Ширила Ши под небом Дагестана

К сожалению, в последнее время становится не так уж легко куда-то выежать, и не только в материальном аспекте, ведь эти поездки бывают очень накладны, но и время берет уже свое, возраст дает о себе знать. Но как говорят, мир не без добрых людей: наша мужская команда из четырех человек давно хотела иметь свое представление об этом уголке Дагестана и влиться в большой мажлис поломников, прибывающих в это село в конце июня каждого года. Мы – это автор этих строк, а также Ашум Сапаров, его сын Курбан – за рулем, (переселенцы из села Дуакар, ныне проживающие в селе Чинар Дербентского района) и их сосед Абдула – агулец, с чистым, глубоко душевным намерением решили принять участие в этом богоугодном деле. Ведь не зря говорят, что, если хорошее богоугодное намерение сделать от души, Всевышний поддержит и поможет во стократ возвысить баракат и достичь намерения.
В Дагестане много мест, куда можно совершить паломничество: восхождение на Шалбуздаг и Ахульго, в села Кахиб и Батлух Шамильского района, Верхний Дженгутай Буйнакского района и многие другие места. Ширила Ши – село даргинцев Дахадаевского района, расположенное рядом с известным не только в Дагестане, но и далеко за его пределами своими мастерами-златокурзнецами, селением Кубачи. Ширила Ши известно как священное место, посещаемое поломниками со всех уголков нашей республики. В чем заключается священность земли этого малоизвестного горного уголка, который так притягивает к себе паломников? Как это маленькое село стало местом паломничества сотен и тысяч идущих на зиярат? Нам захотелось самим совершить паломничество и узнать, в чем святость этого горного села. Но давайте обо всем по порядку и прямо по пути нашего следования.
Свернув с трассы Ростов – Баку на Саликском повороте по асфальтированной дороге, мы попадаем в Кайтагский район и едем в сторону райцентра – села Маджалис. Наш путь лежит по лесной аллее, мимо детского лагеря «Ореховая роща». По склонам предгорных хребтов тянется полоса горных широколиственных лесов, в которых растут дуб, граб, бук, клен, ясень и дикорастущие плодовые деревья (кизил, яблоня, айва, лещина, грецкий орех, шиповник и др.). Далее поселок Родниковый, где живут переселенцы из различных сел Кайтагского района. На нашем пути – огромные поля с фруктовыми садами. Для переработки выращенных плодов здесь построен Маджалисский консервный завод, где производятся консервы разных сортов. Маджалисские яблоки: пепин лондонский, кальвин красный и кальвин белый славятся своими вкусовыми качествами. Недалеко от завода, переехав новый мост, перекинутый через реку Уллучай, мы попадаем на окраину райцентра – села Маджалис, расположенного в 121 км от Махачкалы, на левом берегу реки Уллучай и горы Ширибягтав (скалистая лесная горка на правом берегу реки), находящейся на высоте более 500 метров над уровнем моря.
Над селением Маджалис живописно и сурово нависает Кайтагский хребет. На хребте горделиво раскинулись отдельные скалы: скала Гьелинна Гъуми в переводе с даргинского означает «Скала невесты». (Об этой скале есть легенда. Давным-давно молодая девушка, спасаясь от врагов, ушла в горы. С собой она взяла полный сундук драгоценностей. Но девушку преследовали враги. Уставшая, она присела на сундук, чтобы отдохнуть, и в это время невесту с драгоценностями окружают враги. Девушка сильно испугалась и мгновенно застыв, превратилась в неприступную каменную скалу. Враги удивились этому явлению, не подозревая, что в это самое время сами превращаются в скалы…).
На другом конце села – годекан Аттала Туме. Здесь толпятся люди, ожидающие транспорт для отправки в свои родные села Дахадаевского и Кайтагского районов. По пути к этому годекану по правой стороне, после маленького перевального спуска, находится кустарниковый склон со скалами, которые носят название ДулчIан гъумри (звучание скалы). Если по пути громко разговаривать или кричать, то в скалах это отдается глухим эхом. В этих же скалах есть родник (его название в переводе означает «Холодная вода»), который в народе считают святым.
Далее по Хунгийскому майдану в сторону верхнего Кайтага наш путь разделяется на две дороги: прямо — в село Шиляги, направо – в Уркарах. Здесь в последнее время обустроен путевой родник Квагшин – (целебная вода с запахом). И далее мы едем по уркарахскому подъему, по долине все выше и выше на запад до с. Уркарах. Кругом прекрасная природа.
Спускаясь к долине, переехав мост, мы оказываемся на территории села Кубачи. Недалеко от этого села небольшое ровное место, называемое Сукун (почему оно так называется, уточнить не удалось), где спуск очень крутой, с поворотами и при встрече две машины не в состоянии разъехаться. Ходовой транспорт здесь УАЗ, «Нива». Головокружительный спуск после пасмурной погоды! Глинистый покров скользок. Я объездивший весь Дагестан вдоль и поперек, такого спуска не встречал нигде. Спускаемся к речке. Это один из притоков Улучая, и местные жители ее называют ХIалахIеркI (Большая река). Перейдя эту речку, мы наконец-таки попадаем на территорию села Ширила Ши.
Святые места Дагестана. Ученый, увидев такое впервые, скажет, что это продуманный культурный ландшафт, художник назовет это живописным пейзажем, священнослужитель заметит здесь божественный промысел. Уголки дагестанской земли настолько великолепны по форме, гармоничны с той же суровостью гор, что является для человека подлинным источником целительной силы.
Природа этой местности, ее красота возбуждают фантазию и воображение всей нашей туристической группы, сподвигают на новые мысли о том, как щедро одарил Всевышний всеми прелестями природы этот край, и они еще и еще раз привлекают паломников на вершину совершать богоугодное дело, шаг за шагом ступая с благодатными намерениями к цели. Сюда притягивает сама природа, чтобы очистить душу от грехов, совершаемых людьми в своем неведении.
Когда к 11 часам утра мы въезжали в село, по громкоговорителю было слышно, как читают мавлид, и мы поспешно присоединяемся к группе людей, читающих мавлид в мечети. Село состоит из двух частей: Шилахъар – нижняя и Шилахъар – верхняя. Мечеть находится в верхней части села.
В дальнейшем моим собеседником стал Ахмед Рабаданович Рабаданов, учитель местной начальной школы. (Здесь уместно вспомнить 60-е годы XX века.
Оказывается, в 1960 году Ахмед окончил первое Буйнакское педучилище, а я – аварское педучилище. Учились и жили четыре года в одном городе, а встретились сегодня 21 июня 2011 года, через 51 год).
С давних времен село известно как место зиярата Шейха ХIасана, выходца из Саудовской Аравии, из племени курайшитов, последователя МухIамад Идбага. (Идбаг – это ученое звание в исламе). В числе 40 воинов был и Шейх ХIасан, который умер на газавате в Северном Дагестане. Точное время его смерти неизвестно. (Может быть, историки что-то знают об этом). Сельская мечеть разрушалась несколько раз, и во время одного из разрушений внутри кладки нашли надписи 900-летней давности. После развала СССР, когда дали повод широкому развитию ислама, мечеть была отреставрирована.
Еще до революции многие посещали могилу Шейха ХIасана, читали Коран, оставаясь всю ночь на втором этаже над его могилой. По словам старожилов села, Коран всегда читали в белом одеянии. Брюки и рубашки шили из того материала, в который заворачивают покойника – бязь.
С каждым годом все шире становится посещение паломниками могилы Шейха ХIасана. Продолжается это поломничество три дня – 20, 21, 22 июня каждого года, чтобы в течение самых длинных дней в году приезжие смогли исполнить ритуал и быстро возвратиться домой. Приезжают сюда поломники из Акушинского, Кайтагского, Дербентского районов, из села Чинар, городов Избербаша и Махачкалы, наряду с самими ширинцами, которые расселились по городам и селам равнинного Дагестана, их друзьями и соседями.
Было очень интересно смотреть со стороны на поломников, когда они поднимались к селу. По дороге среди высокой густой травы шли кубачинки в свойственном им одеянии – белых платках. Видны были только их головы, похожие на клин расуловских журавлей, парящих над горной вершиной. Сюда люди шли толпами, чтобы сделать жертвоприношение и помолиться о здоровье и счастье близких.
Посещение могилы Шейха ХIасана верующие считают чудодейственным. Тут, по поверью, можно вылечиться от болезней, получить отпущение грехов, многие раздают принесенные с собой вещи, кое-кто раздает деньги, не считая тех, что уже были отданы ими на мавлид и садакъа.
Вот Ахмед Рабаданович рассказывает мне, что когда в 1960 году после окончания Буйнакского педучилища он начинал работать в школе, в селе было более 70 хозяйств, а в настоящее время – менее 12. В начальной школе в те годы обучалось более 70 учащихся, было 7-8 учителей, а в настоящее время – 5 учеников и 2 учителя. Из этого следует вывод, что это даргинское село оскудевает из-за плохих дорог, отсутствия элементарных бытовых условий, люди переселяются кто куда.
Но не все выходцы этого села забывают свои родные края и природные богатства. И я напомню только об одном целебном роднике, называемом ГIулилогьин (гIулило – глаза, гвин – вода). Этот родник находится на левом берегу речки Хулила ХIеркI. Люди с окрестностных сел приезжают сюда за водой, берут ее канистрами, как говорят, для снятия сглаза. Этот источник обустроил Мухтар Джамалудинов – выходец из этого села, работающий в одной из войсковых частей г. Москвы. Для того чтобы люди могли отдыхать и молиться рядом с источником, построил и молебную комнату – мечеть Магомед Сапаров, житель села Чинар. Открытие этой мечети состоялось 22 июня утром мавлидом до начала большого мавлида в селе. Кроме этого, источника в северной (теневой) части окрестности села еще очень много других источников, так как северная часть пологая, лесистая, травянистая: дожди выпадают очень часто: до обеда солнце, после обеда дождь. Впитываясь в грунт, эти дождевые воды ищут себе выход где-то внизу. Таким образом, источников много: озрела гьин, духарин и бецIла гьин — волчья вода, расположены на склоне горы.
Это район средневысотных горных хребтов, длинных крутых водораздельных хребтов, узких долин. Между хребтами текут шумливые горные речки – притоки Уллучая. Окружающий мир изобилует разнообразной цветовой палитрой. Природа и в самом деле щедро одарила этот уголок земли благоухающим разнотравьем альпийских лугов, говорливыми реками. Здесь все зелено, пестро в цветах. Наши горы остаются разноцветными во все времена года.
Удивительное свойство пестрых гор: глядеть на них не надоедает, они не утомляют глаз. Смотришь на их спокойную, величавую задумчивость, на облака, медленно гуляющие над склонами, и на душе становится отрадно и тепло. А они пестры даже от теней облаков, которые черными пятнами пасутся на склонах. Белые облака отражаются в зеркально чистых водах, прозрачные дали подернуты синей дымкой, горные хребты в темно-зеленом бархате. В ясную лунную ночь можно наблюдать, как россыпью узоров звезды горят на небе. Горы зовут с одной стороны посетить их, совершая паломничество, с другой стороны – видеть в них символ могущества вечной и незыблемой природы.
И вот уже 22 июня. Довольные после обеденного мавлида и посещения могилы Шейха ХIасана паломники покидают место зиярата, возвращаются домой, сначала по пологому спуску до речки, а оттуда – крутой подъем. Таким образом, паломники, испытывая трудности от общения с природой, приобретают душевное наслаждение от исполнения благого дела во имя Аллаха. Это – покорность перед Всевышним, и с этого начинается воздержание от грехов. Они поистине уверовали, что Аллах направит их на путь истинный, делая каждый вдох и выдох с его именем на устах. И как приятно и немного жалко было смотреть через окно нашей «Нивы» на пеших паломников, поднимающихся по крутому горному склону, на легко поднимающихся стариков. Мне кажется, что Всевышний очистит их души от всяких грехов, отметит каждый их шаг. И за каждый глубокий вдох и выдох на подъеме, за терпение и выдержку. Кто не видел и не почувствовал этого на себе, тот не знает, какое это приятное и богоугодное дело, и мы не находили слов, чтобы выразить свое душевное восхищение паломниками, поднимающимися под дождем в гору до перевала Ускуна, мокрых и вспотевших, к месту, где их ожидал транспорт.
Хотелось бы, чтобы все бизнесмены – выходцы из этого села и имеющие родственные связи, объединились, накопили средства и провели до села нормальную дорогу, газ, чаще приезжали в свои родные места, в этот богато одаренный природой райский уголок. Кроме того, чтобы село Ширила Ши добилось истинного расцвета, нужна государственная поддержка в его социально-экономическом развитии.
Все это я написал для того, чтобы люди, особенно молодежь, не забывали и посещали свои родные края, места, где они родились, чтобы они как паломники посещали могилы своих родителей, своих родных, оставшихся в селах и не переселившихся на равнину. Чтобы не забывали свои корни. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь Международного женского дня

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное к Международному женскому дню, который традиционно...

Дагестан продолжит восстановление объектов в Запорожской области

Врио министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Дагестан Александр Нестеров сообщил ТАСС, что   власти Дагестана до конца 2025...

Мэр Махачкалы поздравил с 8-м марта женский состав аппарата и подведомственных учреждений администрации

В канун Международного женского дня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов поздравил и наградил за успехи в работе прекрасную половину...

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам