«Если крепко надеяться…»

Халит Гамидович Магидов. О нем сегодня в республике вспоминают педагоги, родные, друзья, коллеги, так как ему исполнилось бы 85 лет. С его сыном я училась в одном классе. Знаменитая на всю республику школа № 1, что рядом с Министерством просвещения, славилась, прежде всего, своими педагогами. Среди них было много приехавших из России, чем-то похожих на выпускниц Смольного. Я помню, что в основном в бытность министром просвещения Дагестана Халита Гамидовича моя мама тоже работала в этой школе, все они были отмечены званиями и благодарностями республиканского или российского министров. Слово «учитель» поэтому звучало гордо.
…Благодарное утро юной поры. Наш десятый смотрит окнами прямо на министерство. Разделяет два здания небольшой школьный дворик. Когда там проходили уроки физкультуры или сваливался с грохотом собранный металлолом, Славика Магидова как будто подменяли. Сидевший на задней парте первого ряда, несмотря на урок, он выглядывал в открытое окно и вмешивался в происходящее, забыв, что наша классная руководительница – математик Валентина Степановна Григорюк строга. Право на такую смелость, похожую на дерзость, ему давало то, что он учился хорошо, не был посредственным учеником, но не должность и авторитет отца.
– Магидов, я позвоню твоему папе или приглашу мать на беседу, – внушающее произносила она, не опасаясь, что за это замечание ее могут лишить работы.
Салаутдину приходилось свое мальчишество собирать в кулак: не легко быть сыном министра просвещения, чего притворяться. Нужно было всегда помнить об авторитете отца, да и о своей репутации, как его сына, не мешало б… Поэтому сын министра в нашем классе был, как все. Как все родители, его мама посещала родительские собрания, выслушивала учителей. Но Салаутдин и его младшая сестра Светлана чувствовали на себе не только строгость учительского взгляда, но и доброту, понимание того, что больно тяжкий труд – возглавлять министерство просвещения.
До сих пор дети Халита Гамидовича вспоминают свою школу с любовью. Любая педагогическая задача неоднозначна, ведь так! Нравственность, любовь к знаниям, подготовка к реальной жизни – вот три задачи, которые призвана решать школа вместе с семьей.
Когда Халит Гамидович Магидов, окончив педучилище, работал завучем Аксаевской средней школы, конечно же, он был замечен сразу, и через некоторое время его назначили заведующим районо. Выступая на августовских совещаниях, он постоянно обращал внимание на состояние школ, а когда уже возглавил идеологический отдел, то уже мог не только агитировать и призывать, но и действовать, разрешая не одну школьную проблему. В Махачкалу он приехал по решению бюро обкома партии о его переводе, пройдя в Хасавюрте основные ступени в должности второго секретаря горкома партии, затем председателя горисполкома, затем первого секретаря. Для тридцатипятилетнего мужчины это была хорошая школа подготовки к дальнейшей работе. Но не министром, а … председателем горисполкома. Творческая работа с кадрами, каждодневный труд на благо города и повышения благосостояния горожан требовались и в Махачкале с неменьшей остротой, чем в Хасавюрте. Расцвет столицы Дагестана в 60-е годы был связан именно с именем Халита Гамидовича Магидова. И теплота аллей, и красота Родопского бульвара с новым зданием Аварского театра, и строительство здания Дагестанского государственного университета, и мост в сторону Редукторного поселка через железнодорожное полотно и т.д. – это все было при нем. Даже мы, юное поколение, радовались тому, когда были убраны стоявшие вокруг парков и скверов железные ограды и каменные заборы. В Махачкале становилось светло, чисто и уютно. С появлением Халита Гамидовича как будто бы солнце проснулось и, ворвавшись в наш город однажды, уже больше не ушло.
Вот как вспоминает о Х.Г. Магидове в своей книге «Отражение эпохи» М.М. Яхьяев, известный в Дагестане хозяйственный партийный работник: «В 60-70-х годах XX века председателем Махачкалинского горисполкома работал Х.Г. Магидов. Это был человек, исключительно преданный делу, принципиальный руководитель. Халит Гамидович хорошо понимал, что для того, чтобы строго спрашивать с ответственных за ту или иную работу, надо досконально разобраться во всех плюсах и минусах, иметь объективное представление, конкретные данные. Поэтому его вместе с ответственными за ту или иную работу руководителями ежедневно с 6 часов утра можно видеть на самых важных участках благоустройства города, строящихся объектах, особенно жилья. А к началу рабочего дня, будучи в курсе событий, он мог компетентно, со своей принципиальностью спрашивать с каждого за его упущения и недостатки».
Многое сделал Халит Гамидович на хозяйственной работе. Только не успел перевести железную дорогу под Тарки-Тау. А жаль! Как бы изменилась экология города в эти годы. Наверное, в Махачкале сохранилось бы больше заповедных зон. Надо же думать о живой природе не на словах, а на деле.
Махачкалинцы помнят, как по утрам, а то и по вечерам Магидов делал пеший проход по городу. Казалось, не было не замечаемых им участков. Он шел неторопливо – стройный, строгий и вместе с тем очень доброжелательный. От него исходила такая большая духовная сила, что порой, особенно летом, и поливальной машины не требовалось, чтобы засияли улицы Махачкалы после напряженного трудового дня. Но по утрам, когда, наконец, появлялась вода в строящемся городе, поливальная машина и не одна – усердствовала против пыли и смога.
Когда мы заканчивали школу, Халит Гамидович уже был молодым министром просвещения Дагестана. Настоящий подвижник просвещения и культуры, он не знал отдыха ни днем, ни ночью, работая по 18 часов в сутки! За последние 30 лет без малого равного ему на этой должности не было! За такой оценкой авторитетов и общества стоит добросовестный труд на протяжении 18 лет! В течение 12 лет Х.Г. Магидов также избирался депутатом Верховного Совета Дагестана, удостоен 12 правительственных наград, в том числе 4-х орденов. Общество в стране в 60-70-е годы было пропитано заботой о школе. До прихода Халита Гамидовича в Минпрос Дагестан занимал последние места в Российской Федерации по показателям в системе просвещения – позади Дагестана была только Тува, и то потому, что до тех лет Тувинской автономии не существовало. С участием Магидова в должности министра просвещения при его огромном организаторском таланте и при безусловной поддержке руководства республики Дагестан смог достичь средних показателей!
Каждый год газеты республики перед 1 сентября, особенно в период работы министром, брали интервью у Халита Гамидовича. За редким исключением он поручал отвечать на вопросы корреспондентов своим заместителям. Беседы были проникнуты заботой о школе, об учителях. Не раз и я, молоденькая журналистка «Комсомольца Дагестана» была интервьюером министра. Всегда очень волновалась перед тем, как войти в кабинет, много раз повторяла вопросы, чтобы, не сбившись, последовательно их произнести, задать дополнительные, успеть записать, не переспрашивая. Никогда он не ссылался на то, что очень занят, что нет времени, что он встречает какого-то почетного гостя или его вызывают на совещания в Обком партии. Не требовал, чтобы ему показывали текст, подготовленный журналистом, не болел боязнью под названием «беликовщина»: как бы чего не вышло. Наоборот просил информировать о состоянии дел в школах тех районов, куда приходилось выезжать по заданию редакции. Не помню случая, чтобы редакция «Комсомольца Дагестана», отдел учащейся молодежи не дождались бы ответа из Минпроса на ту или иную проблемную статью, касавшуюся сфер министерства, особенно по вопросам посещаемости школ. Всеобуч был проблемой № 1!
Кто изо дня в день преодолевал массовый отсев из школ и преодолел? Кто добился права преподавания родного языка в сельских школах? Кто добился издания нужного количества учебников и учебно-наглядной литературы на родных языках, для дополнительных учебных программ? Кто добился широкого строительства школ по всей республике? Вопросы комплектования школ педагогическими кадрами с соответствующим образованием, расширение строительства пришкольных интернатов, детских дошкольных учреждений, спецшкол – очень не простые! В своей книге «Очерки краткой истории развития образования в Дагестане», которая потихоньку собиралась, но вышла только через 2 года после того, как не стало Халита Гамидовича, оценивая успех, он пишет об одной достойной находке в кадровом плане для республики: «В дни Всесоюзного съезда учителей (24 июля 1968 г.) одному из лучших директоров школ Дагестана – директору Усишинской средней школы Акушинского района Хамис Абдусаламовне Казиевой в Москве были вручены Золотая звезда Героя Социалистического Труда и орден Ленина. За годы работы в качестве министра Халит Гамилович несколько раз лично бывал в Усиша, в средней школе знакомился со стилем и методами работы ее директора Х. А. Казиевой, всего педагогического коллектива в постановке учебно-воспитательного процесса. Каждый раз он убеждался в том, что эта школа по результатам своей работы не уступает городской школе. В честь награждения
Х.А. Казиевой дагестанская делегация учителей дала торжественный ужин. Это не единственный случай, когда Х. А. Казиева и другие педагоги вошли потом в хозяйственные, советские, партийные коридоры власти.
В 1972 году был завершен переход к всеобщему среднему образованию молодежи. Школа получила импульс на дальнейшее развитие. В 1973 году состоялся первый республиканский съезд родительской общественности. С докладом о роли родительской общественности в решении этого важнейшего вопроса выступила заместитель председателя Совета Министров республики Заира Магомедовна Хизроева. В работе первого съезда родительской общественности приняли участие все ответственные лица Дагестана: председатель Совета Министров А. Д. Умалатов, второй секретарь обкома КПСС В.Е.Одинцов и др.
Настойчивые усилия Дагестана по улучшению своих показателей по вопросам народного образования не прекращались.
В 1976 году Дагестан уже с 73-72-го места переместился на 69-е место, оставив позади себя четыре региона. Руководство республики по-прежнему уделяло работе Министерства просвещения большое внимание. В 1980 году Дагестан уже был на 48-м месте в Российской Федерации. Темпы республики от съезда к съезду учителей нарастали…
После Минпроса Халит Гамидович Магидов 12 лет работал доцентом Дагпедуниверситета, закончив книгу «Очерки краткой истории…». Жаль, что он ее не успел увидеть – слишком трудным стал этот процесс – издаваться.
Сегодня, когда вот уже 15 лет нет с нами Халита Гамидовича Магидова, думается и вспоминается о нем с особой теплотой и благодарностью. Да, «иных уж нет и те – далече…». Но советская школа была лучшей школой мира! Доказательство? Вот министр и приводит его: «В газете «Зеленый мир» (№12, 1996г.) академик РАН Н. Н. Моисеев пишет: «…в 70-е годы меня дважды приглашали с циклами лекций для аспирантов в США и оба раза я попадал впросак – мои новые слушатели оказывались не достаточно подготовленными для восприятия того материала, который я должен был прочесть. Мои американские слушатели меня просто не понимали, и мне приходилось втолковывать им азы, которым мы учили наших студентов на
3-м и 4-м курсах».
Прав, ох, как прав Халит Гамидович, написав в конце своей книги следующие строки: «Ни одно государство мира не добьется успеха ни в политике, ни в экономике, запустив народное образование. Было бы желательно, чтобы у нас в стране народное образование не на бумаге, а на самом деле являлось приоритетной сферой. Фактически (пока что) народное образование в государственных приоритетах отходит на второй план.
Говорят, что если крепко надеяться на что-нибудь, то делу сопутствует успех. Хотя педагоги народ не суеверный, но мы будем надеяться на дальнейшее успешное развитие народного образования».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Солар»: число DDoS-атак на Южный федеральный округ России в 2024 году выросло в 2,5 раза

