Качество и доступность – приоритеты образования

На недавнем заседании Совета при Главе Дагестана по науке и образованию обсудили Концепцию развития образования в РД до 2030 года. Основные приоритеты – образование должно быть высокого качества, а его учреждения доступными для всех. О развитии системы дошкольного и общего образования в Махачкале мы побеседовали с врио заместителя главы города Эмилией Раджабовой.

Справка «МИ»: Эмилия Раджабова – медалистка, выпускница махачкалинской школы №9, окончила с отличием ДГУ, кандидат юридических наук. Работала в Центральном аппарате политической партии «Единая Россия», имеет опыт транслирования проектов «ЕР» на все этапы образования – от дошкольного до профессионального.

 

КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ

– Главная задача сегодня, – рассказывает Эмилия Шахабутиновна, – создать махачкалинским детям лучшие условия для учебы. Мы начали выяснять, насколько компетентны руководители образовательных учреждений столицы.

Решили провести завуалированные оценочные мероприятия: мы прекрасно понимаем, что значит статус директора школы, а тут им задают вопросы, помимо привычной ежегодной аттестации. Мы привлекли экспертов – финалистов конкурса «Лидеры России», которые имеют определенный опыт. Нужно было попытаться за три дня выявить сильные и слабые стороны наших руководителей.

Результат нас немного расстроил, а я для себя поняла, как мне работать дальше. Конечно, наша задача не в том, чтобы поменять руководство школ – в принципе, резерва нет. Решено было плавно двигаться к тому, чтобы сформировать резерв из работающих сегодня директоров, выявить наиболее сильных для того, чтобы создать сообщество, которое позволит наиболее слабым подтянуться, научиться ориентироваться на ведущих.

Два месяца спустя мы начали проектное образование: определили 7 команд из руководителей, каждая защищала свой проект. За этой работой наблюдал и глава города. Помню, как директора удивлялись, что Салман Дадаев столько времени и внимания уделяет проблемам образования, чего не делали предыдущие мэры города.

Вывод такой: у нас колоссальный пласт работы. Определенный ориентир дал глава города для того, чтобы следующие встречи по защите проектов были отточены, так как они все востребованы и не завязаны вокруг финансирования.

Мы уже разработали ряд проектов, касающихся трудных подростков, экологии, кадрового педагогического резерва. Нам было важно добиться понимания директорами задач, которые стоят перед ними, в каком направлении нужно двигаться.

Это все, что касается содержательной части образования, за что мы взялись сейчас.

 

ТРЕХСМЕНКА

– Как решаются проблемы школ, работающих в три смены? Строятся ли новые объекты образовательных учреждений?

– Полгода назад цифры были следующие: 9 городских школ работали в три смены, и порядка еще 36 были настолько перегружены, что тоже могли в любой момент перейти на трехсменку.

По семи школам из девяти мы нашли решение – были поданы заявки на строительство. Стали думать дальше, что можно сделать еще. Подняли кадастровые карты, провели аналитическую работу, откуда набирается определенный контингент учащихся в определенном районе. Понятно, что для возведения новых объектов нужны земельные участки.

 

Разве можно так все застраивать? А как проедет скорая или пожарная машина?

 

И тут пришла на помощь претензионно-судебная деятельность, которую ведет Правовое управление мэрии по поручению главы города. К тому моменту было отсужено порядка 200 га. Эти земли были тут же резервированы под строительство социальных объектов: школы, детские сады, поликлиники.

Но и здесь все не так просто. Существуют нормативы, и довольно непростые, для того, чтобы начинать строительство. Согласно нормативам, положено 2 га для школы и от 1 га – для детского сада.

Мы начали проводить дополнительную селекцию среди этих зарезервированных участков и поняли, что из наиболее необходимых нам локаций мы можем позволить себе только часть, на которую и стали готовить документы для строительства.

За полгода мы подготовили 12 заявок, это около 7 тысяч ученических мест. Еще 5 находятся на рассмотрении. Будет построен новый блок на 604 места в Ленинкенте при гимназии №35, в школе №6 поселка Новый Хушет тоже блок-пристройка на 604 места и т.д. Это автономные оборудованные новые корпуса.

Абсолютно автономный новый корпус школы у нас заложен в микрорайоне «Ветеран» на территории действующего интерната для детей-сирот им. Лизы Чайкиной. Там тоже была хорошая прилегающая территория, часть которой мы решили оставить для строительства корпуса интерната.

В лицеях №22 и №39 также будут возведены дополнительные блоки.

Строится школа на 502 ученических места в микрорайоне Загородный, школа на 1224 места в поселке Семендер, школа на 604 места – блок-пристройка к школе №27 в Махачкале, школа на 1 224 места в микрорайоне «Ипподром».

 

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

– Обсуждаете ли Вы планы строительства зданий образовательных учреждений с общественностью поселков? Например, жители поселка Семендер выражают обеспокоенность, что новая школа строится вдали от всех коммуникаций…

– На границе между поселком Семендер и селом Красноармейское возводится здание современной школы с двумя бассейнами. Генеральный подрядчик – Главное военно-строительное управление Минобороны РФ. Строительство ведется в срок, к подрядчику претензий нет. Сегодня там работает тяжелая техника, подводить коммуникации нет смысла. Конечно, в планах – строительство дороги, сооружение всех необходимых инженерных сетей жизнеобеспечения.

Планы по строительству нужно прорабатывать с населением. Но, к сожалению, с таким трудом отсуженные участки не всегда находятся в удобных для всех местах. Порядка 5 школ в городе имеют серьезные замечания от Роспотребнадзора, в том числе из-за переполненности классов. Одна из таких школ – №32 в Кяхулае. Я выезжала, встречалась с жителями. Своими глазами увидела, что каждый клочок земли застроен, законно или нет – неизвестно.

Мы решили этот вопрос, инцидент был исчерпан, но мы смотрим на перспективу. Понятно, что муниципальная власть должна создавать условия. Но что делать, если в этом учебном году прирост первоклашек составил 6 400 человек?

Причина – не только положительная демография, но и высокая внутренняя миграция. Недавно прошла перепись населения, где люди, проживающие в Махачкале, называли местом жительства свои села. Формально получалось, что в столице меньше жителей, чем фактически, а это совершенно другие средства на развитие города. Потому махачкалинские школы работают на износ.

Для меня показательной стала та поездка в Кяхулай. Разве можно так все застраивать? А как проедет скорая или пожарная машина? Но надо верить в лучшее и изыскивать все возможные методы для расширения сети образовательных учреждений.

 

ДЕТСКИЕ САДЫ

– А что делается для дошкольного образования?

– Сегодня очередь в детские дошкольные образовательные организации составляет 17,5 тысячи детишек. Необходимо расширять сеть этих учреждений, строить новые здания. 1 сентября был открыт новый детский сад в микрорайоне Ак-Гель.

На стадии ввода – детские сады в поселках Богатыревка, Сулак, по улице Небесной в МКР ДОСААФ. Подана заявка на строительство детского сада в поселке Семендер.

Хочу сказать еще об одной проблеме. Зачастую подрядчики не соблюдают элементарные нормы строительства и сдают объекты в некачественном состоянии. Руководителям приходится самим перекладывать плитку, менять сантехнику и т.д.

Перед строительством необходимо геологическое исследование земельного участка на предмет наличия грунтовых вод. Если это не делать, начинается подтопление подвалов. Например, сегодня в таком состоянии детский сад в микрорайоне ДОСААФ. Он еще строится, но имеет уже 40 замечаний от Роспотребнадзора.

Конечно, мы хотим, чтобы наши дети посещали достойные учреждения, где не будет прерываться образовательный процесс.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Сегодня много внимания уделяется системе дополнительного образования. Специалисты в этой области считают, что для успешного процесса необходимы отдельные здания центров.

– Пока сложно говорить о строительстве новых зданий: все зависит от финансирования. Мы планируем вернуть Дом пионеров, что на улице Дзержинского, открыли Кванториум в школе №61, после занятий ребята имеют возможность посещать кружки и секции в своих школах, а также уже существующие центры дополнительного образования.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы и муфтий Дагестана обсудили частичную мобилизацию

Глава Махачкалы Салман Дадаев 27 сентября встретился с муфтием Дагестана, шейхом Ахмадом-хаджи Абдулаевым. Основной темой встречи стала частичная мобилизация. «Шейх...

В Махачкале состоялась акция памяти жертв трагедии в Ижевске

Акция памяти жертв трагедии в ижевской школе состоялась в Махачкале 27 сентября. У скульптуры «Дети» в сквере имени Фазу Алиевой...

Салман Дадаев вручил квадрокоптеры женам военнослужащих

Глава Махачкалы Салман Дадаев накануне встретился с командующим Каспийской флотилией (КФл) – контр-адмиралом Александром Пешковым, а также с женами...

Делегация правительства РД осмотрела улицу Коркмасова

Делегация правительства Дагестана во главе с премьер-министром РД Абдулмуслимом Абдулмуслимовым 25 сентября в рамках празднования 165-летия со дня придания...

Мэрия добилась возврата еще одного земельного участка

Администрация Махачкалы добилась возврата в собственность города еще одного незаконно изъятого земельного участка. На этой территории планируется построить новый...

Главная задача – отстаивание интересов избирателей

Депутаты Махачкалинского городского Собрания приняли участие в мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня города Махачкалы. Масштабный праздничный концерт, посвященный 165-летию...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам