…День 27 июля 1941 года выдался жарким. В селении Хунзах Хунзахского района Дагестана провожали на фронт бойцов защищать Родину. Женщины кутались в платки, утирая их уголками слезы, мужчины старались держаться, как и положено воинам, сурово и непреклонно.
50 добровольцев ушли в тот день на войну, домой вернулись только 10. Был среди них и Магомед Батиров, ставший впоследствии национальным героем Югославии.
Его дочь, Залму Батирова, народный поэт Дагестана, признается, что первое свое стихотворение она написала в день, когда отец возвратился с фронта домой.
– Когда он уходил, я не помню, – говорит она, – мне было только 3 месяца. Многое рассказываю со слов мамы. А вот его возвращение, это было такое счастье! Я уже училась в школе, в 7-м классе, отец вернулся, когда закончилась война. Невероятная, наполненная событиями жизнь, достойная самого великого уважения и, конечно, поэм…
Она и писала поэмы, вдохновленная его подвигами, и все ее творчество пронизано чувством патриотизма, любви к Родине, к родному горному краю.
А боевой путь Магомеда Саадулаевича – это особая тема, возможность сохранить память и уважение ко всем воинам, бойцам прошлого и настоящего.
ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ
– Мой отец окончил военно-пехотное училище в Буйнакске и отправился на фронт, – рассказывает Залму Магомедовна. – Первый бой принял в городе Батайске. У немцев была цель – захватить Ростов-на Дону, мешал только Батайск.
Мощная армейская группировка фашистов изо всех сил билась с противостоящими силами Красной Армии. Гитлеровцы прекрасно понимали, что, захватив Ростов-на Дону, смогут уже двигаться на Кавказ.
В тяжелых боях за Батайск Магомед Саадулаевич был ранен, попал в госпиталь. На этот раз, благодаря мужеству и профессионализму врачей, смерть обошла его стороной.
Но не мог коммунист Батиров оставаться в госпитале, зная, что товарищи там, где кипит бой. С незажившей еще раной от осколка немецкой мины он кинулся догонять свой полк.
И успел – в самый котел битвы на Мамаевом кургане. Сталинград сражался изо всех сил. Многие дома были разрушены, в них засели немецкие пулеметчики, которые ливнем огня косили наших солдат.
Освободить захваченные немцами дома было поручено командиру взвода лейтенанту Батирову. Кровопролитные жестокие схватки разгорались в каждом доме, на каждом этаже. Дома переходили из рук в руки…
Наконец, удалось освободить целую улицу. За этот подвиг Магомед Саадулаевич был награжден орденом Красной Звезды.
…200 дней и ночей длилась битва за Сталинград. Не уберегла его судьба от ранений: три раза ударила в грудь немецкая пуля. Он был без сознания, когда товарищи доставили его в лазарет.
КОНЦЛАГЕРЬ
Но тут случилось непредвиденное: в медсанбат ворвались немцы. Без всякой жалости стали палить из автоматов по раненым и врачам. Оставшихся в живых раненых красноармейцев бросили в сарай на холодную мерзлую землю.
Потом погрузили в ледяные вагоны, и помчался поезд в неизвестность. Тяжелораненый Батиров долго вспоминал потом молодого бойца Ивана Зольникова, который не позволил ему умереть: ухаживал за ним, как за родным отцом.
Но вот конец пути. Поезд остановился. Что это? Чужая страна – Польша, а в ней концлагерь, куда и повели под прикладами военнопленных.
Два месяца в аду, под свист и крики конвоиров, под лай собак выживали наши воины в плену. Умереть не давала мысль о Родине, о родном доме.
Знали, были уверены в том, что увидят любимые лица, ступят на родную землю…
Побег готовили долго и тщательно. И вот весной 1943 года Магомед Батиров, Александр Юдин, Иван Домрачев, Николай Соколов и Григорий Афанасенко совершили побег из плена.
Убили охранявших их конвоиров, забрав оружие, и пробравшись в Грецию, стали разыскивать партизан.
«РУССКАЯ РОТА»
Местные крестьяне помогли беглецам: отвели в лес к партизанам. Кого здесь только не было! Всех достали фашисты: греки, русские, поляки, сербы. Много было тех, кому удалось бежать из плена.
Много славных дел у них – громили склады, взрывали мосты, уничтожали полицейские участки. Отряд партизан решили назвать «Русской ротой», командиром ее стал Магомед Батиров.
В течение одного только месяца – июня рота очистила от врага крупные населенные пункты – села Капрос, Кокинай, Вурла, Варкирию.
Освободила и вывела в безопасное место большую группу осажденных на горе Круша. За этот подвиг греческое командование вынесло особую благодарность бойцам «Русской роты».
Получилось так, что вскоре бойцы роты перешли границу Югославии, где шли ожесточенные бои. Отряд постоянно пополнялся сбежавшими из плена воинами. Рота присоединилась ко Второй ударной Македонской бригаде Югославской Народной Армии.
Воевали, не щадя жизни, и вскоре «Русская рота» увеличилась в три раза и была преобразована в «Русский батальон». По просьбе ее бойцов батальону было присвоено имя маршала Советского Союза Константина Рокоссовского.
В конце июня 1944 года Магомед Саадулаевич снова был ранен. Фашисты как-то прознали об этом и объявили охоту на него. Но врач – гречанка Киртостанос умудрилась перевезти раненого в горы, там спустила по канату в пещеру, где его и лечила.
Когда он выздоровел, то его назначили военным инструктором 9-й бригады Югославской Народной Армии. Но даже в день своего назначения Магомед Саадулаевич повел партизан на освобождение города Весина, где в тюрьме ждали своей казни 170 политзаключенных. И город освободили, и узников выпустили на свободу.
ДОМОЙ!
Но вот, наконец, долгожданная победа. Сердце рвется домой, в Дагестан. Желание увидеть семью сметает все преграды. Но… друзья-югославы советуют не торопиться. Знают они, каково отношение в Советском Союзе к узникам концлагерей.
И что? На родине бойцов героической «Русской роты» вместе с командиром отвели в комендатуру и разоружили. Забрали документы, сначала поместили в свинарник, потом отправили в фильтрационный лагерь.
В лагере после прохождения комиссии Магомеда Саадулаевича и его друга Ивана Домрачева отправили на Дальний Восток воевать с японцами.
Когда же закончилась и эта война, его назначили комендантом лагеря для японских военнопленных. Но и эти тяжкие дни позади, на поезд и домой!
И опять проблемы: Иван Домрачев был тяжело ранен. Магомед Саадулаевич сходит с поезда в Ростове-на Дону и устраивает друга в госпиталь.
Перед прощанием Иван попросил его позаботиться о своей семье. Тогда командир «Русского отряда» едет на Украину, забирает с собой жену Ивана Полину и ее двух дочек и с ними вместе возвращается, наконец, в родной Хунзах.
К сожалению, Иван вскоре умер, а его жена и дочки были приняты как родные в новой аварской семье.
Шел уже 1948 год, когда Магомед Саадулаевич демобилизовался из армии. Но еще целых 18 лет партийные власти вменяли ему в вину и плен, и то, что сражался в рядах югославской армии…
– А через 18 лет после окончания войны правительство Югославии официально обратилось к руководству СССР найти и вручить отцу высшую военную награду своей страны, – завершает свой рассказ Залму Магомедовна. – В 1963 году его вызвали в Москву и в Кремле в присутствии посла Югославии вручили высшую военную награду героя Югославии – золотой орден «За храбрость».
… Такие вот дела. По-прежнему главной темой творчества Залму Магомедовны остается военная. И сегодня, когда наши ребята сражаются на Украине, защищая мир от новоявленного фашизма, она не остается в стороне. Недавно была опубликована ее поэма «Последнее письмо с фронта», посвященная героям СВО.
А побывавшие в зоне военных действий рассказывают, как в редкие минуты отдыха бойцы напевают песню на ее стихи, где есть такая строчка: «Мы возвратимся стаей журавлиной»…
Наталья БУЧЕНКО