Так мог уверенно сказать вернувшемуся из школы ребенку практически каждый родитель еще до середины прошлого учебного года. Успеваемость детей была как на ладони, а вернее, на экране телефона. Ведь цифровые дневники оповещали родителей об отметках детей, лишив современных школьников возможности затереть оценку подручными средствами в дневнике. Утратив же доступ к приложению, родители остались в неведении. Следуя старой доброй традиции, по вечерам приходилось требовать: «Неси дневник!»
Долго горевать не пришлось. На смену Дневник.ру пришло «Электронное образование Дагестана» (ЭОД). В столичном регионе система МЭШ уже реализована и прижилась. У нас нововведение делает первые шаги. Но, как говорится, никто не обещал, что будет все и сразу. Говоря о региональной системе на августовской конференции работников образования РД, руководитель профильного министерства Яхья Бучаев вскользь упомянул о дискуссиях вокруг нововведения. Из явных плюсов системы, по его словам, для родителей – быть в курсе успеваемости детей. Что важно – наличие всех необходимых учебников с 1 по 11-й классы действующего федерального перечня учебников в соответствии с ФГОС. Педагогам же ЭОД позволит обеспечить доступ к качественному образовательному контенту и поможет в составлении всей необходимой отчетности.
4 сентября на пресс-конференции, посвященной вопросам образования, Бучаев вернулся к теме «ЭОД». Ресурс бесплатный и представлен во всем своем функционале как в мобильной, так и десктопной версии. Система не требует постоянной связи с Интернетом. Вносить данные можно в любое время. Как только связь появляется, они передаются через витрину данных в Федеральную государственную информационную систему.
Прежняя платформа была платной. МЭШ – более современная, безопасная и, что главное, бесплатная платформа. Министр не исключил, что информационные всплески могут быть спровоцированы в том числе теми, кто теряет заработок от платной подписки. Но не все так однозначно. Еще одна причина – возрастная категория педагогов, привыкшая к другому укладу. Однако в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными Минсоцздравразвитием РФ в 2010 году, и профессиональным стандартом, принятым Минтрудом РФ, учитель-педагог должен владеть компетенциями в сфере информационных технологий.
По словам заммэра Махачкалы – и.о. начальника Управления образования Эмилии Раджабовой, 73 школы города уже подключены к информсистеме «ЭОД», более 250 специалистов, прошедших обучение на базе Дагестанского института развития образования, назначены администраторами. Теоретически плюсы налицо. Другое дело, с чем приходится сталкиваться педагогам на местах. Ведь именно им надо «перезагрузиться» и включиться в работу.
Педагог одной из московских школ, где МЭШ работает вполне успешно, сообщила мне, что все новое всегда дается трудно: «Сначала тоже все не понимали. Но постепенно вникли. Когда начинаешь понимать – другое дело». Здесь же, в республике, педагоги предпочитают отвечать уклончиво: «учителям пожилого возраста сложно вникнуть», «система долго грузит» и т.д.
Директор школы №18 Салим Абдулкадыров настроен оптимистично: «Два администратора – в старшей и один – в начальной школе совместно с замдиректорами по информтехнологиям поэтапно вводят ЭОД в школе. С введением системы отпадает необходимость в бумажных журналах. Все данные будут размещены в электронном формате. На этой неделе мы завершаем загрузку расписания и данных по нагрузке учителей. Конечно, во многих школах возрастной контингент педагогов, поэтому сразу включиться в работу им сложно. Но процесс идет. Каждые несколько лет обновляются отдельные учебники, а это огромные расходы на их приобретение, внедрение электронной школы позволит экономить бюджетные средства. Родители и дети смогут найти все необходимое на этой платформе». По его словам, школы оснащены учебниками регионального компонента, а это огромный плюс.
Процесс цифровизации постепенно охватывает все сферы жизни. Поэтому фраза «отдай планшет, садись за учебник», возможно, уйдет в прошлое. За ненадобностью.
Лариса ДИБИРОВА