Выставку можно считать открытием для непосвященных. Под «открытием» подразумевается глубина идеи автора, которая, как выяснилось, лежит на поверхности материальных вещей. Казалось, что, прикоснувшись к поверхности шероховатого каменного круга — основы, можно отделить его от фонового оформления. Но визуальный эффект не поддавался простейшим законам осязания. Работы можно «ощупать», созерцая орнаменты, причудливые смысловые знаки. А то, что стоит за работами, – сырой материал — скромно «устроился» на столе. Это овальный плоский камень, лежащий на тарелке, наполненной водой. В центре отверстие для кисти. То есть посетитель может стать участником творческого процесса, обмакнув кисть в воду и «напоив» ею камень. Капельки воды, растекаясь, создают природные узоры в напоминание о полной гармонии каменной и водной стихии. Но это мое, субъективное понимание работ в противовес супьяновскому видению: «…Прежней реальности память, прежней реальности эхо, где камень казался одушевленным, пока не испарится вода, где камень – вечный соперник воды. И этот конфликт дает разрушиться каждому явлению, не разрушая ничего, и остаться мне вновь пустым и чистым».
Для Супьянова процесс создания зиждется на философии игры. Однажды в процессе работы художник наблюдал, как краски текут по картону, произвольно очерчивая новые формы. Затем то же самое он наблюдал на камне. Только вместо красок была вода. «Было интересно смотреть, как камень принимает воду. Созерцание – это необыкновенно приятное состояние», — признался художник.
Загадка работ в ее простоте: кто-то узреет керамику, иные – археологические находки, как это случилось с посетителями на московской экспозиции. А дети рисовали. Не ждали, пока вода высохнет. Еще воду! Им было интересно «окрашивать» камень водой. «Поить» его.
Восприятие работ рождает множество противоречивых чувств. Но суть сильнее иллюзии противоречий. А ощущение древности, примешанное к произведениям, наводит на мысль об истоках – то, от чего мы неумолимо уходим, но боимся утратить навсегда.
В целом здесь может быть любая трактовка: «У каждого художника свое видение искусства, и оно имеет право на реализацию. Разные модули –
словно разные народы Северного Кавказа», — подметил председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов.
Искусствовед Татьяна Петенина увидела в них нотки актуального искусства: «Это искусство, которое формируется на острие времени. Но от него всегда веет холодом, вымученностью, чем-то искусственным… Я думаю, это тоже актуальное искусство, но оно настолько органичное, цельное. Поэтесса Марина Цветаева относила художников к разряду явлений природы. Художник развивается, творит по законам, понятным лишь высшим силам. Ибрагимхалил Супьянов, как никто, подпадает под это определение. Да, предел есть, но где он, мы не знаем и еще долго не узнаем.
Современные технологии с удивительным вкусом, изысканностью сочетаются с умными вещами, которые живут в нас глубоко, на уровне подсознания. Это искусство, которое не разрушает, а созидает».
Искусствоведы едины во мнении, что художник противостоит разрушительным свойствам действительности, сохраняя внутреннюю целостность.
Здесь же звучали восторженные высказывания о чрезвычайной простоте работ: они словно созданы из ничего. Художник ничего не усложняет, не пытается щегольнуть новизной, он берет простые, известные и выверенные временем основы и варьирует ими. Это рисунки морской волны на прибрежных камнях, это прикосновения речной воды к берегам… Кажется, что серии можно продолжать до бесконечности или же просто любоваться тем, как поверхность камня покрывается водой, приобретая темные насыщенные оттенки цвета. В который раз убеждаюсь, что все простое — гениально, а родилась концепция проекта в экспозиции-посвящении Международному дню водных ресурсов. «Художником был найден весьма оригинальный и одновременно простой художественный прием в отражении поставленной задачи — рассказать о воде, – отмечает куратор проекта, искусствовед Джамиля Дагирова. – Камень забирал в себя информацию, принесенную водой, а неповторимые картины мира у него «отбирал» фотоаппарат. Идея представлялась интересной, глубокой и многогранной, и по предложению галереи автор развил ее для формата большого и цельного проекта», поэтому теперь зрители «могут прикоснуться к еще одному новому из тысячи романов о воде и камне как визуально, так и реально».
Выставка продлится до 7 ноября.