«Виноградную косточку в теплую землю зарою…»

Все правильно, время бежит, не делая остановок, изменяя облик родного города. Сегодня сложно представить, что в 50-е годы прошлого столетия в нашем, тогда небольшом южном городе от улицы Ирчи Казака и до гор землю покрывали зеленые плантации виноградника, от нынешней улицы Гамидова и до бесконечности осенью собирали урожай сладкой винной ягоды.
Дагестан называли виноградным цехом России, виноградарство и виноделие составляли 30-35% экономического потенциала республики. Зарождение, расцвет, упадок – таков жизненный цикл на земле. Что сегодня с некогда процветающей отраслью сельского хозяйства? Болит ли сердце у тех, кто посвятил виноградарству и виноделию свою жизнь? Много замечательных тружеников растили виноградную лозу, собирали богатый урожай, создавали шедевры винодельческого искусства. Виноградом, виноделием занимался и Алексей Николаевич Череватенко, известный в республике человек, специалист своего дела. Сегодня Алексей Николаевич на заслуженном отдыхе, ему есть что вспомнить и что рассказать из своей наполненной событиями и трудом жизни.
– Алексей Николаевич, Ваш жизненный путь, карьерный рост – хорошая иллюстрация к нашей теме. С чего все начиналось? Расскажите немного о себе.
– Без истории семьи нет истории человека. Родом я с Украины. В Балаклеевском районе есть село Червонный Яр. Там жила моя семья – отец, мать, братья. Родители работали в колхозе, мы, ребята, как и положено, учились, баловались, помогали в крестьянском труде.
Так получилось, что в 1939 году, когда мне исполнилось 10 лет, семья переехала в Дагестан. Поселились мы в селе Богатыревка, там тогда был процветающий колхоз имени 8 Марта.
Отец работал бригадиром полеводческой бригады, мать занималась домашним хозяйством. Она была грамотной, религиозной женщиной, вела переписку с церквами на Кавказе.
С началом Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, сражался на Дальнем Востоке. Мы помогали взрослым на колхозных полях. Помню, выращивали хлопок, свеклу. В те времена не разрешалось сеять то, что хотели колхозники. Спускались «сверху» определенные цифры на определенные культуры и вот – давай план!
– То есть о виноградарстве Вы тогда еще не задумывались?
– Нет, конечно! Сколько лет мне тогда было после 7-го класса?
Долго плутал в поисках подходящего образования. Сначала сдал документы в медучилище. Но когда увидел учебные экспонаты, заспиртованные в банках, больше туда ни ногой. Даже документы не забрал.
Поступил в индустриальный техникум в городе Орджоникидзе, было это в 1946 году. Учеба нравилась, но быт оказался очень тяжелым: общежитие, где в одной комнате 40 человек, соломенные матрасы, холод. Не выдержал, уехал домой.
Следующий шаг – Дербентский плодоовощной техникум. Можно сказать, это и была первая дорожка к моей будущей работе. Отделение, куда я попал, называлось «Виноградарство и виноделие».
Это было солидное учебное заведение, после окончания которого я поступил в Дагестанский сельскохозяйственный институт на факультет уже по выбранной специальности.
– И сразу по окончании вуза стали работать на стезе виноградарства и виноделия?
– Нет. Еще была за плечами армия и многое другое. Я служил 5 лет в авиации стрелком – радистом, прыгал с парашютом, однажды, прыгнув с громадной высоты, повредил себе ногу…
В армии вступил в Коммунистическую партию, и после демобилизации, был направлен в Советский райком партии города Махачкалы. Оттуда получил направление в Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Год трудился в Управлении, и наконец-то меня отправили в Махачкалинский винзавод на должность начальника цеха розлива. Там же меня избрали секретарем партийной организации.
– Виноградарство без виноделия немыслимо, и наоборот – тоже. Откуда поступала продукция на винзавод?
– Вокруг Махачкалы располагались небольшие колхозы, где произрастал виноград. Помню, тогда было много болгар, которые занимались виноградарством.
Эти колхозы нам сдавали виноград, воду мы использовали родниковую, которая поступала с Тарков.
Было много споров из-за воды, кто-то часто ее перекрывал, тогда у нас случался простой. Водопровод шел с горы Тарки-Тау, через территорию завода им. Гаджиева, затем вдоль по улице Ленина. Там еще строили небольшие павильоны над кранами, из которых горожане набирали воду.
Беда была в том, что родниковая вода, сильно минерализованная, вскорости забивала трубы, отверстия зарастали отложениями, трубы приходилось менять.
Вина мы изготавливали хорошие, качественные, 25 сортов: сухие, крепленые, кагоры, каберне. Наша продукция буквально «разлеталась» по стране. Мы завоёвывали награды, получали премии. Директором винзавода в то время был Ибрагим Габибулаевич Абакаров – толковый руководитель и прекрасный человек.
5-6 лет я проработал на винзаводе, затем меня назначили директором винсовхоза «Ленинкентский». Потом в моей жизни был совхоз «Геджух». Это было прекрасное сильное хозяйство. Если помните, там находились знаменитые Воронцовские подвалы.
Вниз, в глубину вели около 70 вырубленных ступеней, прекрасная вентиляция, отличная дренажная система, постоянная температура + 12 градусов. Умели строить при царе-батюшке.
Недавно побывал в тех краях – запустение какое-то, безжизненность…
Далее судьба опять переменилась, меня назначают директором Дербентского коньячного завода, а затем уже руководителем производственно-совхозного объединения «Дагвино».
– Алексей Николаевич, у меня такой вопрос. Лидером отечественного виноделия считается город Дербент. По сегодняшний день в Дербенте работают такие крупнейшие предприятия, как коньячный комбинат и завод игристых вин.
Почему в народе бытует мнение, что кизлярский коньяк лучше дербентского?
– Я бы не стал делать такое категоричное утверждение. И дербентский, и кизлярский – очень хорошие коньяки. Но если брать за образец коньяк французский, производимый в одноименной провинции этой страны, то ближе к этолону по вкусовым качествам будет коньяк кизлярский. И дело не в нарушении технологий или в человеческом факторе. Просто разные по составу и кислотности земли, разное количество солнечных дней, отсюда и различается продукция, поставляемая на комбинаты. В Кизлярском районе климатические и почвенные условия близки к французской провинции, потому и коньяк немного другой, чем в Дербенте.
– Вы, как бывший руководитель треста Дагвино, можете сделать сравнительный анализ состояния отрасли в 70-80-х годах и сегодня?
– Что здесь можно сказать? В 70-80-е годы прошлого века площади виноградников республики достигли 71,2 тыс. га. Валовой сбор винограда составлял 384 тыс.тонн, а урожайность – 74,6 центнера с гектара.
В сезон перерабатывалось 450-500 тыс. тонн винограда.
Сегодня же рекордом считается, если собрано всего за сезон 100 тысяч тонн, а урожайность – с 1 гектара – 16 центров…
В те времена проводилась большая научно-исследовательская работа, огромное внимание уделялось перспективам развития отрасли.
Большой вред виноградарству нанесла так называемая антиалкогольная кампания середины 80-х годов прошлого века, когда вырубались виноградники.
Я не говорю уже о всяческих реформах в отрасли, когда нас заставляли брать за образец калифорнийский вариант в плане посадки и обработки виноградника.
Но у нас не Калифорния и не Франция. Наша техника, технология приспособлены для наших условий, а потому эффективнее чужеземных.
Вся эта непродуманная, авантюрная политика нанесла нашей отрасли больше вреда, чем Великая Отечественная война.
– И все-таки, Алексей Николаевич, возможно ли возрождение отрасли виноградарства и виноделия даже в нынешних условия?
– Я не уверен в том, что виноградарство в Дагестане получит дальнейшее развитие. Потому что у власти находятся экономисты, не специалисты и производственники, а экономисты и коммерсанты. А этим людям нужна сиюминутная выгода, отдаленные результаты их не интересуют.
Виноделием практически никто не занимается, выгоднее производить водку и крепкие напитки.
Другая причина в том, что реализация готовой продукции виноделия не стыкуется с производством. Невозможно реализовать вино, которое есть уже, его не так много, но все-таки есть.
Все диктует коммерция в наше время. А производство оказалось в загоне. Тут и скудное финансирование, и незаинтересованность руководителей. Поэтому виноград невыгодно выращивать.
Одно дело – выращивать столовые сорта винограда, если есть места сбыта. Куда сложнее реализовать винные сорта – для этого должна существовать слаженная система, которой сегодня нет.
Меня очень расстраивает сложившееся положение дел в нашей отрасли, хоть кто-то и делает вид, что у нас все в порядке.
– Спасибо за беседу, Алексей Николаевич, всего Вам доброго, удачи и здоровья!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...
spot_imgspot_img

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам