Сегодня у нас в гостях профессиональный барабанщик Магомедов Личинбек Казимович, известный широкой публике как Магомед Ахтынский. Он расскажет нам о своей профессиональной деятельности и поделится секретами успеха.
– Личинбек Казимович, со скольких лет Вы начали играть на барабане?
– Я начал играть на барабане, когда мне было 7 лет.
– Как это произошло?
– В детстве отец всегда брал меня с собой на разные мероприятия. Тогда я и научился играть на барабане. В нашем селе я был первым, кто начал играть не палочками, а руками. Один раз к нам из соседнего селения приехали артисты со своим концертом. Их барабанщик неожиданно заболел и не мог выступать. Билеты на концерт были дорогие, и отменить его нельзя было. В их репертуаре были танцевальные номера, исполнение которых без барабана было невозможно. Тогда председатель нашего сельсовета попросил меня сыграть. Я учился в третьем классе. Для меня это было большой честью, но в то же время я впервые выступал на публике, и у меня появилось чувство страха и волнения. Но концерт прошёл удачно. Я сыграл и заработал свои первые деньги. Мне тогда дали три рубля, большие по тем временам деньги.
– Кто был Вашим наставником?
– Моим наставником был мой отец. Он был известным барабанщиком в Ахтынском районе. Родом я из селения Ялак. Моего отца многие знали как человека мужественного и веселого. Он воспитал и дал образование 10 детям. Когда мой отец умер, я поклялся продолжить его дело.
– Ваши первые достижения.
– Первое звание я получил в отделе культуры Ахтынской райадминистрации. Мне присвоили звание лауреата музыкального конкурса района. Это было в 70-х годах прошлого века. Потом я со своими братьями (они тоже музыканты, один играет на духовых инструментах, другой – на клавишных) принимали участие в республиканском фестивале. Мы получили звание лауреатов в номинации «Игра на национальных инструментах». В 1971 году я переехал в Махачкалу. Неоднократно выступал на республиканских фестивалях и получал призовые места. Также с братьями мы ездили в Сочи на фестиваль всесоюзного значения с участием представителей Вьетнама, Лаоса и других зарубежных стран. В 1973 году я поступил в Культпросветучилище, учился на заочном отделении. В 1977 году окончил его с отличием. Потом меня пригласили работать в общеобразовательную школу №26 г.Махачкалы. Там я был руководителем детского хореографического ансамбля, организованного в том же году. Когда мы получили первое место в смотре художественной самодеятельности по Кировскому району, нам выделили небольшой актовый зал и 12 тысяч руб. на его ремонт. Это был очень хороший подарок для моего ансамбля. В этой школе я проработал до 1999 года. Потом меня пригласили в школу искусств №4 Советского района г.Махачкалы. Здесь я аккомпанировал в фольклорно-хореографическом ансамбле. С 2000 года я стал уже набирать учеников.
В 2008 году я получил Гран-при на республиканском конкурсе нагаристов. В 2008 году вместе с учениками в номинации «Национальные инструменты» в конкурсе «Таланты нового века» занял 1-е место.
– Часто к Вам приходят новые ученики?
– Дети ко мне ходят с большим удовольствием. Учеников я набираю на конкурсной основе. В прошлом году я выпустил четырех учеников. Многие мои ученики уже играют на свадьбах, выступают на концертах. Могу назвать Ахмедова Марата и Хизриева Насредина.
– Как Вы проводите отбор учеников?
– Я проверяю, насколько развит музыкальный слух у ребёнка. Дети сначала ходят на ознакомительные курсы по сольфеджио, знакомятся с творчеством дагестанских композиторов, конечно же, отечественных и мировых. Но самое главное – это слух, барабанщик должен улавливать ритмы музыки, а умение приходит со временем.
– Кто является Вашим любимым барабанщиком?
– Огромное внимание уделяю творчеству Рустама Аванесова, он был одним из сильнейших барабанщиков Дагестана. Чингиз Мехтиев – барабанщик мирового масштаба. Он жил в Дагестане, а его предки из Ахтынского района. С этих людей я и беру пример.
– Что самое сложное в творчестве барабанщика?
– Когда ко мне приходят маленькие дети, им бывает очень трудно держать барабан. Нужно уметь улавливать ритм музыки, должна быть правильной осанка. Хороший барабанщик – это хороший спортсмен. Он должен быть хорошо подготовлен физически.
– Играете ли Вы на других инструментах?
– Я умею играть на кларнете и на национальной гармонике.
– Лучше играть, когда Вы один или в составе ансамбля?
– Если барабанщик плохо играет, его нельзя ставить в ансамбль. Играть в группе очень сложно. При игре на других инструментах перед тобой всегда лежат ноты, а перед барабанщиками их нет. Поэтому сначала нужно научиться играть сольно и уже потом в коллективе. В школе, где я преподаю, самая сложная программа – это оркестровая, а самые сложные ритмы – это ритмы Южного Дагестана: татские, рутульские, цахурские и т.д.
– При игре на барабане, используете ли Вы какие-нибудь трюки?
– Естественно, используем. Например, крутим барабан на пальцах. Но на фестивалях эти трюки не оцениваются.
– Из какого материала изготавливают барабан?
– Раньше натягивали кожу. Самой лучшей считалась кожа красной рыбы. Её натягивали армянские и азербайджанские мастера. У нас в Дагестане использовали козью шкуру. Для этого шкуру обрабатывали, держали три дня в воде, очищали от шерсти и натягивали на корпус. Сейчас используют пластик, что намного прочнее. У меня в Дербенте есть товарищ, который изготовляет барабаны разных размеров. Материал для изготовления барабана он привозит из Турции, Саудовской Аравии, Индии. А барабанные палочки обычно изготовляются из кизилового дерева, они самые прочные.
– За сколько можно приобрести барабан?
– Хороший барабан стоит около 5 тысяч руб. Средний – 2-3 тысячи. Цена зависит от размера инструмента.
– Расскажите какой-нибудь курьёзный случай, случившийся с Вами во время исполнения.
– Меня с братом пригласили на свадьбу, и мы должны были только сопровождать жениха и невесту живой музыкой. Музыканты там были другие. Вот уже молодые поднимаются в зал, и вдруг неожиданно отключается свет, и, естественно, музыканты не могут играть. Тогда родственники молодых попросили нас, чтобы мы поддержали свадьбу. И мы около часа сидели посередине зала и играли, я на барабане, а мой брат на зурне. Нам удалось поддержать свадьбу, за что родственники молодых были нам очень признательны.
– Известно, что Вы ходите на свадьбы и как тамада.
– Меня уже около пяти лет приглашают на свадьбы в качестве тамады. Я стараюсь, чтобы свадьбы проходили веселее, живее, чтобы никому не было скучно. У меня есть своя программа, рассчитанная на свадьбы представителей разных национальностей. По-моему, все остаются довольными.
– Какие советы или рекомендации Вы дали бы начинающим барабанщикам?
– Я бы пожелал, чтобы они побольше играли вживую, не занимались пиратством, копированием чужой музыки. Нужно стремиться к тому, чтобы мы не теряли свой национальный колорит, придерживались своих обрядов, обычаев.
Хочу пожелать всем дагестанцам мира и благополучия. Желаю молодым, чтобы они всегда слушались родителей, своих педагогов. Для меня большая честь, если, указывая на моих учеников, люди будут говорить, он ученик Магомеда Ахтынского.
– Спасибо за беседу!