По данным экспертов ГК «Солар», архитектора комплексной кибербезопасности, общее количество DDoS-атак на организации в Южном федеральном округе России выросло...

Жителям одного из домов Махачкалы завысили оплату за электричество на 11 млн рублей

Жителям одного из домов Махачкалы сделали перерасчет за  электроснабжение на сумму более 11 миллионов рублей. Госжилинспекция РД провела проверку по...

Суд признал пятиэтажное строение в центре Махачкалы самовольной постройкой

Верховный суд Дагестана удовлетворил иск о признании возведенного в центре Махачкалы пятиэтажного каркаса самовольной постройкой. Обязанности по сносу железобетонного...

В столице Дагестана бегом занимаются 13% местных жителей

Беговой сезон в России обычно стартует ранней весной. Однако, согласно исследованию сети клиник «Будь здоров» и страховой компании «Ингосстрах»,...
spot_imgspot_img

Аналитики Yota: В Дагестане наблюдается более чем 80% рост спроса на онлайн-психологов

В 2024 году мобильный интернет-трафик на психологические онлайн-сервисы увеличился на 116%, а посещаемость таких платформ возросла на 58%. Эти...

ПСБ более чем в десять раз увеличил объем трансграничных переводов в Северо-Кавказском федеральном округе

Бизнес СКФО продолжает активно осваивать новые рынки и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. В январе-феврале 2025 года объем трансграничных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам