Последнее время с незавидным постоянством в средствах массовой информации мелькают сообщения об агрессивном поведении некоторых молодых людей. Причем зачастую события, иногда оканчивающиеся трагично, происходят на территории образовательных учреждений.
Школьники проносят оружие (нож, ружье) и вместо ответов у доски, написания контрольных, то есть, забыв о прямых обязанностях ученика, превращаются в малолетних преступников, применяя вооружение против своих же товарищей.
Почему они так себя ведут? Как предотвратить подобные ситуации? Об этом наша беседа с заведующим сектором культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи Маратом Байрамбековым.
Справка «МИ» : Марат Байрамбеков – доктор педагогических наук, окончил ДГУ в 1974 году, работал учителем в сельской школе, заведующим кабинетом ИЗО в Дагестанском институте усовершенствования учителей, с сентября 1990 года трудится в Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи.
Он разработал образовательные программы по дошкольному, общему, дополнительному и начальному профессиональному образованию по изучению декоративно-прикладного искусства Дагестана; научно-методические пособия по ознакомлению детей дошкольного и младшего школьного возраста с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Дагестана, которые успешно внедряются в образовательные организации республики.
Автор монографий и научно методических работ; имеет государственные награды: отличник народного просвещения РСФСР (1988 год), заслуженный работник культуры Республики Дагестан (1999год), отличник образования Республики Дагестан (2014 год), награжден Почетной грамотой Республики Дагестан (2009 год).
ЛИХИЕ 90-Е
– Марат Мирзоевич, каковы, на Ваш взгляд, истоки агрессивного поведения некоторой части современной молодежи?
– Я много размышлял над этим вопросом и пришел к следующему выводу. Все корни наших бед кроются в том времени, когда развалился Советский Союз, то есть в начале 1990-х годов.
Во многих частях жизни нашего общества произошли перемены, ведущие к его деградации. А как говорил Ленин, жить в обществе и быть свободным от него нельзя.
И все негативные явления, возникшие тогда и существующие поныне, транслируются на все аспекты существования, включая воспитание и формирование молодого человека. Я вообще называю всех родившихся в последние 30 лет потерянным поколением.
Случилось так, что дарованная свобода не принесла желанных результатов. Мы взяли у Запада не самое лучшее. Если помните, тогда, в 90-е, кто-то из западных руководителей сказал, что мы подключились не к их водопроводу, а к их канализации.
Воспитание, конечно, должно начинаться в семье. Сегодня же дети в большинстве случаев предоставлены себе, поскольку родители заняты на работе. Свои познания о жизни черпают из Интернета, а там чего только нет!
Все негативное, отрицательное хлынуло сюда, на нашу землю: жажда наживы, бездуховность, вседозволенность, криминал.
Раньше каждый наш шаг контролировало государство. Может, кому-то это и не нравилось… Но зато, выходя из дома, ты был уверен, что вернешься живым и невредимым. Хотя тогда не было сотовых телефонов, да и со стационарными была проблема.
Продукты выпускались качественными; человек был уверен, что всегда получит такое образование, какое захочет; что всегда найдет работу; получит от своей организации бесплатную квартиру; при болезни может рассчитывать на качественное бесплатное лечение.
Сегодня все происходит с точностью наоборот. И вы хотите быть оптимистами при такой жизни? Дерево срубили, и где его плоды?
Тогда же, в 90-е, подавалась такая статистика: на каждого жителя Земли приходится 15 тонн оружия. Естественно, время от времени оно дает о себе знать. Как у Чехова: если в первом акте пьесы ружье висит на стене, то в последнем оно непременно выстрелит.
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
– И все же что-то можно противопоставить негативным факторам, существует же такая практика, как воспитание?
– А Вы знаете, что в начале 90-х воспитание как составляющая образовательного процесса выпало из школьной программы. Его вернули только год назад.
И вообще, здесь ничего нового не придумаешь. Еще Ушинский сказал, что лучшее воспитание – народное. Где оно сегодня? Мне повезло – я его застал. В моем родном селе Куг Хивского района в почете был труд домашний: уход за скотиной, сенокос, огород.
Многие женщины ткали ковры, девочки с детства обучались этому мастерству. Встреча гостей, свадьбы, обычаи – все это работало на воспитание. Я учился в национальной школе. Сегодня в многонациональной России нет национальных школ. Преподавание, воспитание одинаково для всех – и народов Севера, и южных и т.д.
Как можно уважать чужую культуру, чужой язык, если не знаешь своего? Сегодня придумали новое слово – «толерантность», а это медицинский термин, обозначающий неспособность организма сопротивляться инородному телу, веществу, яду. Полная толерантность – это смерть.
Необходимо уважение через познание и восприятие собственного.
Воспитание, конечно, должно начинаться в семье. Сегодня же дети в большинстве случаев предоставлены себе, поскольку родители заняты на работе. Свои познания о жизни черпают из Интернета, а там чего только нет!
Я не против Интернета, компьютеров. Но, понимаете, этим нужно уметь пользоваться. Это как бы если вы пересели с автомобиля на самолет, которым не умеете управлять.
Дети играют во всевозможные не всегда полезные игры, с легкостью перенося их в жизнь. Их неокрепшая психика не может различить, где явь, а где все понарошку.
Сегодня еще возникла такая проблема – демографическая. Если раньше в семьях было по 5-8 детей, то сегодня 1-2, а некоторые вообще живут без них.
– Ну, времена тяжелые… Сложно воспитать и вырастить ребенка.
– Давайте время не трогать: оно всегда было тяжелым. Об этом можно судить хотя бы по произведениям классиков. Мы говорим о сегодняшнем дне. Помимо семьи, воспитанием занимается школа.
УЧИТЕЛЬ
– Так что же происходит в школе?
– Важным воспитательным моментом были общественные организации, куда вступали дети: октябрята, пионеры, комсомольцы. Сегодня есть волонтеры. Кто такие, чем занимаются? Непонятно.
Макаренко считал, что человек воспитывается в коллективе. Кстати, на творчестве Макаренко в Германии защищено более 300 диссертаций. У нас его работы не востребованы.
Если раньше родители прислушивались к замечаниям учителей, то сегодня они на стороне детей. Почему такое происходит? Учитель не имеет должного статуса – маленькая зарплата, отсутствие должного уважения в обществе.
А ведь еще Ленин говорил, что учитель должен стоять на такой высоте, на какой не стоял в буржуазном обществе. Этого нет до сих пор.
Некоторые развивающие предметы удалены из программы. А человеку необходима творческая ориентация: ИЗО, музыка, труд. Сухомлинский говорил, что от кончиков пальцев идут тончайшие нити, которые развивают мозг человека.
Не могу не затронуть такую тему, как ЕГЭ. Из-за него ученик не получает базового образования: упор делается только на те предметы, которые понадобятся при поступлении в вуз. Нужно восстановить выпускные экзамены в школе и прием в вуз, как раньше.
– Сегодня интенсивно развивается дополнительное образование. Может ли оно восполнить пробелы в творческом воспитании?
– Дополнительное образование – важный момент в духовном развитии, творчество делает человека благородным, развивает мозг, давая возможность осваивать другие науки.
Нужно побольше открывать Центров эстетического воспитания, привлекать школьников к освоению творческих профессий; необходимо вернуть малокомплектные школы; наладить диалог между педагогом и родителями; пересмотреть школьную систему образования.
Наталья БУЧЕНКО