Сегодня в Кумыкском театре пройдет торжественное собрание, посвященное Дню учителя. Для участия в нем приглашены и ветераны педагогического труда. Лучшие учителя столичных школ будут награждены в день своего профессионального праздника.
Сценарий торжества построен так, чтобы основной акцент направить на личность педагога. Сосредоточил все свое внимание на благородном образе учителя и начальник Управления образования г. Махачкалы, доктор наук, профессор, известный ученый в области хранения и переработки пищевых продуктов Магомедмирза Гамзаевич МАГОМЕДОВ.
— Более десяти тысяч учителей в педагогическом коллективе города. Среди них очень много достойных самого высокого звания и самой высокой награды профессионалов.
— Где же им быть, как не в столице…
— Действительно. И уровень праздника тоже должен соответствовать статусу нашего города. Мы хотим провести этот день очень красиво. Видеобращение Главы города к педагогам – свидетельство пристального внимания Саида Джапаровича Амирова к работе педагогов.
— Естественно, чтобы изменить общество, прежде всего, надо изменить образ мышления, а это и есть прерогатива образования.
— Система образования была определена среди приоритетных направлений деятельности Администрации города со дня прихода в нее Саида Джапаровича.
— Вы, Магомедмирза Гамзаевич, находясь три с половиной года на этой должности, придерживаетесь приоритетов и тенденций, выбранных с самого начала?
— В день моего назначения как напутствие Глава города сказал мне такие слова: «Мы должны параллельно с обучением вести работу по воспитанию. Чтобы для современного города в будущем был подготовлен воспитанный гражданин». И когда я начал работать, с каждым днем убеждался, что это не просто слова, это убеждение Главы нашего города, его подход к системе образования. С какой бы просьбой в отношении городского образования, коллектива или отдельного работника ни обращались, не было случая, чтобы он не выслушал и не оказал содействие. Мы нередко получаем письма, звонки от родителей с замечаниями. Они говорят: «Мы об этом поставим в известность Саида Джапаровича», подтверждая этим веру жителей в команду Администрации и в ее руководителя.
— Это Вы уже посвящаете в особенности образования в городе Махачкале?
— Продемонстрирую специфику системы образования примерами. Год назад, когда изменился статус города, все наши сельские и поселковые школы оказались городскими. Где раньше наполняемость была 20 учащихся, теперь уже 25 – как в городских школах. Все работники сельских образовательных учреждений получали 25 учеников надбавки к своей зарплате. Хотя школы стали называться городскими, социальные условия остались прежними. Администрация с городским Собранием приняли совместное постановление, чтобы не нарушать закон и сохранить 25 % надбавки нашим учителям, создали транспортный фонд. В него поступают средства, и каждый учитель получает из фонда 25 процентов надбавки. Таким образом, их интересы не были ущемлены, педагог остался защищенным.
Еще один пример такого характера. Раньше у нас было много общественных организаций, занимающихся воспитанием детей.
— В некоторых школах действует пионерская организация. А какие еще объединения есть в Махачкале?
— Сейчас почти в каждой школе функционирует такая общественная организация, как «Юная Махачкала». Работают родительские комитеты и попечительские советы, другие общественные организации. Но самым многочисленным и действенным остается профсоюз со своим громадным опытом. Если профсоюзы лидируют в общественной активности, разве можно их не поддержать? Все руководители профсоюзных организаций школ получают надбавки к зарплате из бюджета города. Таким образом, они оказались заинтересованными в своих делах. И моральная сторона не менее важна: профсоюзные деятели чувствуют, что городу их труд нужен. У нас много учителей, имеющих звания «Заслуженный учитель», «Почетный работник образования. Раньше они ничего не получали. Вышло распоряжение С.Д.Амирова о выплате 10-процентной надбавки к зарплате. Заслуга должна быть подкреплена материально. При нынешнем уровне зароаботной платы для учителей такая материальная поддержка стимулирует хорошую работу: идти в ногу со временем, внедрять современные технологии обучения и воспитания детей.
— Поставить себя на место другого и посмотреть на себя со стороны — способности, позволяющие усовершенствовать не только отдельную личность, но и целую систему.
— «Посмотрел со стороны» на наши школы, когда ходил по ним недавно с двумя московскими комиссиями. Заинтересовались проверяющие из Москвы стендами «Юная Махачкала»: что за общественная организация? Но еще больше были удивлены, когда у входа в школу человек в специальной форме спросил: «Кто вы?». Хотя меня и знали, их долг, как у часового, спросить. Москвичи попросили всю информацию о нашей охранной службе и обещали опубликовать в центральных журналах, чтобы наш педагогический опыт был распространен в других областях.
— Провинция тоже может поставлять идеи в столицу… И не только идеи.
— Конечно. Кто может назвать еще один город России, где стоит мемориал представителям русской интеллигенции, символом которой стал образ учительницы? Там, может, хорошо смотрелся инженер или еще какой-нибудь представитель русской интеллигенции… Все-таки ближе сердцу оказался образ учительницы, потому что это великий труженик, тот, кто строит наше будущее. Так интегрально проявляется отношение Администрации к самой системе образования.
— Магомедмирза Гамзаевич, на августовской конференции Вы предложили проводить День знаний у памятника русской учительнице. Это будет со следующего года?
— Не только День знаний… Мы будем этот мощный воспитывающий фактор использовать ежедневно.
— Уже функционирует музей, наверно, и на его базе будут проходить занятия?
— Мы сейчас составляем календарь работы, которую будем проводить в течение года, привлекая все образовательные учреждения города. Потенциал памятника будем использовать в деле воспитания патриотизма, дружбы между народами, уважения к педагогическому труду.
— И эта форма работы тоже войдет в специфику системы образования нашего города, в ее позитивную часть. Но есть и такие особенности в нашем городе, которые не особенно благоприятно отражаются на работе педагогических коллективов, например, не хватает школ.
— Да, конечно, бурный рост численности города создает определенную напряженность в социальной сфере. У нас в среднем наполняемость образовательных учреждений 147-150 процентов. Такие школы, где обучается 2500-2700 учащихся в две смены, в России надо еще поискать. У нас есть около десяти школ, где обучаются более 2500 детей. Появились целые микрорайоны в городе, где вообще общеобразовательных учреждений нет. Президент РД Муху Алиев на встрече с активом города в числе проблемных приоритетных задач назвал и систему образования. Были названы цифры, которых надо достичь, чтобы удовлетворить потребности населения столицы сегодня. Необходимо построить минимум десять школ с охватом в среднем около двух тысяч детей и столько же дошкольных учреждений на 200 детей.
— Республика тоже будет помогать?
— И город, и республика будут строить. Мы буквально недавно представили в министерство сведения, необходимые для проектирования и планирования новых образовательных учреждений. До 2008 года будет запланировано 15, а потом начнется их строительство.
— А для того чтобы все знали, что делается в этой области, создано новое издание «Дагестанская школа». У Управления образования не один печатный орган?
— Четыре страницы в «Дагестанской школе» готовим мы. Специальным совместным постановлением Администрации и городского Собрания создано приложение к газете «Орленок Дагестана» — «Юная Махачкала». Мы имеем возможность обратить внимание педагогов всей республики на нашу работу.
Ко Дню учителя мы подготовили специальный номер газеты, где опубликован и доклад августовской конференции.
— В начале этого учебного года Президентом РФ В.Путиным подписан документ о новых стандартах в системе образования. Следует ли из него отказ от регионального компонента?
— Региональный компонент в обучении сохранился, это одна из особенностей дагестанской системы образования. Наш менталитет, наше чувство патриотизма, национальная специфика, особенности, привязанность к своей культуре, к своим традициям, к своему началу вызывают стремление говорить на родном языке, знать обычаи своих предков, сохраняя этим свое культурное достояние. Это внутренняя потребность наших народов, и идти, вопреки этому желанию, бесполезно. И поэтому в школах преподаются предметы «Культура и традиции народов Дагестана», «Дагестанская литература», изучаются родные языки. Эти дисциплины преподаются во всех образовательных учреждениях города. Одна из составляющих регионального компонента учебного плана – обучение детей на двух языках – на русском и на родном.
— Вот эти красочные книги, что на Вашем рабочем столе, видимо, из серии новых учебных пособий по родным языкам?
— Это картинные атласы-словари. Они составлены на трех языках – родном, иностранном и русском. «Натур-атласы», «Анатомические атласы-словари» позволяют ребенку запомнить названия частей тела, представителей фауны и флоры одновременно на родном, английском и русском языках. Такие атласы вышли на всех дагестанских языках. Мы хотим сейчас их распространить по школам Махачкалы. Мы хотим выйти и на большое экологическое воспитание. Вот слово «инсан», обозначает «человек» в дагестанских языках. Теперь обратите внимание на дагестанскую методику обучения и воспитания – сначала внушается уважительное отношение к своей личности, через это уважительное отношение — к другой личности, через личность – ко всей семье, своему тухуму, своему селу, району, республике и всему обществу. Когда стоит выбор , как поступить, дагестанец не может не считаться с чувством ответственности перед своим родом, родиной, страной.
— Магомедмирза Гамзаевич, мы все знаем, что Вы — человек творческого мышления и порой допускаете смелые мысли. Есть наверняка в запасе еще задумки?
— Есть один секрет, которым я еще не делился даже с педагогами. Как человеку, близкому к биологии, мне кажется, одним из приоритетных направлений в воспитании становится бережное, уважительное отношение к окружающей среде, природе. Мы привыкли, что экология — это лес, трава, природа. Но экология – это все, что вокруг нас. Это то, что мы едим, чем дышим, во что одеваемся. Мы должны убедить в этом детей. Но одними лекциями не обойтись. Если каждый из нас перестанет сорить, то не будет в городе мусора. Мы хотим, чтобы город был чистым, экологически благополучным. Среди администраторов ученых-экологов очень много обсуждается, как решить эту проблему. В воспитании мышления здорового образа жизни мощную роль будет играть новая общественная организация экологической направленности. Своеобразный экологический патруль будет стоять на страже чистоты в городе. В создании его будут участвовать и городская станция юных натуралистов, и клуб «Алые паруса».
У нас будет возможность разнообразить общественное движение, мы над этим думаем…
— Это может быть морской патруль, лесной, степной, парковый, в зависимости от того, какой участок будет контролироваться юными членами экологической службы. Во всех школах города будет создана эта организация?
— Это будет массовая общественная структура. Может, чем-то поможем нашему САХу, жителям нашего города. Если ко взрослому человеку, бросившему окурок, подойдет школьник, сделает замечание или молча подберет его, думаю, это разбудит совесть и запомнится надолго. Совершая конкретные дела, мы будем воспитывать и нового гражданина для города.
Празднование 150-летия Махачкалы тоже стало мощнейшим фактором в воспитании детей. Ни один педагог, ни один ученик не останется в стороне от массовых мероприятий, которые уже проходят в образовательных учреждениях. Сегодня хорошо, завтра должно быть еще лучше.