Школа жизни Муху Алиева

Родился Муху Гимбатович 6 августа 1940 года в с.Тануси Хунзахского района в крестьянской семье. После окончания семи классов в Тануси учился в Избербаше в интернате горцев. Окончил Избербашскую среднюю школу №1 с серебряной медалью в 1957 году. В том же году поступил на историко-филологический факультет Даггосуниверситета им. В.И.Ленина, который окончил с отличием в 1962 году. Поехал по распределению в Цумадинский район, два года работал учителем, завучем, директором Нижне-Гакваринской одиннадцатилетней школы. Вернулся в университет с желанием заняться наукой, в 1964 году был избран освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ ДГУ. В 1969 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук.
Алиев М.Г. всегда тяготел к науке, но недюжинные качества лидера, высокий интеллектуальный потенциал были замечены не только руководством вуза. В 1970 году он стал первым секретарем Махачкалинского горкома ВЛКСМ. Обладатель всех высших комсомольских наград, делегат двух съездов ВЛКСМ – четырнадцатого и пятнадцатого, Муху Гимбатович обязан своей стремительной карьерой как своим личным и профессиональным качествам, так и эффективной партийной системе работы с кадрами. В возрасте 31 год он был избран первым секретарем Советского райкома партии г. Махачкалы, став одним из самых молодых секретарей партийных комитетов в нашей стране. Сам по себе случай выдвижения на должность первого секретаря райкома партии в столице с должности первого секретаря горкома ВЛКСМ в советское время – факт беспрецедентный.
Первым секретарем райкома партии М. Алиев работал более 12 лет. Затем, в 1985 году, он был переведен на работу в Дагестанский обком КПСС заведующим отделом организационно-партийной работы, избран кандидатом в члены Бюро обкома партии. С этого времени в течение 25 лет он находился на руководящих должностях в республике. С 1990 по 1991 год – первый секретарь Дагестанского обкома КПСС, член ЦК КПСС, с 1991 по 1995 годы – заместитель председателя, затем председатель Верховного Совета республики. С 1995 по 2006 годы – Председатель Народного Собрания. С 2006 по 2010 годы – первый Президент Дагестана.
Судьба распорядилась так, что ему довелось быть последним первым секретарем Дагестанского обкома КПСС и последним Председателем Верховного Совета Дагестана, а также первым Председателем Народного Собрания Республики Дагестан и первым Президентом Республики Дагестан.
Более 10 лет возглавлял дагестанский парламент, являлся депутатом 9-12 созывов Верховного Совета Республики Дагестан, 1-3 созывов Народного Собрания Республики Дагестан. Трудно переоценить его роль как первого председателя Народного Собрания – парламента нового типа, встроенного в современную структуру разделения государственной власти. С его именем связано организационное становление Народного Собрания, становление парламентаризма в Дагестане.
В политической системе республики парламент Дагестана играл стабилизирующую роль, особенно в так называемые смутные девяностые годы. Краеугольную позицию парламента М.Алиев подчеркнул на 15 сессии НС РД 31 октября 1996 года и обеспечивал следование ей: «Конечно, есть силы, которые хотят, чтобы Народное Собрание выполняло декоративные функции. Есть и такие, которые хотели бы сделать Народное Собрание местом войны с исполнительной ветвью власти. Ни того, ни другого мы не должны допустить. Наша задача состоит в том, чтобы в полном объеме выполнять свои функции, предоставленные Конституцией Республики Дагестан».
Народным Собранием республики вместе с другими органами власти была проделана значительная работа по сохранению единства и целостности Дагестана в составе Российской Федерации, гражданского мира и межнационального согласия, созданию необходимой нормативно-правовой базы для реформирования социально-экономической жизни, совершенствования государственного устройства, развития местного самоуправления, регулирования межнациональных отношений, развития демократических институтов. По инициативе председателя парламента дагестанский парламент принимал решение о лишении депутатов неприкосновенности, ограничения доступа в парламент лиц с криминальным прошлым, особенно совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Федеральный центр не согласился с этими изменениями в законодательстве дагестанского парламента, и в ходе кампании по приведению региональных законов в соответствие с федеральным законодательством они были отменены, но, без сомнения, это была одна из тех инициатив, которые делают честь любому парламенту.
Дагестанский парламент был одним из сильных и авторитетных парламентов в стране. Не случайно М.Алиев в 2004 году был признан лучшим спикером страны, спикером года. М.Г.Алиев считается одним из инициаторов идеи формирования гражданского общества в республике и ее проводником. В Дагестане мало кому было известно это понятие, за исключением специалистов, и председатель парламента взял на себя нелегкий труд по просвещению депутатов, чиновников и особенно дагестанцев в вопросах формирования гражданского общества. Когда начинали эту работу, все было далеко не так, как сегодня. На идею не было не то что официального запроса, – было постоянное подозрение: для чего это ему?
Речи и выступления председателя парламента – яркие документы времени. Они не только воссоздают реалии и дух сложного времени, но и проявляют в полной мере политическую ответственность и ясное видение ситуации, дар политического прогнозирования, умение видеть последствия принимаемых решений. Он обладал важнейшим для политика качеством -умением предвидеть риски и угрозы для мирной жизни общества и концентрировать на этом внимание. Так, он предупреждал о возможности событий 1999 года, об опасности религиозного экстремизма. В интервью газете «Известия» еще в декабре 1997 года он подчеркивал: «В нашем обществе сегодня нет четкой идеологии, нет духовного стержня. Мы говорим о плюралистическом обществе, где среди прочего возрастает роль всех религий в духовной жизни, а в наших условиях – ислама. Это закономерно, и органы власти обязаны всячески поддерживать этот процесс. Но настораживает то, что в последние годы набирает силу исламский экстремизм… Это, пожалуй, самое опасное в политической жизни не только Дагестана, но и на Северном Кавказе. И сложности могут возникнуть не только из-за обострения национальных отношений, сколько на религиозной почве».
В интервью «Независимой газете» в январе 1999 года, констатируя сохраняющуюся угрозу единству Дагестана и его вхождению в состав РФ, неадекватность принимаемых властью мер в складывающейся ситуации, он отмечает сформированность условий, необходимых для войны: наличие идеологии, лидеров и вооружения: «Ситуация может обостриться при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств, особенно в этом, может быть, решающем, критическом, 1999 году».
Выступления Муху Гимбатовича в период нападения банд международных террористов на Дагестан в 1999 году – ценнейший материал современной истории Дагестана. Никогда выступления М.Алиева не носят столь жесткий, принципиальный и беспощадно-честный характер, как в те дни на фоне угроз и рисков для республики. Война 1999 года, заявил он в выступлении на совместном заседании Государственного совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан 3 августа 1999 года – следствие недостатков, ошибок руководства республики и преднамеренных действий российских национал-предателей – чем еще объяснить снятие погранзастав накануне нападения, батальона внутренних войск, расквартированного в Ботлихе? Многочисленные выступления, интервью председателя парламента в те дни российским и зарубежным СМИ позволили дать объективную информацию о событиях в республике и эффективно противодействовать пропаганде и дезинформации со стороны противодействующих сил.
Говоря о качествах, необходимых для руководителей, руководящих органов, М.Алиев неоднократно подчеркивал в разных выступлениях важность умения предвидеть последствия предпринимаемых решений, солидной прогностической проработки вопросов. Без этого неизбежно сползание к социальной демагогии. «История КПСС завершится затянувшейся перестройкой, – говорил он на 28 съезде партии, – а Горбачев будет напоминать горца, который надевает бурку после дождя». А о возможных последствиях непродуманных, авантюрных реформ Ельцина Б.Н. Алиев М.Г. говорил еще в самом их начале, и все мы хорошо знаем, чем закончилась «шоковая терапия» и «блиц-приватизация» горе-реформаторов.
Как известно, после событий в Беслане В.Путин выступил с инициативой о новом порядке избрания глав регионов, с идеей ужесточения вертикали власти. В своем выступлении на заседании Совета Федерации, где обсуждалась инициатива центра, М.Г. Алиев предостерег от рисков, которые несет такой подход: «Опыт учит, что даже самые безупречные и продуманные идеи могут превратиться в свою противоположность при недооценке механизмов их реализации. Особо тщательного подхода и осторожности требует подбор политических кадров в реально или потенциально конфликтные районы, а это почти весь Южный федеральный округ. О проблемах и рифах кадровой политики центра свидетельствует тот факт, что лица, бросаемые на руководство этим округом в последние годы, мягко говоря, не оправдали надежд, возлагавшихся на них. Есть ли гарантия, что с субъектами, скажем, входящими в состав Южного федерального округа, такая ситуация не повторится? Поэтому механизм подбора руководителей субъектов для избрания через законодательные органы должен быть максимально открытым, демократичным, защищенным от вмешательства сверхбогатых криминальных олигархов в центре и на местах, которые уже, засучив рукава, приступили к этой работе».
Насколько правомерен такой подход – вопрос, который в последнее время все больше набирает остроту, и не стал ли сам М.Алиев первой жертвой идеи, которая, будучи доведена до предела, превратилась в свою противоположность?
Ни один руководитель Дагестана не был так активно связан с международной деятельностью страны, как М.Алиев. Пример тому – тот факт, что более 14 лет – с 1996 г. по настоящее время – он представляет Россию в различных международных организациях – Парламентской Ассамблее Совета Европы, Конгрессе местных региональных властей Совета Европы (КМРВЕ). Можно сказать, что после Махачкалы и Москвы Страсбург был третьим городом, где ему регулярно приходилось работать, отстаивать интересы страны.
М.Г.Алиев – доктор философских наук, профессор. Его научные статьи публикуются в таких авторитетных журналах, как «Вопросы философии», «Философские исследования», «Социологические исследования», «Вестник российского философского общества», «Социально-политический журнал», «Федерализм» и др. По рекомендации Института философии РАН издательство «Республика» выпустило книги М.Алиева «Согласие», «Социализация согласия». Биография и идеи трудов М.Г.Алиева изложены в энциклопедическом словаре «Философы России 19-20 столетий».
Круг научных интересов М.Алиева – национальное, гражданское, конфессиональное согласие в процессе формирования гражданского общества и правового государства. Пожалуй, ни одним из дагестанских руководителей не написано столько о проблемах межнациональных отношений, единстве и целостности республики, хотя все поколения наших руководителей придавали этим вопросам первостепенное значение.
Брошюры «Единство и целостность республики как конституционный принцип», «Республика Дагестан: приоритеты современной национальной политики», статьи «О проекте Комплексной программы решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан», «Дагестан будет удивлять мир не столько нашим многообразием, сколько единством этого многообразия», «Национальная свобода и межнациональное взаимодействие». Эта тема проходит сквозь всю книгу «В поисках согласия». Можно сказать, что разработка, формирование и реализация современной национальной политики в республике во многом связаны с его именем. Под его руководством разрабатывалась «Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан». Почетный доктор Бакинского университета, он выступал с научным докладом «Глобализация и культура согласия» в Страсбургском университете.
М.Алиев – первый президент Дагестана. С его именем связано становление этого института в республике. Это были годы, связанные с коренными изменениями политической жизни, государственного устройства в соответствии с новой Конституцией. Впервые введена президентская форма правления вместо Госсовета, полностью изменен и порядок проведения выборов в парламент (введена пропорциональная система), не привязанный к жесткому регулированию национального представительства. Перед новым руководителем стояла сложная задача – обеспечить общественно-политическую стабильность в новых условиях, выработать соответствующий курс развития республики, ее перевода из одного состояния в другое – от закрытой, во многом теневой, к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике, от авторитаризма к формированию гражданского общества, развитию институтов демократии, от беззакония и коррупции к законности и порядку, от атрофии этики к духовности. Это тяжелые, болезненные, сложные задачи, и пути их решения определялись в ежегодных Посланиях Президента Народному Собранию.
За четыре года настроить работу новых политических институтов для республики и добиться коренных изменений в реализации намеченных задач невозможно. Сама Россия вот уже в течение двадцати лет после развала СССР по сути не решила ни одну из серьезных задач, связанных с коренными изменениями ни в плане обеспечения благополучия, ни в плане безопасности своих граждан. Тем не менее истекшие четыре года для Дагестана были наиболее успешными во всей ее постсоветской истории. По многим показателям социально-экономического развития сократилось отставание республики от субъектов ЮФО. Выполнялись все бюджетные обязательства, своевременно выплачивалась зарплата, осуществлялись все социальные выплаты, финансировались программы экономического и социального развития. Регулярно повышалась зарплата работникам бюджетной сферы, государственным и муниципальным служащим. На 30% увеличены детские пособия. Во всех школах организовано питание школьников начальных классов. Средняя заработная плата по республике выросла с 3400 рублей в 2005 году до 10 тысяч рублей в 2009 г. А начинали ведь с долгов по зарплате, социальным выплатам и другим бюджетным обязательствам за 2005 год, превышающим 500 млн руб. из-за невыполнения задания по сбору налогов. Дагестан был единственным субъектом на территории РФ, где денежные расчеты осуществлялись на бумажных носителях и Центральный Банк РФ из-за недоверия к республике почти до 2008 года тянул работу по их переводу на электронную основу.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет республики выросли в три раза. За счет этого была увеличена зарплата отдельным категориям работников. Если средняя зарплата журналистов республиканских СМИ в 2005 году составляла 3676 рублей, то в 2009 году – 8364; актеров театров – соответственно 6000 и 8800 рублей; библиотечных работников – 4200 и 7200, ансамбля «Лезгинка» – 4504 и 16000 руб. Увеличена зарплата и в Театре оперы и балета. С 2008 года оказывается дополнительное ежемесячное обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед республикой, – заслуженных деятелей искусств, образования, здравоохранения, тех, кто в прошлом занимал ответственные должности на партийной, советской работе. С 2007 года вдвое увеличилось финансирование на издание научной, педагогической и художественной литературы. Выплачиваются значительные единовременные денежные выплаты при рождении каждого пятого и последующего ребенка за счет республиканского бюджета.
Вопросы социально-экономического развития республики были главным приоритетом прошедших четырех лет. За эти годы построены 53 школы, 75 объектов здравоохранения, из них 27 больниц, 5 поликлиник, 43 ФАПа. Сданы в эксплуатацию такие «долгострои», как республиканский кардиологический центр, физиотерапевтический центр, в этом году завершено строительство Дворца спорта имени А.Алиева, на стадии завершения строительство республиканского травматологического центра. В 57 населенных пунктов республики пришел газ, построено 264 км автомобильных дорог, 31 мостовых переходов. Именно в этот период началась грандиозная работа по газификации горных районов – Гумбетовского, Хунзахского, Ботлихского, Цумадинского, завершается реконструкция Гимринского тоннеля. В прошлом году были заасфальтированы дороги до Рутула, Кумуха, Ботлиха, третьей очереди автомагистрали «Махачкала-аэропорт», завершается асфальтирование дороги до Цуриба и Гумбета. В 24 населенных пункта подведены новые водопроводы. Завершается строительство очистных сооружений во всех городах. По программе «Юг России» (2008-2012) более 3 млрд рублей выделено на эти цели. Сделан прорыв и в решении такой затянувшейся проблемы республики, как создание Ауховского района и переселение лакцев на новое место жительства, которое по сути было приостановлено. На реализацию этой программы также выделено по ФЦП «Юг России» более 3 млрд рублей.
Безусловным приоритетом президента была культура. Реконструирован Театр кукол в Махачкале, построен Лезгинский театр в Дербенте, открыта республиканская школа Мурада Кажлаева для одаренных детей, проведены Дни республики Дагестан в Москве, ежегодно проводились международные фестивали русских театров, деятели литературы, искусства, культуры получали моральную и материальную поддержку, широко отмечались все значительные события в их жизни.
Никогда ранее вопросы поддержки талантливой молодежи не получали такого звучания, как в период его деятельности. Принята республиканская программа «Одаренные дети», направлена на учебу во Францию группа талантливых детей из малообеспеченных семей, учреждены впервые президентские гранты для поощрения авторов наиболее актуальных социально-значимых проектов и разработок в сфере науки, культуры, образования, экономики, молодежной политики, деятельности общественных объединений, национальных отношений. Ежегодно выплачивались 100 стипендий наиболее талантливым студентам, молодым художникам, музыкантам, литераторам, увеличилось количество целевых мест для дагестанцев в вузах РФ. Прошли встречи Президента РД со студентами – отличниками учебы в Махачкале, в Москве, со студентами – выпускниками вузов. Усилилось внимание защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2009 году для них было приобретено 138 квартир. На столько же квартир заложены финансовые средства и в бюджете на 2010 год. Президент неоднократно в своих выступлениях, Посланиях Народному Собранию говорил, что подавляющее большинство наших проблем, негативных явлений связаны с неэффективным государственным управлением, безнравственностью людей во власти, ее оторванностью от жизни народа. Поэтому он придавал большое значение вопросам максимальной прозрачности власти, ее открытости, доступности населению, влиянию институтов гражданского общества на власть. Обеспечению открытости действий власти и обратной связи с населением способствовали введение «Горячей линии» Президента РД, президентского сайта, проведение Единых дней информирования населения и другие формы работы. Президент получал до 8000 обращений в год. По данным Фонда защиты гласности, Дагестан в последние годы был в числе немногих регионов, в которых была отмечена наивысшая степень свободы СМИ.
За эти годы президент побывал почти во всех городах и районах Дагестана, принял тысячи посетителей.
Произошли заметные сдвиги в административной реформе и реформе местного самоуправления. Были сделаны первые шаги по практике конкурсного набора претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, формированию основ электронного правительства, внедрению электронной системы похозяйственного и территориального учета. Разработана Стратегия развития республики до 2020 года.
Работа шла по всем направлениям и должна привести к улучшению благополучия дагестанцев, обеспечению их безопасности. Только таким путем, а не силовыми методами, только упорной, тяжелой повседневной работой можно противостоять религиозно-политическому экстремизму. Это была позиция первого президента с первых дней его деятельности на этом высоком посту.
Несмотря на огромное сопротивление тех, чьи интересы задевались происходящими изменениями, большинство населения Дагестана доверяло ему. Об этом говорит не только ежегодный рост обращений на его имя, но и социологические опросы, которые проводились в Дагестане. Во многом это связано и с такими личными качествами М.Алиева, как огромная трудоспособность, беспощадная требовательность к себе и к окружающим его работникам, глубокое знание дела, принципиальность. Работа с ним – настоящая школа, хотя и очень тяжелая.
Заслуги М.Алиева отмечены орденами «За заслуги перед Отечеством» 2, 3, 4 степени, орденами Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», несколькими медалями, многими ведомственными наградами.
 

Предыдущая статьяКто мы такие?
Следующая статьяВ зоне опасности огня

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

И.о. мэра Махачкалы присоединился к общегородскому субботнику

Исполняющий обязанности главы Махачкалы Ризван Газимагомедов присоединился к общегородскому субботнику. Градоначальник помог очистить территорию у озера Ак-Гель. Сегодня, 4 января,...

В Махачкале проходит общегородской субботник

Общегородской субботник проходит в Махачкале сегодня, 4 января. Экологическая акция проводится на территории всего городского округа. В субботнике принимают участие сотрудники...

В мэрии Махачкалы состоялась встреча с обманутыми дольщиками

В актовом зале мэрии Махачкалы состоялась встреча с дольщиками многоквартирного дома по улице Ирчи Казака, 37. С горожанами встретились...

Подростку из Махачкалы, который лишился ноги, помогли снова встать на ноги

Юный махачкалинец, который в результате несчастного случая лишился ноги и руки, снова встал на ноги благодаря собранным средствам. В апреле...

Коллективу махачкалинской школы представили нового директора

Врио начальника управления образования администрации Махачкалы Марат Ибрагимов сегодня, 3 февраля, представил педагогическому коллективу средней общеобразовательной школы №58 поселка...

И.о. мэра Махачкалы посетил семью, потерявшую двух сыновей в ходе СВО

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов в ходе рабочей поездки в Ставропольский край посетил дагестанскую семью, потерявшую двух сыновей...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам