Самый знаменитый из изображенных им стягов – Знамя Победы над Рейхстагом на портрете теперь уже известного всем Абдулхакима Исмаилова. Этот портрет был оценен самим героем. Абдулвагаб Шамсулвараевич писал с натуры тех, кто вернулся после окончания войны в Дагестан, но многие работы из серии «Герои Советского Союза» прототипы не могли видеть. Очередную возможность посмотреть в глаза победителям предоставил в течение месяца дагестанский филиал Российского Фонда культуры. В Галерее «Во — АРТ» в «Президент-комплексе» действует ретроспективная выставка заслуженного деятеля искусств РД Абдулвагаба Муратчаева.
— Со многими участниками войны я был хорошо знаком, дружил, и тем не менее я их не часто просил позировать. Меня больше интересовал их образ военных времен, и я старался создать его по фронтовым снимкам, — вспоминает он.
В галерее ветеранов Великой Отечественной и дядя художника Камалутдин Муратчаев, который не вернулся с фронта и двоюродный брат, моряк Гаджи Кадиев, погибший в Севастополе. Дорогой образ отца пришлось восстанавливать благодаря памяти близких. Водоворот репрессий затянул Шамсулварая Муратчаева из селения Тарки. Расстрел специалисту-технику по борьбе с сельхозвредителями заменили 25 годами заключения. В первые же дни войны он столкнулся не с врагами насаждений, а с настоящей «коричневой чумой». Домой он не вернулся. В воспоминаниях Абдулвагаба остались частые командировки отца по Северному Кавказу, где он с вертолета опрыскивал хлебные поля. А трое его сыновей мечтали о хлебе…
Становление художника-графика Муратчаева началось с работы в редакции республиканской газеты «Дагестанская правда», где надо было и писать портреты, и ретушировать фотоснимки.
— Под праздники речи партийных секретарей из Москвы приходили глубокой ночью, а к утру газета должна выйти. Работали ночь напролет, снимки подготавливал, делал ретушь, — рассказывает Абдулвагаб Шамсулвараевич.
Ответственное отношение к делу, воспитанное дедом и временем, так зарекомендовало молодого художника, что он был принят в Союз журналистов СССР. И к званию заслуженного деятеля искусств Дагестана он был представлен именно этим творческим объединением.
Публицистичность, заданная его творчеству газетой, дополнялась символичностью.
У него не было знаменитых учителей, хотя он работал бок о бок со многими из них, и именно Муэтдин Джемал предложил его кандидатуру на должность директора Художественного фонда дагестанского отделения Союза художников РФ.
Где бы ни работал Абдулвагаб Шамсулвараевич, он параллельно участвовал в оформлении праздничных демонстраций. Транспаранты и плакаты – это одна из его стихий. Сам он нечасто участвовал в демонстрациях, но, когда видел главную площадь Махачкалы в одеянии, созданном его группой, гордость от причастности к торжественности наполняла художника.
Человеку, всю жизнь связанному с парадами, чужда парадность в обычной жизни. Он просто работал, и итоги его труда украшали бытие соотечественников афишами, плакатами, портретами, геральдическими знаками и этикетками. Не думал голодный мальчишка из сороковых, что именно ему придется создавать первые коробки для дагестанских конфет. Отпечатанные в кремлевской типографии орнаменты Абдулвагаба Муратчаева украшали собранные вручную упаковки. Вот ослик в черкеске, в белой папахе и с кинжалом, как настоящий джигит, везет в своих плетеных корзинах сладости. А коричневое платье балхарки с кувшином на плече будто слеплено из шоколадной массы. Двадцать коробок из-под пера графика вошли в коллекцию дизайнерских работ Муратчаева. Этикетки производственного объединения «Дагвино» заказывались в Мексике и Финляндии, пока дагестанский график из Тарков не освоил в совершенстве промышленную графику. Образцы созданных им этикеток и эмблем тоже выставлены в «Президент-комплексе».
В экспозиции снова «встретились» люди разных поколений, живые и живущие в памяти. «Созерцательная образность, обостренное внимание к многочисленным деталям, тонкая идеализация портретов героев и ветеранов Великой Отечественной войны не только позволяют выразить чувство глубокого уважения к беспримерному подвигу участников и ветеранов Великой Отечественной войны, но и способствуют возникновению у зрителей чувства внутренней сопричастности и заинтересованности диалога прошлого с настоящим», — комментирует экспозицию искусствовед Зинаида Гейбатова-Шолохова.
Абдулвагаб Шамсулвараевич известен своим стремлением к документальности и образности, в этом отношении его считают продолжателем традиций русских и советских художников-реалистов. И вместе с тем его работам присущ глубокий символизм.
На выставке представлены работы, запечатлевшие известных людей Дагестана. Художник, удостоенный в прошлом году гранта Президента РД за проект «Мой век – мои современники», умело передает образ времени. Среди лучших представителей разных поколений – один из основателей академической науки в Дагестане – член-корреспондент РАН Хайбула Амирханов и академик Мурад Омаров, доктор исторических наук из Дагестана Расул Магомедов и профессор из Венгрии Иштван Гонкур Мандоки, имам Шамиль, Ататюрк и первый Президент республики Муху Алиев, писатель-воин Магомед-Салам Яхъяев и киносценарист Арсений Тарковский.
— Такого рода выставки надо возить по городам России, чтобы все видели истинное лицо кавказской национальности, — заметил посетивший выставку во время своего приезда в Махачкалу руководитель художественной галереи «Дагестан» в ВВЦ в Москве Шамиль Алиев.
Знаменитые семейства Шихсаидовых, Хархаровых, Алиевых предстают перед посетителями 4-й персональной выставки Абдулвагаба Муратчаева, которая экспонируeтся в «Президент-комплексе» до 8 июня. Здесь благодаря портретам Абдулвагаба Шамсулвараевича можно познакомиться и с членами семьи автора: дедушкой, бабушкой, отцом, матерью, дочерью Фаридой, внуками Султан-Саидом и Султан-Мурадом, другими родственниками.
Абдулвагаб Шамсулвараевич продолжает писать историю кистью и пером.