В связи с известными событиями в аэропорту Махачкалы в обществе с новой силой стали подниматься проблемы воспитания и образования как реальная профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.
Действительно, воспитанный и образованный человек не способен поддаться на провокации, никакие зарубежные голоса не смогут подвигнуть его на поступки, идущие вразрез с законом.
Так, на одном из совещаний в Управлении образования города директоров школ всех педагогов призвали усилить работу в школах по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Хороший опыт воспитательной работы накоплен в Махачкалинской школе №46 имени кавалера ордена Мужества Марата Молчанова.
Что влияет на формирование личности? Как правильно воспитать молодого человека? Об этом наш разговор с заместителем директора по воспитательной работе школы №46 Аминой Иманшапиевой.
Наша справка. Амина Иманшапиева окончила Махачкалинскую гимназию №38, затем исторический факультет Дагестанского государственного университета.
Работала старшим преподавателем кафедры истории ДГУ, преподавала этот предмет в Махачкалинской школе №60, где стала руководителем профсоюзной организации, с лета 2022 года работает в школе №46.
МНОГО «БУМАЖНОЙ РАБОТЫ»
– Амина Гаджиевна, что мешает полноценной воспитательной работе в школе?
– В основном приходится отвлекаться на «бумажную работу». Сейчас объясню. Заместителю директора по воспитательной работе приходит много инструкций, отвлекающих от основного занятия – воспитания.
Мы не знаем детей изнутри, отрываемся от их интересов, не знаем, что они хотят. У нас дети – материал, из которого мы должны что-то слепить, а учитель – то самое орудие, которое направлено на эту работу.
Главное – с детьми нужно разговаривать, стараться проводить мероприятия таким образом, чтобы им не было скучно. Я стараюсь в доступной форме говорить с детьми на тему религии, политики.
У примеру, на мероприятии, посвященном Дню народного единства, мы говорили вначале о том, какие понятия символизируют цвета флага. Это было интересно.
Административный аппарат учебного заведения не должен функционировать в отрыве от детей. В нашей школе обучается 1300 человек. Могу сказать, что я знаю поименно больше половины всех школьников.
СЕМЬЯ И ШКОЛА
– Личность формируется под влиянием всего, что происходит в обществе. Но традиционно считается, что главные воспитатели – это прежде всего семья и школа.
– Я, как мать, психолог, педагог, прекрасно понимаю, что происходит в семьях. Большую часть своей жизни мы работаем, домой приходим эмоционально выгоревшими. А дома необходимо выполнять свои семейные обязанности, и они отнимают немало времени.
С детьми некогда разговаривать, не хватает правильного общения, верно подобранных слов. И частица пустоты, которая образуется у них внутри, начинает быстро заполняться ненужными элементами извне.
Сегодня дети очень закрытые, они поголовно увлечены гаджетами. А в интернете есть ответы на все вопросы, а верные они или нет? У ребят еще не развито аналитическое мышление, они не могут правильно анализировать информацию и формировать свое мнение. Этому их нужно учить.
Что касается школы, то здесь я начинаю новый учебный год с составления плана воспитательной работы. Я разделяю ее по вертикали, стараюсь сделать разнообразной, чтобы дети не делали одно и то же, становясь похожими друг на друга, как под копирку.
Я предоставляю каждому возможность проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность.
Кто-то практикует военно-патриотическое воспитание: проводятся классные часы, мероприятия, идет работа на эту тему.
Другая вертикаль у меня занимается трудовым воспитанием, третья – духовным и т.д.
Я считаю, что общество не должно быть однородным, ему нужны ученые, музыканты, политики, военные – все нужны! Нельзя загонять людей в жесткие рамки.
– Считаете ли Вы возможным использовать наказание в процессе воспитания?
– Нет, не считаю, что это необходимо. Но если человека не остановить вовремя, то возможны негативные последствия. Нужно прорабатывать, говорить о последствиях тех или иных поступков, объяснять, общаться.
У нас мало общения, эту пустоту нужно заполнять. Общение дарит возможность ближе узнать друг друга, наладить дружеские отношения. В школе как оно получается? Дети чувствуют себя коллегами, а в неформальной обстановке становятся друзьями.
Вот недавно мы с ребятами ездили в Ставрополь на Окружной слет СКФО «Движения первых», это новое общероссийское общественно-государственное движение, где дети знакомятся, дружат, продолжая инициативы советских пионеров.
Наши ребята увидели, как живут люди за пределами Дагестана, чем занимаются, чем интересны. Нашли новых друзей. Через узнавание других – к дружбе и взаимопониманию.
Можно просто пойти в парк, покормить живущих там кошек. Это воспитывает милосердие к животным и еще больше сплачивает коллектив.
Постоянно приходят приглашения на выставку, в театр. Я говорю, надо пойти. Классным руководителям я советую: классный час должен проходить в форме урока-беседы, живого общения.
У нас есть 8-й класс росгвардейский, созданный именно для целей военно-патриотического воспитания, который курируют сотрудники Каспийской базы СОБР «Ястреб-Каспий». Они приходят раз в неделю, проводят строевую подготовку, беседуют с ребятами.
Нам предоставили муляжи оружия, которые школьники учатся собирать, разбирать, постигают военное искусство. Главное, ребятам это все нравится. Когда приходят военнослужащие, в рядах старшеклассников возникает воодушевление. Им тоже интересно.
КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА МУЖЕСТВА
– Ваша школа названа в честь кавалера ордена Мужества Марата Молчанова. Расскажите немного о нем.
– Марат – выпускник нашей школы, погибший в Чечне в 2000 году. Во время прохождения армейской службы был направлен в горячую точку – Аргунское ущелье. При столкновении с боевиками подорвался на мине-ловушке, спасая товарищей.
Его классный руководитель – Галина Алибековна Магомедова, она прекрасно помнит все, что связано с Маратом. Ежегодно мы проводим мероприятие, посвященное его памяти. О последнем я немного расскажу.
Мы оформили его, как маленький спектакль о его жизни: как мама привела ребенка в школу, как он учился, с кем дружил… Получилось очень трогательно. В зале сидели взрослые люди, школьники. У всех на глазах были слезы.
Такие мероприятия сами по себе имеют воспитательное значение. Дети ко мне подходили, спрашивали, когда еще проведем подобное.
Недавно тоже была очень трогательная встреча: вручение ордена Мужества родителям погибшего на СВО военнослужащего Руслана Удаева.
В марте этого года он был направлен в район специальной военной операции. Задачей его подразделения были охрана и оборона военного аэродрома, расположенного неподалеку от города Бердянска Запорожской области.
Однако взвод попал под вражеский ракетный удар, Руслан получил ранение и, к сожалению, скончался… Самое интересное, что Руслан был одноклассником Марата, они даже дружили.
Сегодня в фойе школы на стене висит большой портрет Руслана, чуть ниже – расположены буклеты с рассказами о подвигах наших бойцов с их фотографиями. Дань уважения к их памяти – момент, который трогает душу и имеет огромное воспитательное значение.
– Во дворе школы вдоль правого корпуса создана Аллея памяти. Кому принадлежит идея ее открытия?
– Открытие Аллеи памяти инициировала директор нашей школы Патимат Абдурахмановна Шугаибова. Как-то пришли к нам наши друзья из отряда СОБР «Ястреб-Каспий» с печальной вестью о погибших в СВО товарищах.
И Патимат Абдурахмановна предложила в память о них посадить деревья с прикрепленными портретами воинов. Росгвардейцы предоставили портреты, школьники посадили деревья.
Мы не ограничиваемся воспитательной работой только в школе, сотрудничаем со всеми заинтересованными структурами.
Приглашаем для бесед со школьниками сотрудников органов опеки и попечительства, администрации города, работников комиссии по делам несовершеннолетних, общественных и религиозных организаций и т.д.
В работе по воспитанию личности не бывает мелочей, все имеет значение.
Наталья БУЧЕНКО