Объевшись рекламой

«Без нас никак», «Не хочет учиться? Поможем», «Избавим от долгов», «Девушка в оранжевом платье, жду вас ежедневно на пр. Акушинского», «Жена просит машину? Подари ей посудомоечную», «Я не выйду замуж без…», «Мебель на любой вкус», – читая слоганы на рекламных конструкциях в городе, понимаешь, что здесь есть люди, которые избавят махачкалинцев от всех проблем, включая… деньги. И спрятаться от этих навязчивых слоганов некуда – город, в котором почти все улицы постепенно превращаются в сплошные торговые объекты, линейно выстроенные друг за другом, а то и друг над другом, стирается под их натиском.

Причем реклама размещается не только на билбордах, светится с вывесок магазинов, мелькает на плазменных экранах – она едет с тобой в маршрутке в виде расклеек и баннеров, размещенных за спиной у водителей, а также в троллейбусах, боковые стороны которых также стилизованы рекламными изображениями.

 

ДЛЯ КОГО-ТО ДР-ДР

Изобилие рекламы, указывающей на развитую предпринимательскую жилку махачкалинцев, с одной стороны, не может не радовать. Люди находят разные формы реализации, осваивая привычные и новые формы. Однако желающим увидеть историко-архитектурный облик города, прочувствовать его атмосферу придется изрядно потрудиться, выискивая глазами выразительные черты города, которые с каждым годом с трудом поддаются идентификации. Наверное, потому, что предприимчивость горожан достигла апогея. И те, кто впервые побывал в Махачкале, могут получить неверное представление о том, что город живет лишь потребительскими мотивациями покупая коляски, очки, бытовую технику, генераторы, которые «для кого-то др-др, а на самом деле этот др-др дает свет» (Примерный текст рекламы. – Прим. авт.), продавая все и всем, между делом посещая медицинские заведения, пережевывая на ходу местные блюда и неместный фаст-фуд, и запивая все это кофе.

В поисках лиц, ответственных за визуальную гармонию архитектурного облика столицы с рекламными конструкциями, «МИ» обратились в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы. Начальник отдела генерального плана УАиГ Махмуд Абдулаев в своем комментарии сообщил, что «согласно Решению Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» №14-8 от 1.03.2017 «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций и правил размещения и содержания информационных конструкций в г. Махачкале» Управление торговли, предпринимательства и рекламы Администрации г. Махачкалы осуществляет единую городскую политику в области наружной рекламы, визуальной информации и художественного оформления города; обеспечивает формирование единого городского рекламно-информационного пространства; выдает разрешения на размещение средств наружной рекламы и информации; разрабатывает и ведет общегородской реестр средств наружной рекламы и информации, определяет перечень организаций, проводящих экспертизу и согласование средств наружной рекламы и информации и мест их размещения, оказывает полный объем услуг по оформлению, согласованию и выдаче разрешительной документации».

Таким образом, будь то рекламная вывеска или билборд, сити-форматы или афиши – любая конструкция имеет строгие ограничения при размещении, прописанные в Решении Собрания депутатов г. Махачкалы от 1 марта 2017 года №14-8. В документе описываются типы рекламных конструкций, предусмотренные для размещения в городе – на объектах городской инфраструктуры, на земельных участках, присоединяемые к объектам недвижимости, выполненные по индивидуальным проектам. Документ содержит также требования к рекламным конструкциям, и в этой части меня заинтересовал пункт 4.1.3., в котором прописано, что эти конструкции должны иметь маркировку с указанием владельца, номера его телефона и номера рекламного места. Маркировка должна размещаться под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств или тротуара.

Осматривая билборды по ул. Ярагского на предмет указанных сведений, выявить маркировку мне не удалось (либо я не в том месте их осматривала, либо эти билборды избавились от сведений, портящих общий демонстративный вид). Однако на самой улице реклама присутствует в достаточном количестве – в виде вывесок на многочисленных торговых объектах, видеоэкранах, за стеклом и вне стекол, баннеров на стеклах и глухих стенах фасадов, названий на крыше здания и даже макет симпатичного автомобильчика, стоящего на крыше торгового объекта неподалеку от главного корпуса ДГПУ, использован как рекламный объект. Фантазии рекламщиков, старающихся привлечь внимание посетителей, нет предела. Видимо, именно поэтому из-за чрезмерной увлеченности оригинальными элементами торговые объекты не привлекают, а вызывают чувство пресыщения, отпугивая взгляды прохожих и проезжающих.

 

СВОИ ОГРАНИЧЕНИЯ

Ознакомившись с параметрами рекламных конструкций, размещенных на рассматриваемой в рамках публикации улице Ярагского, нельзя сказать, что они не соблюдены или выходят за пределы допустимого. Так, рекламные конструкции малого формата, монтируемые на элементах остановочных павильонов, не превышают разрешенные параметры (1,2х1,8). В частности, на остановке, расположенной на углу Ярагского и И. Казака, в этом смысле все в рамках законности. Остальные остановочные места лишены специально оборудованных павильонов. Поэтому о рекламных объектах там и речи не идет. Сити-форматы – двусторонние рекламные конструкции малого формата, находящиеся на обочине тротуара возле «Визаж-холла» также не выходят за рамки формата от 1х1,5 до 2,5х3,5. Хотя, учитывая нехватку тротуаров в городе, возможно, было бы нелишне нормативно ограничить количество таких сити-форматов. Расположенные «рядком», они вызывают в лучшем случае чувство эстетического пресыщения, а в худшем – эффект «глазной мозоли».

Привычные махачкалинцам билборды – щитовые рекламные конструкции также имеют свои ограничения в параметрах. В соответствии с нормативным документом они должны состоять из фундамента, каркаса, опоры и информационного поля размером от 2х3м до 6х3м. Фундамент щита не должен выступать над уровнем земли. И казалось бы, в этом пункте должно быть прописано, какого размера изображения допустимы на щитах, с какой частотой они должны располагаться вдоль дороги и, наконец, какого размера шрифт допустим. Но этих параметров при беглом прочтении обнаружить не удалось. Зато в документе указано, что эксплуатация щитов на территориях общего пользования должна обеспечивать свободный проход пешеходов, а также запрещается установка рекламных конструкций на территориях, используемых для цветочного оформления города. Так, указывается, что после их установки ширина прохода для пешеходов и для осуществления механизированной уборки не должна составлять менее 2 метров, в этом смысле на ул. Ярагского щиты соответствуют нормативам.

Объективности ради скажем, что касаемо вывесок в документе указано, что высота букв текста вывески должна быть не менее 0, 15м, а высота самой вывески не должна превышать 0,50 м, за некоторыми исключениями. В случае если вывеска представляет собой объемные символы без использования подложки, высота вывески не должна превышать 0,75 м, говорится в документе. К тому же подсветка вывески должна иметь немерцающий приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений. При размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций индивидуальных предпринимателей указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии.

Соизмеряя вывески на зданиях ул. Ярагского с нормативами, можно прийти к выводу, что если высоту букв и яркость подсветки предприниматели стремятся размещать в рамках указанных критериев, то что касается расположения названий в один ряд, здесь решающим фактором выступает не норматив, указанный в Решении, а желание предпринимателей обозначить свой объект коммерции. Именно поэтому на некоторых зданиях названия располагаются на фасадах не в линейном ряду, а по отдельности над окнами каждого из коммерческих объектов, таким образом поэтажно обозначая, что и где находится. В частности, так оформлены фасады зданий на углу улиц И. Казака и Ярагского и далее.

К слову, дизайн-проект размещения вывески подлежит согласованию с УАиГ, говорится в документе, причем критериями оценки дизайн-проекта размещения вывески на соответствие внешнему архитектурному облику Махачкалы являются: обеспечение сохранности внешнего архитектурно-художественного облика города Махачкалы, соответствие местоположения и эстетических характеристик информационной конструкции (вывески) стилистике объекта, на котором она размещается и др.

 

ЖАЛОБЫ ЕСТЬ

Содержательная сторона рекламы (в том случае если она вызывает вопросы или оставляет неоднозначный осадок в душе) находится в ведении УФАС по РД. Пресс-секретарь Дагестанского УФАС России Аида Гаджиханова, комментируя вопрос «МИ» о том, насколько часто горожане обращаются с жалобами на рекламные слоганы, отмечает, что «обращения были, и представители антимонопольной службы также мониторят ситуацию вокруг рекламных билбордов по городу, вывесок, названий кафе, ресторанов и прочего». В частности, УФАС по РД выдавались предписания владельцам «Турецкой кухни №1», «Столовой №1», «Самый лучший».

Хозяевами заведений была проделана работа по устранению выявленных нарушений. «На заседаниях Общественного совета при УФАС по РД также рассматриваются вопросы о содержании рекламных слоганов. В частности, мы проработали вопрос о наружной рекламе магазина бытовой техники, вызвавшей неоднозначную реакцию среди населения: «Абьюзер – это тот, кто дарит тебе расческу вместо Дайсона». По нашей рекомендации владелец магазина вскоре эту рекламу демонтировал. Мы также проводили общественный опрос на сайте по поводу рекламы, выставленной Орловским мясокомбинатом, где демонстрировалась колбаса, одетая в костюм. Мнения опрошенных разделились. Большая часть проголосовала за то, что реклама вполне приемлема для восприятия. Меньшая – что эта реклама неэтична. Сейчас мы также прорабатываем вопрос содержания рекламных слоганов и видеосюжетов. Недавно был запущен видеоролик на ТВ, где сюжет с коучем оканчивается потасовкой. И на этом фоне человек рекламирует кофейню или что-то в этом роде. И люди высказались за то, что такая реклама показывает дагестанцев с негативной стороны», – отмечает Гаджиханова.

 

ЧТОБ БЫЛ СВОЙ ДИЗАЙН-КОД

Просматривая Решение Собрания депутатов от 1 марта 2017 года за №14-8, мне не удалось обнаружить критерии размещения баннеров на стенах фасадов. Однако на ул. Ярагского такая реклама расположена на глухой стене здания «Пассаж». И не только здесь, но и на стеклах торгового здания «Меркурий». На улице И. Казака также имеется внушительных размеров баннер, рекламирующий услуги клиники, который хорошо просматривается со стороны перекрестка ул. Ярагского. Подобные баннеры удачно компенсируют отсутствие ремонта на фасадах зданий, если таковые имеются. Однако законны ли они в таком формате, об этом могут говорить только специалисты.

Комментируя «МИ» расположение рекламных объектов в городе, замначальника Управления торговли, предпринимательства и наружной рекламы Омар Магомедов отмечает, что аукцион на схему размещения рекламных конструкций на 405 мест был проведен в 2018 году. Выигравшие в том году 4 конкурсанта ежегодно направляют в городской бюджет 40 млн 164 тыс.рублей. Схема размещения была разработана Управлением, которая, пройдя необходимую процедуру согласования, была оформлена в Постановления – по два на Кировский и Советский районы и одно Постановление – на Ленинский. Вывески, по словам Магомедова, размещают в соответствии с ФЗ «О рекламе» и Решением депутатов Собрания г. Махачкалы. «Размер, высота и ширина вывески, как и где она должна располагаться – все эти данные указаны в положении, и мы ими руководствуемся. Все, что не соответствует этому документу, подлежит демонтажу», – говорит собеседник «МИ».

Магомедов уточняет, что мероприятия по демонтажу проводятся дважды в неделю – во вторник и четверг: «В городе запрещено вывешивать баннеры, самоклейки, бегущие строки, так называемый «визуальный мусор». Махачкалинцы любят рекламировать свой товар, да так, чтобы реклама обходилась дешево. Поэтому практически все улицы приходится очищать от самоклеек. Нередко возникают трудности с поиском собственников баннеров, поэтому чаще всего снимаем баннеры за свои средства, но прежде, чем демонтировать, специалисты Управления направляют предписания владельцам на устранение нарушений, и только в случае неисполнения мы составляем протоколы и приступаем к демонтажу. Для этого нанимаем спецтехнику.

Прошло 4 месяца с начала года, в течение этого периода мы очистили несколько городских улиц от незаконной рекламы – ул. Булача, Мирзабекова, Батырая, Абдулхакима Исмаилова, в районе Медуниверситета. В ближайшее время эти мероприятия мы проведем на Аэропортовском шоссе на отрезке от въездного поста до ул. Каммаева».

– В опубликованном на сайте Управления Постановлении от 9 августа 2022 г. №471 указывается сумма, выделенная на затраты на проведение демонтажа незаконных рекламных конструкций. Сумма варьируется от 360 тысяч в 2021 году до 1млн 999 тысяч – в 2022 и 2023гг. С чем это связано?

– Учитывая, что затраты на один демонтаж могут обходиться в немалую сумму, средства в размере 360 тысяч – не вполне достаточны для того, чтобы устранить нарушения. Демонтажная фирма, выигравшая тендер, проводит необходимые работы под контролем нашего специалиста, при этом оплачивать приходится как спецтехнику по часам, так и работу монтажника.

– Почти круглый год в городе нередки сильные ветра. К тому же территория не лишена сейсмоугрозы. Насколько прочно установлены рекламные конструкции всех видов в городе, как часто проводятся проверки?

– В ходе объездов мы проверяем билборды, все технические моменты находятся под контролем Управления.

– В соответствии с нормативами вывески должны находиться на одной линии фасада. В Махачкале многие заведения находятся в одном здании, как часто приходится сталкиваться с неправильным размещением вывесок?

– Владельцы коммерческих объектов считают, что если создать броскую объемную вывеску, потенциальные клиенты поймут, что этот магазин лучше и товар у них качественнее. Но дело не в этом. Мы составляем протоколы, разговариваем с владельцами, чтобы размещали вывески по нормативам. Мы уведомили Управление архитектуры, чтобы на стадии согласования коммерческого проекта они требовали дизайн-проект вывесок, в котором руководитель коммерческого проекта изначально должен указать, где арендатору разрешено разместить вывеску. Это делается для того, чтобы в случае нарушения, мы могли потребовать у арендодателя, чтобы он представил на здание дизайн-проект. Тогда мы сможем обратиться с вопросом, почему он не проконтролировал размещение вывески. В Махачкале не так, как в Москве – одно жилое здание и на первом этаже – коммерческие помещения. У нас по 3-4 этажа бывают отданы под коммерцию, и люди там и тут вешают свои вывески.

– Вывески Махачкалы отличаются не только большим разнообразием в размещении, но и цветовой гаммой, шрифтами. Бросается в глаза и то, что многие из них на иностранном языке.

– В больших городах – Москве, Казани, Питере разработаны свои городские дизайн-коды. В этом документе четко указаны улица или квартал и прописаны размеры шрифтов, определены места для размещения вывесок и др. В Махачкале в ходе реконструкции улицы Коркмасова мы включили в концепцию эти моменты. В этом смысле улицу Коркмасова полностью поменяли. На других улицах этого пока нет. Но когда-нибудь мы придем к тому, что для Махачкалы будет разработан свой дизайн-код. То есть будут разработаны шрифты и цвета вывесок под типовые объекты. К примеру, если здание серое, то вывеска никак не может быть розовой. Для разработки дизайн-кода привлекаются специалисты. Это огромная командная работа, требующая определенных затрат, поэтому мы понимаем, что здесь и сейчас этого пока не произойдет.

– Возможно ли поместить наших предпринимателей в определенные рамки?

– Я считаю, это необходимо. А пока наши люди все делают по своему вкусу – главное, чтоб больших размеров было и ярко. Сегодня оно бросается в глаза, а завтра это начинает раздражать. Поэтому надо работать над сервисом своих заведений, а не над вывеской.

Лариса ДИБИРОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам