нем приняли более 200 педагогов образовательных учреждений столицы, работа велась в семи секциях по предметным направлениям.

Прошел семинар на базе Махачкалинской средней школы №42. Почему выбрана именно эта школа? Об этом рассказала Зулгижат Абдулжелилова, начальник методического отдела УО в своем приветственном выступлении.

ФЛАГМАН ОБРАЗОВАНИЯ

– Приоритетным направлением работы управления образования являются выявление и развитие одаренных детей, – подчеркнула она, – 15 учеников школ города участвовали во всероссийском этапе конференци «Шаг в будущее», 14 заняли призовые места.

Многие побеждают в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Особенно много победителей среди учеников школы №42, у них, педагогов, есть, что вам показать, как именно удалось достичь столь высоких результатов.

В эти дни мы подводим итоги учебного года и можем сделать вывод, что столичное образование развивается, у него много достижений, побед благодаря вашему, учителя, плодотворному труду.

Столичное образование – это флагман Республики Дагестан. Мы с вами показываем пример для всех районов и городов республики.

В завершение своего выступления Зулгижат Абдулжелилова поблагодарила коллектив школы №42 за помощь в организации семинара и проинформировала о порядке его проведения.

Для работы в секциях были приглашены доктора и профессора ведущих вузов республики, которые должны помочь школьным педагогам готовить учеников к научно-практическим конференциям, олимпиадам и конкурсам.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Затем выступил директор школы №42 Тимур Саркаров. Поблагодарив всех собравшихся в актовом зале, он сразу же обозначил проблему: не все понимают, что же такое проект, у каждого свое представление и видение.

В стенах школы был проведен подобный семинар, с его результатами директор ознакомил учителей города. Его выступление так и называлось: «Формирование проектного мышления».

С проектной деятельностью мы встречаемся каждый день, но не всегда это осознаем. С чего начинается проект? Всегда с определенной идеи, что именно мы хотим сделать. А идея возникает из-за какой-то проблемы, которую необходимо решить.

Затем возникает тема экспертности. Каждый силен в определенной области и способен сформировать то, чего раньше не было, и люди не понимают, как же без этого раньше жили.

 

Нужно, чтобы ученики делали то, что им интересно, тогда и будет положительный результат.

 

Самая большая проблема возникает с формированием цели. Чего вы хотите добиться на самом деле? Наши цели понятны только нам. Чтобы поняли другие, нужно подробно расписать. Проект должен быть конкретным, измеримым, достижимым, реалистичным и иметь временные рамки.

Эти пункты должны быть обязательно учтены. Многие дети бросают свои проекты, потому что не учтены временные рамки, не обозначен срок исполнения задуманного. Стандартная практика везде – абсолютно все делается в последний день. Это неправильно.

При создании проекта необходимо, чтобы рядом были помощники, люди, на которых можно опереться. Все нужно делать в команде, причем у каждого должна быть своя роль. Например, координатор, который регулирует направления работы.

Нужен человек, рассчитывающий риски, учитывающий все возможные помехи и непредвиденные ситуации. Необходимы ресурсы, и не обязательно, чтобы это были финансы. Деньги – это важно, но не всегда. Самое лучшее, когда есть возможность найти единомышленников, которые помогут с ресурсами, техникой, помещениями.

Если не объяснять людям, что вы хотите сделать, проект не получится.

Завершив выступление, Тимур Саркаров ответил на вопросы, поступившие от слушателей.

СЕКЦИИ

Затем школьные педагоги разошлись по семи секциям по своему профилю: математики и информатики; русского языка и литературы; истории и обществознания; химии, биологии и географии; начальных классов; эстетического цикла; психологии и социальной педагогики.

О специфике подготовки конкурсных работ к научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции русского языка и литературы учителей проинформировал Артем Плохарский, преподаватель ДГУ, доцент кафедры.

Без гуманитарного образования невозможно никакое образование, – отметил он, – ни одна экономика мира не будет прогрессивной без гуманитарного фактора.

Сегодня, к сожалению, дети не любят читать, они собираются трудиться в сфере экономики. Но в первую очередь они должны быть гуманитарно развитыми людьми.

Затем Артем Плохарский перешел к обозначенной теме. Первое, что нужно сделать – вовремя представить работу, отправить ее на рецензию. Титульный лист, аннотация – обязательное начало проекта. Не нужно ничего усложнять, утяжелять, язык должен быть простым и доступным.

Работа делится на введение, основную часть и заключение. Многие работы «хромают» из-за того, что не указывается библиография, то есть список использованной литературы. Нельзя ссылаться на Википедию, это не научная энциклопедия.

Тема работы в большинстве случаев – выбор учителя. Вообще, очень сложно написать что-то новое, о чем еще никто не писал. Например, что неизведанного можно открыть о Шекспире, эта тема изучена и расписана. Но в этом случае нужно ссылаться на конкретные качественные материалы.

Нельзя забывать про объем работы: писать более 10 страниц. Любой тезис подкрепляется цитатами из использованного текста. Очень важно позаботиться о сопровождении выступления конкурсантов: желательно подготовить отрывки из фильмов. Необходимо соблюдать регламент – не более 7-8 минут. Были даны и другие наставления.

ИТОГИ

Чуть позже, по окончании семинара, Артем Плохарский дал ему оценку.

Я считаю, семинар был очень полезным, – сказал выступающий, – он посвящен проблеме подготовки к конкурсным работам по тем или иным предметам. Когда напрямую общаешься с учителями, когда конкретно рассказываешь, что представляет та или иная работа, из чего она состоит, на что ориентирована, то подготовить детей им гораздо легче.

Я считаю, темы работ должны быть четкими, потому что большую тему о жизни и творчестве писателя брать не нужно. Необходимо раскрывать проблемы литературоведческого характера.

Хотелось обратить внимание, что можно взять тему как широко исследованную, так и мало изученную. Учитель в данной ситуации должен быть путеводной звездой, которая приведет ребенка к положительному результату. Надеюсь, что литература и в дальнейшем будет учить и развивать человека.

А что же дал семинар самим учителям, что нового и полезного извлекли они для дальнейшей работы? Рассказывает Ирада Гамзабекова, учитель математики средней школы №18.

Семинар был полезен и интересен. Все было доступно и понятно. Особенно про выбор цели и направления работ. Я поняла, что дети сами должны выбрать тему для своего проекта. Обычно учителя предлагают тот или иной вариант, что зачастую ребенку неинтересно.

Нужно, чтобы ученики делали то, что им интересно, тогда и будет положительный результат.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале провели праздничные мероприятия в честь Дня России

Праздничные мероприятия прошли в Махачкале сегодня, в День России. В местах отдыха, в парках и скверах города были организованы...

Путин о Кажлаеве: «Он обогатил мировую культуру музыкальными традициями Дагестана»

Дагестанский композитор, дирижер, педагог Мурад Кажлаев обогатил мировую культуру музыкальными традициями Дагестана, заявил сегодня, 12 июня, президент России Владимир...

Салман Дадаев поздравил махачкалинцев с Днем России

Глава Махачкалы Салман Дадаев поздравил жителей города с Днем России — праздником, который, как отметил мэр, объединяет всех граждан...

Сергей Меликов поздравил дагестанцев с Днем России

Врио главы Дагестана Сергей Меликов поздравил жителей республики с Днем России. Он отметил, что этот праздник является символом национального...

Мэрия Махачкалы через суд вернула городу земельный участок на 600 кв. метров

Мэрия Махачкалы в судебном порядке вернула в собственность муниципалитета незаконно изъятый земельный участок площадью 600 кв. метров. На этом...

Информация о минировании аэропорта Махачкалы оказалась ложной

Информация о минировании аэропорта Махачкалы, из-за которой из здания эвакуировали людей, не подтвердилась, сообщили 11 июня в пресс-службе аэропорта. «Сообщение...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам